Безнадежная задолженность в бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Безнадежная задолженность в бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что заслуживает внимание довод инспекции о том, что при рассмотрении судебных дел суды исходя из определения безнадежной задолженности рассматривали вопрос о признании безнадежной к взысканию в отношении фактически имевшейся у общества задолженности перед бюджетом, с этой целью исследовали акты сверки. Если суммы недоимки и пеней на момент рассмотрения указанных судебных дел уже были взысканы (то есть задолженность отсутствовала), то они не были признаны безнадежными к взысканию перечисленными судебными актами.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что заслуживает внимание довод инспекции о том, что при рассмотрении судебных дел суды исходя из определения безнадежной задолженности рассматривали вопрос о признании безнадежной к взысканию в отношении фактически имевшейся у общества задолженности перед бюджетом, с этой целью исследовали акты сверки. Если суммы недоимки и пеней на момент рассмотрения указанных судебных дел уже были взысканы (то есть задолженность отсутствовала), то они не были признаны безнадежными к взысканию перечисленными судебными актами.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, не может быть признана безнадежной к взысканию задолженность по обязательным (налоговым) платежам при отсутствии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате в бюджет налогов, пеней, штрафов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, не может быть признана безнадежной к взысканию задолженность по обязательным (налоговым) платежам при отсутствии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате в бюджет налогов, пеней, штрафов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В свою очередь, вызовы не следует смешивать с косвенными угрозами, которые уже в имеющихся обстоятельствах создают возможность причинения вреда различным охраняемым интересам, включая собственно изучаемые. Причем причинение вреда изучаемым интересам выступает не непосредственным, а побочным следствием реализации такой угрозы. Деление угроз на прямые и косвенные позволяет адекватно определить цели правового регулирования. Минимизация воздействия косвенных угроз на налоговую систему государства должна быть одной из факультативных целей правового регулирования отношений, в которых такие угрозы возникают и реализуются. Однако, подчеркнем, не единственной целью и даже не основной, поскольку такие явления прежде всего представляют собой угрозы иным экономическим и социальным интересам. Так, преднамеренное либо фиктивное банкротство организаций, предпринимателей и граждан, безусловно, вызывает возникновение безнадежной задолженности перед бюджетом, однако в первую очередь угрожает экономическим интересам всех кредиторов, влечет ухудшение экономического положения граждан, потому в регулировании банкротств целью выступает достижение баланса между интересами фискальных органов, иных кредиторов и самого должника. Такой баланс проявляется, например, в подтвержденной судебной практикой невозможности проведения зачета реестровой задолженности по налогам в процедурах банкротства, хотя НК РФ подобного запрета и не содержит.
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В свою очередь, вызовы не следует смешивать с косвенными угрозами, которые уже в имеющихся обстоятельствах создают возможность причинения вреда различным охраняемым интересам, включая собственно изучаемые. Причем причинение вреда изучаемым интересам выступает не непосредственным, а побочным следствием реализации такой угрозы. Деление угроз на прямые и косвенные позволяет адекватно определить цели правового регулирования. Минимизация воздействия косвенных угроз на налоговую систему государства должна быть одной из факультативных целей правового регулирования отношений, в которых такие угрозы возникают и реализуются. Однако, подчеркнем, не единственной целью и даже не основной, поскольку такие явления прежде всего представляют собой угрозы иным экономическим и социальным интересам. Так, преднамеренное либо фиктивное банкротство организаций, предпринимателей и граждан, безусловно, вызывает возникновение безнадежной задолженности перед бюджетом, однако в первую очередь угрожает экономическим интересам всех кредиторов, влечет ухудшение экономического положения граждан, потому в регулировании банкротств целью выступает достижение баланса между интересами фискальных органов, иных кредиторов и самого должника. Такой баланс проявляется, например, в подтвержденной судебной практикой невозможности проведения зачета реестровой задолженности по налогам в процедурах банкротства, хотя НК РФ подобного запрета и не содержит.
Статья: Уплата административных штрафов третьими лицами как элемент пополнения федерального бюджета государства и защиты экономических интересов страны
(Дрижирук Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)В рассмотренном случае должностные лица таможни действовали исключительно в соответствии с административным законодательством, но в результате вместо пополнения федерального бюджета страны задолженность признана безнадежной.
(Дрижирук Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)В рассмотренном случае должностные лица таможни действовали исключительно в соответствии с административным законодательством, но в результате вместо пополнения федерального бюджета страны задолженность признана безнадежной.
Нормативные акты
Приказ ФФОМС от 30.03.2018 N 60
"Об утверждении Порядка принятия Федеральным фондом обязательного медицинского страхования решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2018 N 50871)Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2018 г. N 50871
"Об утверждении Порядка принятия Федеральным фондом обязательного медицинского страхования решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2018 N 50871)Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2018 г. N 50871
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 47.2. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении)
(ред. от 31.07.2025)Статья 47.2. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении)
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)МИ ФНС России по управлению долгом и МИ ФНС России по управлению долгом в пределах федерального округа (субъектов РФ, не входящих в состав федерального округа) должны следить за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, предупреждать образование задолженности перед бюджетом, заниматься ее урегулированием, принудительным взысканием налоговых долгов, списанием безнадежных долгов, а также представлять интересы РФ как кредитора в делах о банкротстве (п. 3 Приложения N 9, п. 3 Приложения N 10 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
(КонсультантПлюс, 2025)МИ ФНС России по управлению долгом и МИ ФНС России по управлению долгом в пределах федерального округа (субъектов РФ, не входящих в состав федерального округа) должны следить за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, предупреждать образование задолженности перед бюджетом, заниматься ее урегулированием, принудительным взысканием налоговых долгов, списанием безнадежных долгов, а также представлять интересы РФ как кредитора в делах о банкротстве (п. 3 Приложения N 9, п. 3 Приложения N 10 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
Готовое решение: В каких случаях задолженность организации по налогам подлежит списанию
(КонсультантПлюс, 2025)Списание задолженности при ликвидации банка. Если банк списал деньги с вашего банковского счета для ее погашения, но не перечислил их в бюджет. При этом банк ликвидирован на момент признания вашей задолженности безнадежной и ее списания.
(КонсультантПлюс, 2025)Списание задолженности при ликвидации банка. Если банк списал деньги с вашего банковского счета для ее погашения, но не перечислил их в бюджет. При этом банк ликвидирован на момент признания вашей задолженности безнадежной и ее списания.
Статья: Когда судьи признают задолженность безнадежной к взысканию?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)Надо заметить, что судьи и ранее выносили подобные решения. Можно, например, вспомнить Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2018 N Ф02-6802/2017. В том споре организация также требовала признать безнадежной к взысканию задолженность, отраженную в справке ИФНС о состоянии расчетов с бюджетом.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)Надо заметить, что судьи и ранее выносили подобные решения. Можно, например, вспомнить Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2018 N Ф02-6802/2017. В том споре организация также требовала признать безнадежной к взысканию задолженность, отраженную в справке ИФНС о состоянии расчетов с бюджетом.