Безвестное исчезновение
Подборка наиболее важных документов по запросу Безвестное исчезновение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим выяснения обстоятельств, связанных с безвестным исчезновением людей
(Бажанов С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1
(Бажанов С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1
Нормативные акты
Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015
"Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 N 36499)Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2015 г. N 36499
"Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 N 36499)Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2015 г. N 36499
Ситуация: Как обратиться с заявлением в полицию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане вправе обращаться в государственные органы, в том числе в органы внутренних дел, включающие в себя полицию. При этом для обращений с заявлениями (сообщениями) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях установлены особые правила. Обратиться можно в устной или письменной форме. Принимает и регистрирует такие обращения полиция. Для обращений о безвестном исчезновении лиц предусмотрены свои особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; ч. 1 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699; п. 1, пп. 2.1, 2.2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 2 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане вправе обращаться в государственные органы, в том числе в органы внутренних дел, включающие в себя полицию. При этом для обращений с заявлениями (сообщениями) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях установлены особые правила. Обратиться можно в устной или письменной форме. Принимает и регистрирует такие обращения полиция. Для обращений о безвестном исчезновении лиц предусмотрены свои особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; ч. 1 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699; п. 1, пп. 2.1, 2.2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736; п. 2 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015).
Статья: Отдельные вопросы взаимодействия добровольческих поисково-спасательных отрядов со следственными органами Следственного комитета России при организации поиска без вести пропавших граждан
(Пономарева Н.С., Сизых А.Д.)
("Современное право", 2024, N 11)В статье рассматриваются некоторые проблемы участия следователя СК России в организации поисковых мероприятий с привлечением поисковых отрядов общественных организаций при расследовании преступлений, сопряженных с безвестным исчезновением граждан. Подчеркивается, что одним из условий успешного поиска пропавших граждан является эффективное межведомственное взаимодействие, осуществляемое путем распределения функциональных обязанностей и зон ответственности всех участников поисковых мероприятий. По результатам исследования сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование деятельности по данному направлению.
(Пономарева Н.С., Сизых А.Д.)
("Современное право", 2024, N 11)В статье рассматриваются некоторые проблемы участия следователя СК России в организации поисковых мероприятий с привлечением поисковых отрядов общественных организаций при расследовании преступлений, сопряженных с безвестным исчезновением граждан. Подчеркивается, что одним из условий успешного поиска пропавших граждан является эффективное межведомственное взаимодействие, осуществляемое путем распределения функциональных обязанностей и зон ответственности всех участников поисковых мероприятий. По результатам исследования сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование деятельности по данному направлению.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ МВД России N 38, Генеральной прокуратуры России N 14, Следственного комитета РФ N 5 от 16 января 2015 г. "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ МВД России N 38, Генеральной прокуратуры России N 14, Следственного комитета РФ N 5 от 16 января 2015 г. "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
Ситуация: Как объявить гражданина РФ умершим и каковы последствия этого?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основано требование. Это могут быть, в частности, документы, подтверждающие заинтересованность заявителя в объявлении лица умершим (например, свидетельство о браке, свидетельство о рождении), документы о последнем месте жительства гражданина (например, его паспорт, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о регистрации по месту жительства) и документы, подтверждающие факт его отсутствия по месту жительства (например, справка из полиции о розыске), документы об обстоятельствах исчезновения, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, если оно было ранее принято (п. 4 ст. 132 ГПК РФ; пп. "б" п. 6 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 06.08.2025 N 553).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основано требование. Это могут быть, в частности, документы, подтверждающие заинтересованность заявителя в объявлении лица умершим (например, свидетельство о браке, свидетельство о рождении), документы о последнем месте жительства гражданина (например, его паспорт, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о регистрации по месту жительства) и документы, подтверждающие факт его отсутствия по месту жительства (например, справка из полиции о розыске), документы об обстоятельствах исчезновения, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, если оно было ранее принято (п. 4 ст. 132 ГПК РФ; пп. "б" п. 6 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 06.08.2025 N 553).
Статья: Компаративистский анализ поводов возбуждения уголовного дела в Российской Федерации и начала досудебного расследования в Республике Казахстан
(Новиков С.Н.)
("Современное право", 2025, N 5)- заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
(Новиков С.Н.)
