Безопасность полетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Безопасность полетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ за нарушение правил использования воздушного пространства
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом не представлено доказательств того, что станция могла угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для работы радиотехнических средств и радиотехнического оборудования и для ее размещения необходимо было согласование старшего авиационного начальника аэродрома или собственника аэродрома
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом не представлено доказательств того, что станция могла угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для работы радиотехнических средств и радиотехнического оборудования и для ее размещения необходимо было согласование старшего авиационного начальника аэродрома или собственника аэродрома
Перспективы и риски арбитражного спора: Перевозка воздушным транспортом и сопутствующие договоры: Заказчик (Пассажир) хочет взыскать убытки в связи с отменой (задержкой) рейса Перевозчиком
(КонсультантПлюс, 2025)У Перевозчика отсутствовала возможность совершить рейс в связи с соблюдением условий безопасности полетов: неисправность воздушного судна, угрожавшая жизни или здоровью пассажиров
(КонсультантПлюс, 2025)У Перевозчика отсутствовала возможность совершить рейс в связи с соблюдением условий безопасности полетов: неисправность воздушного судна, угрожавшая жизни или здоровью пассажиров
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юрисдикция государства в отношении преступлений, совершенных на воздушных судах, и иных нарушений в контексте обеспечения безопасности полетов
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)"Международное публичное и частное право", 2022, N 5
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)"Международное публичное и частное право", 2022, N 5
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 24.1. Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Росавиация сообщила, как обеспечить орнитологическую безопасность полетов (16.09.2025)
Ситуация: Можно ли вернуть полную стоимость авиа- или железнодорожного билета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира. При этом сумма, которую пассажир может получить в таких случаях, зависит от причины, по которой перевозчик расторгает договор. Так, стоимость авиабилета не возвращается в случае нарушения пассажиром правил поведения на борту самолета, создающего угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также если состояние здоровья пассажира создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Также если пассажир отказывается, например, оплатить провоз своего багажа, в связи с чем авиакомпания расторгает договор перевозки, и данный договор предусматривает условие о возврате стоимости авиабилета при его расторжении, то пассажиру возвращается стоимость авиабилета с взысканием неустойки в размере 25% и суммы фактически понесенных расходов перевозчика (перевозчик вправе уменьшить размер неустойки) (пп. 3, 4, 6 п. 1, п. п. 3, 5, 6 ст. 107 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира. При этом сумма, которую пассажир может получить в таких случаях, зависит от причины, по которой перевозчик расторгает договор. Так, стоимость авиабилета не возвращается в случае нарушения пассажиром правил поведения на борту самолета, создающего угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также если состояние здоровья пассажира создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Также если пассажир отказывается, например, оплатить провоз своего багажа, в связи с чем авиакомпания расторгает договор перевозки, и данный договор предусматривает условие о возврате стоимости авиабилета при его расторжении, то пассажиру возвращается стоимость авиабилета с взысканием неустойки в размере 25% и суммы фактически понесенных расходов перевозчика (перевозчик вправе уменьшить размер неустойки) (пп. 3, 4, 6 п. 1, п. п. 3, 5, 6 ст. 107 ВК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Легальное определение приаэродромной территории отсутствует. Обычно под ней понимается прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого устанавливается зона с особыми условиями территории. Приаэродромная территория должна быть отображена в схеме территориального планирования субъекта РФ. Согласно ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Легальное определение приаэродромной территории отсутствует. Обычно под ней понимается прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого устанавливается зона с особыми условиями территории. Приаэродромная территория должна быть отображена в схеме территориального планирования субъекта РФ. Согласно ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Ситуация: Как вывезти ребенка за границу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем данные требования могут быть невыполнимы при поздней явке таких пассажиров на регистрацию в целях обеспечения требований безопасности полетов, в рамках которых дети не размещаются у аварийных выходов, а также требований центровки воздушного судна (Письмо Минтранса России от 24.07.2019 N 01-311-ПГ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем данные требования могут быть невыполнимы при поздней явке таких пассажиров на регистрацию в целях обеспечения требований безопасности полетов, в рамках которых дети не размещаются у аварийных выходов, а также требований центровки воздушного судна (Письмо Минтранса России от 24.07.2019 N 01-311-ПГ).
