Безопасность мореплавания



Подборка наиболее важных документов по запросу Безопасность мореплавания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор фрахтования судна на время и без экипажа
(КонсультантПлюс, 2025)
В силу правил статьи 208 КТМ РФ ответчик освобождается от уплаты фрахта только в случае, когда судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. Согласно пункту 1 статьи 124 КТМ РФ мореходное состояние судна предполагает техническую годность судна к плаванию, надлежащее снаряжение судна, укомплектование его экипажем и снабжение всем необходимым, соответствие требованиям безопасности мореплавания.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)
Статья 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 года <36> (в ред. 2012 года) определяет СМП как "исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации" и подчиняет плавание в его акватории нормам международного права и законодательства Российской Федерации. Статья 14.3 этого Закона, введенная в декабре 2022 года, устанавливает, что иностранные военные корабли и другие государственные суда могут заходить во внутренние воды в акватории СМП по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам за 90 дней; одновременно в этих водах может находиться не более одного такого корабля; их заход в эти воды может быть приостановлен по соображениям безопасности. Статья 5.1 Кодекса торгового мореплавания 1999 года <37>, введенная в 2012 году, определяет акваторию СМП как состоящую из внутренних вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Правила плавания в акватории СМП утверждаются Правительством и применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания и борьбы с загрязнением морской среды; организацией плавания занимается Госкорпорация "Росатом". Последняя редакция Правил была утверждена в 2020 году (предыдущие - в 1990 и 2013 годах). Правила закрепляют разрешительный порядок судоходства, обязанность капитана ежедневно информировать власти о ситуации на борту и погодных условиях, а также использовать ледокольную проводку по требованию властей. Морская доктрина 2022 года относит акваторию СМП к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов; такие районы "непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны; утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность Российской Федерации и само существование государства" <38>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
Статья 84. Ответственность за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту
показать больше документов