Бездействие полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Бездействие полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Административный истец не согласен с отказом в принятии иска
(КонсультантПлюс, 2025)в порядке административного судопроизводства предъявлен административный иск об оспаривании бездействия сотрудников полиции, выразившегося в нерассмотрении заявления об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)в порядке административного судопроизводства предъявлен административный иск об оспаривании бездействия сотрудников полиции, выразившегося в нерассмотрении заявления об административном правонарушении
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ"По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта I пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников органов полиции, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство внутренних дел России как главный распорядитель бюджетных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин, права которого нарушены действиями и (или) бездействием сотрудника ГИБДД, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру и (или) в суд (ст. 53 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин, права которого нарушены действиями и (или) бездействием сотрудника ГИБДД, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру и (или) в суд (ст. 53 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения).
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)1. Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
(ред. от 27.10.2025)1. Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
(ред. от 31.07.2025)1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья: Формирование института судебного следователя в Российской империи
(Медведев В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)В то же время в рамках производства по делу полицейские чины судебному следователю напрямую не подчинялись, и вопросы наложения ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими поручений последнего находились в ведении прокурора, надзирающего за следствием. При этом принадлежность к одному ведомству вовсе не означала безоговорочную поддержку прокурором судебного следователя в случае сообщения о недосмотрах или прямом бездействии полиции по делу. Сказывались стереотипы эпохи государства общего блага - признавалась полезность любых действий полиции, даже и не совсем законных. Кроме того, учитывалась низкая квалификация рядовых сотрудников органов внутренних дел, поскольку разыскные мероприятия требовали набора специфических знаний, умений и навыков. Например, Б.Л. Бразоль, анализируя первые результаты реализации законодательства Судебной реформы 1860 - 1864 гг., характеризовал положение дел как практически полное отсутствие розыска <12>.
(Медведев В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)В то же время в рамках производства по делу полицейские чины судебному следователю напрямую не подчинялись, и вопросы наложения ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими поручений последнего находились в ведении прокурора, надзирающего за следствием. При этом принадлежность к одному ведомству вовсе не означала безоговорочную поддержку прокурором судебного следователя в случае сообщения о недосмотрах или прямом бездействии полиции по делу. Сказывались стереотипы эпохи государства общего блага - признавалась полезность любых действий полиции, даже и не совсем законных. Кроме того, учитывалась низкая квалификация рядовых сотрудников органов внутренних дел, поскольку разыскные мероприятия требовали набора специфических знаний, умений и навыков. Например, Б.Л. Бразоль, анализируя первые результаты реализации законодательства Судебной реформы 1860 - 1864 гг., характеризовал положение дел как практически полное отсутствие розыска <12>.
Статья: Убийства: баланс правовой защищенности обвиняемого и потерпевшего
(Корецкий Д.А., Стешич Е.С.)
("Законность", 2024, N 10)Так, в 2020 г. в полицию обратился Даниил К. с заявлением о том, что таксист "Яндекса" - боец MMA М-в завез его на парковку и, избивая, вымогал деньги. Ему помогал оперативно приехавший туда "коллега". Даниил опубликовал в соцсетях последствия избиения - множественные синяки и ссадины. По словам молодого человека, в полиции М-в обвинил самого пострадавшего в провокациях и драке и в результате остался безнаказанным. В 2021 и 2024 гг. на М-ва поступило еще два заявления от пассажиров, которых он избивал и отбирал деньги <3>. Сколько всего за прошедшие годы бездействия полиции совершено преступлений лицом с явно выраженной агрессивной направленностью, остается только догадываться.
(Корецкий Д.А., Стешич Е.С.)
("Законность", 2024, N 10)Так, в 2020 г. в полицию обратился Даниил К. с заявлением о том, что таксист "Яндекса" - боец MMA М-в завез его на парковку и, избивая, вымогал деньги. Ему помогал оперативно приехавший туда "коллега". Даниил опубликовал в соцсетях последствия избиения - множественные синяки и ссадины. По словам молодого человека, в полиции М-в обвинил самого пострадавшего в провокациях и драке и в результате остался безнаказанным. В 2021 и 2024 гг. на М-ва поступило еще два заявления от пассажиров, которых он избивал и отбирал деньги <3>. Сколько всего за прошедшие годы бездействия полиции совершено преступлений лицом с явно выраженной агрессивной направленностью, остается только догадываться.
Статья: Предупреждение рецидивной преступности: состояние проблемы
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)Об этом также говорит уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. В 2022 г. в аппарат омбудсмена поступило более 20 000 обращений от женщин. В своем докладе омбудсмен указывает на то, что в основном заявители жалуются на некачественную работу сотрудников правоохранительных органов. "Поступила жалоба М. на бездействие сотрудников полиции Республики Марий Эл по факту домашнего насилия со стороны ее брата Ч. В результате нашей совместной работы с МВД и прокуратурой Республики Марий Эл в апреле 2022 г. Ч. осужден по ч. 1 ст. 119 УК РФ к 320 часам обязательных работ, также Ч. поставлен на учет в отделе полиции как лицо, допускающее правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющее опасность для окружающих" <7>. Совместная работа уполномоченного по правам человека и правоохранительных органов является комплексной и наиболее эффективной мерой предупреждения рецидивной преступности.
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)Об этом также говорит уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. В 2022 г. в аппарат омбудсмена поступило более 20 000 обращений от женщин. В своем докладе омбудсмен указывает на то, что в основном заявители жалуются на некачественную работу сотрудников правоохранительных органов. "Поступила жалоба М. на бездействие сотрудников полиции Республики Марий Эл по факту домашнего насилия со стороны ее брата Ч. В результате нашей совместной работы с МВД и прокуратурой Республики Марий Эл в апреле 2022 г. Ч. осужден по ч. 1 ст. 119 УК РФ к 320 часам обязательных работ, также Ч. поставлен на учет в отделе полиции как лицо, допускающее правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющее опасность для окружающих" <7>. Совместная работа уполномоченного по правам человека и правоохранительных органов является комплексной и наиболее эффективной мерой предупреждения рецидивной преступности.