Безвестное исчезновение лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Безвестное исчезновение лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как обратиться с заявлением в полицию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане вправе обращаться в государственные органы, в том числе в органы внутренних дел, включающие в себя полицию. При этом для обращений с заявлениями (сообщениями) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях установлены особые правила. Обратиться можно в устной или письменной форме. Принимает и регистрирует такие обращения полиция. Для обращений о безвестном исчезновении лиц предусмотрены свои особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; ч. 1 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699; п. 1, пп. 2.1, 2.2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 2 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане вправе обращаться в государственные органы, в том числе в органы внутренних дел, включающие в себя полицию. При этом для обращений с заявлениями (сообщениями) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях установлены особые правила. Обратиться можно в устной или письменной форме. Принимает и регистрирует такие обращения полиция. Для обращений о безвестном исчезновении лиц предусмотрены свои особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; ч. 1 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699; п. 1, пп. 2.1, 2.2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 2 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015).
Нормативные акты
Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015
"Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 N 36499)Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2015 г. N 36499
"Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 N 36499)Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2015 г. N 36499
Приказ СК России от 23.09.2024 N 106
"О порядке представления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и иной информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях"о преступлениях в отношении прокуроров, судей, сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителей высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, сотрудников органов ФСБ России, МВД России и ФТС России, судебных приставов-исполнителей, военнослужащих высшего офицерского состава в связи с исполнением ими служебных обязанностей, повлекших смерть или причинение тяжкого вреда их здоровью, а также о похищении или безвестном исчезновении вышеперечисленных лиц;
"О порядке представления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и иной информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях"о преступлениях в отношении прокуроров, судей, сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителей высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, сотрудников органов ФСБ России, МВД России и ФТС России, судебных приставов-исполнителей, военнослужащих высшего офицерского состава в связи с исполнением ими служебных обязанностей, повлекших смерть или причинение тяжкого вреда их здоровью, а также о похищении или безвестном исчезновении вышеперечисленных лиц;
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ МВД России N 38, Генеральной прокуратуры России N 14, Следственного комитета РФ N 5 от 16 января 2015 г. "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ МВД России N 38, Генеральной прокуратуры России N 14, Следственного комитета РФ N 5 от 16 января 2015 г. "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
Статья: О дистанционном похищении людей
(Марченко Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<12> Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
(Марченко Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<12> Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
Статья: Проблемные аспекты процессуального порядка возбуждения уголовных дел по статье 337 УК РФ
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Как явствует из п. 10 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц <6>, о том, что в отношении безвестно отсутствующего лица (в том числе военнослужащего) было совершено преступление, может свидетельствовать:
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Как явствует из п. 10 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц <6>, о том, что в отношении безвестно отсутствующего лица (в том числе военнослужащего) было совершено преступление, может свидетельствовать:
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Иногда ведомство пытается детализировать, как основания принятия решения о передаче сообщения по подследственности, так и порядок осуществляемых при этом действий. Так, согласно п. 9 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, сообщение о безвестном исчезновении лица, содержащее признаки совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности следователей Следственного комитета РФ, поступившее в территориальный орган МВД России, после регистрации передается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в следственный орган Следственного комитета РФ. Одновременно информация о поступлении указанного сообщения и его передаче в соответствующий следственный орган Следственного комитета РФ незамедлительно направляется прокурору.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Иногда ведомство пытается детализировать, как основания принятия решения о передаче сообщения по подследственности, так и порядок осуществляемых при этом действий. Так, согласно п. 9 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, сообщение о безвестном исчезновении лица, содержащее признаки совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности следователей Следственного комитета РФ, поступившее в территориальный орган МВД России, после регистрации передается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в следственный орган Следственного комитета РФ. Одновременно информация о поступлении указанного сообщения и его передаче в соответствующий следственный орган Следственного комитета РФ незамедлительно направляется прокурору.
Статья: Система образования в образовательных учреждениях Следственного комитета Российской Федерации
(Багмет А.М., Османова Н.В.)
("Российский следователь", 2022, N 9)Практика показывает, что зачастую в материалах проверки отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки совершения в отношении пропавшего лица преступления. Отсутствие очевидных данных в момент поступления сообщения о безвестном исчезновении лица, указывающих на признаки состава преступления, не снимает со следователя обязанности проверки сообщения о преступлении, а возлагает дополнительные обязанности по организации соответствующей деятельности.
(Багмет А.М., Османова Н.В.)
("Российский следователь", 2022, N 9)Практика показывает, что зачастую в материалах проверки отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки совершения в отношении пропавшего лица преступления. Отсутствие очевидных данных в момент поступления сообщения о безвестном исчезновении лица, указывающих на признаки состава преступления, не снимает со следователя обязанности проверки сообщения о преступлении, а возлагает дополнительные обязанности по организации соответствующей деятельности.
Статья: Компаративистский анализ поводов возбуждения уголовного дела в Российской Федерации и начала досудебного расследования в Республике Казахстан
(Новиков С.Н.)
("Современное право", 2025, N 5)- заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
(Новиков С.Н.)
("Современное право", 2025, N 5)- заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
Статья: О совершенствовании стадии возбуждения уголовного дела
(Багмет А.М., Османова Н.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Практика показывает, что зачастую в материалах проверки отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки совершения в отношении пропавшего лица преступления, а значит, отсутствуют и основания для возбуждения уголовного дела. Учитывая, что в момент поступления сообщения о безвестном исчезновении лица отсутствуют очевидные данные, указывающие на признаки состава преступления, а внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как таковые, то на этапе проверки сообщения о преступлении следователь решает задачу установления или отсутствия признаков преступления.
(Багмет А.М., Османова Н.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Практика показывает, что зачастую в материалах проверки отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки совершения в отношении пропавшего лица преступления, а значит, отсутствуют и основания для возбуждения уголовного дела. Учитывая, что в момент поступления сообщения о безвестном исчезновении лица отсутствуют очевидные данные, указывающие на признаки состава преступления, а внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как таковые, то на этапе проверки сообщения о преступлении следователь решает задачу установления или отсутствия признаков преступления.
Статья: Скептическое отношение к результатам оперативно-разыскной деятельности: разумная предусмотрительность или предрассудок?
(Санькова Е.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Рассматривая варианты результатов рассмотрения материалов по факту безвестного исчезновения лиц, И.В. Маслов пришел к выводу, что в ситуации тактического риска для следователя выигрышной является стратегия активных действий (возбуждение уголовного дела и производство расследования), а для оперативного сотрудника - бездействие (скорейшее направление материала следователю). Причем в последнем случае "следователь начинает реализовывать функцию органа, осуществляющего ОРД, и наблюдается смешивание оперативно-разыскных и следственных функций" <4>.
(Санькова Е.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Рассматривая варианты результатов рассмотрения материалов по факту безвестного исчезновения лиц, И.В. Маслов пришел к выводу, что в ситуации тактического риска для следователя выигрышной является стратегия активных действий (возбуждение уголовного дела и производство расследования), а для оперативного сотрудника - бездействие (скорейшее направление материала следователю). Причем в последнем случае "следователь начинает реализовывать функцию органа, осуществляющего ОРД, и наблюдается смешивание оперативно-разыскных и следственных функций" <4>.