("Современное право", 2025, N 5)- заявление физического лица либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
Статья: Прокурорский надзор как средство преодоления пассивного противодействия досудебному уголовному судопроизводству
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)Как бы то ни было, но прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, за законностью и обоснованностью процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел был и остается эффективным средством преодоления противодействия расследованию, обусловленного непринятием органами предварительного расследования и оперативно-розыскными органами необходимых мер по тщательной проверке сообщений о событиях с признаками преступлений, противодействия вынесению законных и обоснованных решений по результатам этих проверок, т.е. когда по различным причинам фактически саботируется выполнение публично-правовых задач. Один из примеров тому - уголовное дело об убийстве Соколова в Республике Марий Эл. Сообщение о его безвестном исчезновении поступило в орган внутренних дел, откуда материал первичной проверки был передан в территориальный следственный отдел следственного управления Следственного комитета России по Республике Марий Эл. Доследственная проверка этого материала оказалась заволокиченной следователем (проверочные мероприятия не проводились им в течение более 20 дней), в связи с чем надзирающий прокурор направил руководителю следственного отдела требование об устранении нарушений ст. 6.1 УПК. После состоявшегося обсуждения этого материала на оперативном совершении при прокуроре района было принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам убийства (ч. 1 ст. 105 УК). Постановление об этом следователь вынес спустя более 40 дней после регистрации сообщения о безвестном исчезновении Соколова. В ходе досудебного производства по делу по оперативным каналам удалось получить информацию о вероятном убийстве Соколова Сумкиным и лицами из его окружения. Однако их допросы состоялись лишь спустя длительное время, не дав какого-либо результата. В связи с пассивным проведением расследования и жалобой матери Соколова на бездействие следователя прокурор района дважды направлял в следственный орган требования об устранении недостатков расследования, однако эти меры оказались недостаточными. Проверка, проведенная прокуратурой республики, установила как многочисленные недостатки досудебного производства по указанному делу, так и очевидные упущения в прокурорском надзоре за исполнением законов при его осуществлении. Это стало основанием для передачи дела в производство республиканского следственного управления Следственного комитета РФ, создания по инициативе прокурора республики следственной группы для дальнейшей работы по нему, изменения квалификации деяния на п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК и принятия других правовых и организационно-практических мер по исследованию причастности Сумкина и его возможных соучастников к убийству Соколова, а также к отысканию его трупа, преодолению противодействия расследованию со стороны Сумкина и его возможных соучастников. В итоге были получены более веские доказательства совершения этого убийства Сумкиным и Петровым, а спустя полгода обнаружен и труп потерпевшего. Верховным судом Республики Марий Эл Сумкин и Петров осуждены за это и другое преступления. В связи с волокитой, отсутствием должного процессуального контроля и другими недостатками в организации расследования убийства Соколова в отношении работников следственных органов были приняты меры соответствующего реагирования, а в связи с недостаточно эффективным надзором за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью по этому делу наказаны в дисциплинарном порядке два помощника и заместитель прокурора района <9>.
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)Как бы то ни было, но прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, за законностью и обоснованностью процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел был и остается эффективным средством преодоления противодействия расследованию, обусловленного непринятием органами предварительного расследования и оперативно-розыскными органами необходимых мер по тщательной проверке сообщений о событиях с признаками преступлений, противодействия вынесению законных и обоснованных решений по результатам этих проверок, т.е. когда по различным причинам фактически саботируется выполнение публично-правовых задач. Один из примеров тому - уголовное дело об убийстве Соколова в Республике Марий Эл. Сообщение о его безвестном исчезновении поступило в орган внутренних дел, откуда материал первичной проверки был передан в территориальный следственный отдел следственного управления Следственного комитета России по Республике Марий Эл. Доследственная проверка этого материала оказалась заволокиченной следователем (проверочные мероприятия не проводились им в течение более 20 дней), в связи с чем надзирающий прокурор направил руководителю следственного отдела требование об устранении нарушений ст. 6.1 УПК. После состоявшегося обсуждения этого материала на оперативном совершении при прокуроре района было принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам убийства (ч. 1 ст. 105 УК). Постановление об этом следователь вынес спустя более 40 дней после регистрации сообщения о безвестном исчезновении Соколова. В ходе досудебного производства по делу по оперативным каналам удалось получить информацию о вероятном убийстве Соколова Сумкиным и лицами из его окружения. Однако их допросы состоялись лишь спустя длительное время, не дав какого-либо результата. В связи с пассивным проведением расследования и жалобой матери Соколова на бездействие следователя прокурор района дважды направлял в следственный орган требования об устранении недостатков расследования, однако эти меры оказались недостаточными. Проверка, проведенная прокуратурой республики, установила как многочисленные недостатки досудебного производства по указанному делу, так и очевидные упущения в прокурорском надзоре за исполнением законов при его осуществлении. Это стало основанием для передачи дела в производство республиканского следственного управления Следственного комитета РФ, создания по инициативе прокурора республики следственной группы для дальнейшей работы по нему, изменения квалификации деяния на п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК и принятия других правовых и организационно-практических мер по исследованию причастности Сумкина и его возможных соучастников к убийству Соколова, а также к отысканию его трупа, преодолению противодействия расследованию со стороны Сумкина и его возможных соучастников. В итоге были получены более веские доказательства совершения этого убийства Сумкиным и Петровым, а спустя полгода обнаружен и труп потерпевшего. Верховным судом Республики Марий Эл Сумкин и Петров осуждены за это и другое преступления. В связи с волокитой, отсутствием должного процессуального контроля и другими недостатками в организации расследования убийства Соколова в отношении работников следственных органов были приняты меры соответствующего реагирования, а в связи с недостаточно эффективным надзором за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью по этому делу наказаны в дисциплинарном порядке два помощника и заместитель прокурора района <9>.