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> См., например: Чучаев А.И., Маликов С.В. Нравственные и правовые аспекты ответственности за причинение вреда беспилотными транспортными средствами // Транспортное право. 2022. N 3. С. 16 - 20; Маликов С.В., Чучаев А.И. Орнитологическая безопасность полетов: криминологическая и уголовно-правовая оценка // Уголовное право. 2021. N 8 (132). С. 59 - 69; Чучаев А.И., Маликов С.В. Механизм дорожно-транспортного происшествия с участием беспилотника: постановка проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 6 (115). С. 160 - 168; Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. М.: Проспект, 2018. 252 с.; Коробеев А.И., Чучаев А.И. Нарушение безопасности робомобилей как самостоятельное общественно опасное деяние // Уголовное право. 2019. N 3. С. 37 - 48; Коробеев А.И., Чучаев А.И. Транспортные преступления: исправление ошибок или движение по кругу? // Уголовное право. 2019. N 5. С. 48 - 58; Коробеев А.И., Чучаев А.И. Транспортные преступления: проект новый - недостатки старые // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 10 (107). С. 172 - 189; Чучаев А.И., Маликов С.В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 6 (103). С. 117 - 124; Коробеев А.И. Беспилотные транспортные средства на путях, дорогах России: проблемы уголовной ответственности // Ученые записки юридического факультета. 2021. N 2. С. 15 - 18; Коробеев А.И. Транспортные преступления и транспортная преступность: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 486 с.; Чучаев А.И. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения: характеристика законодательных новелл // Уголовное право. 2021. N 5 (129). С. 62 - 68; Чучаев А.И. Формирование норм об обеспечении условий безопасности автотранспорта // Уголовное право. 2022. N 11 (147). С. 58 - 66.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> См., например: Чучаев А.И., Маликов С.В. Нравственные и правовые аспекты ответственности за причинение вреда беспилотными транспортными средствами // Транспортное право. 2022. N 3. С. 16 - 20; Маликов С.В., Чучаев А.И. Орнитологическая безопасность полетов: криминологическая и уголовно-правовая оценка // Уголовное право. 2021. N 8 (132). С. 59 - 69; Чучаев А.И., Маликов С.В. Механизм дорожно-транспортного происшествия с участием беспилотника: постановка проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 6 (115). С. 160 - 168; Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. М.: Проспект, 2018. 252 с.; Коробеев А.И., Чучаев А.И. Нарушение безопасности робомобилей как самостоятельное общественно опасное деяние // Уголовное право. 2019. N 3. С. 37 - 48; Коробеев А.И., Чучаев А.И. Транспортные преступления: исправление ошибок или движение по кругу? // Уголовное право. 2019. N 5. С. 48 - 58; Коробеев А.И., Чучаев А.И. Транспортные преступления: проект новый - недостатки старые // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 10 (107). С. 172 - 189; Чучаев А.И., Маликов С.В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 6 (103). С. 117 - 124; Коробеев А.И. Беспилотные транспортные средства на путях, дорогах России: проблемы уголовной ответственности // Ученые записки юридического факультета. 2021. N 2. С. 15 - 18; Коробеев А.И. Транспортные преступления и транспортная преступность: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 486 с.; Чучаев А.И. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения: характеристика законодательных новелл // Уголовное право. 2021. N 5 (129). С. 62 - 68; Чучаев А.И. Формирование норм об обеспечении условий безопасности автотранспорта // Уголовное право. 2022. N 11 (147). С. 58 - 66.
Статья: Переработки авиаперсонала - анализ споров
(Мартасов Д.)
("Трудовое право", 2024, N 10)Согласно пункту 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.
(Мартасов Д.)
("Трудовое право", 2024, N 10)Согласно пункту 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласно ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду и является зоной с особыми условиями использования территорий, которые будут подробно рассмотрены далее.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласно ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду и является зоной с особыми условиями использования территорий, которые будут подробно рассмотрены далее.