Бездействие избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Бездействие избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Административный истец не согласен с отказом в принятии иска
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемое решение, действие (бездействие) избирательной комиссии не затрагивает избирательные права Административного истца либо его право на участие в референдуме
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемое решение, действие (бездействие) избирательной комиссии не затрагивает избирательные права Административного истца либо его право на участие в референдуме
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 239 "Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" КАС РФ"Законодатель, определяя в статье 239 КАС РФ круг лиц, имеющих право на обращение в суд за защитой избирательных прав, установил, что избиратели вправе оспаривать решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие избирательные права этих граждан (часть 1), указав в части 10 и 11 иных субъектов избирательной кампании, имеющих право оспаривать решение о регистрации кандидата или его регистрацию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящей комиссии, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу (п. 6 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящей комиссии, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу (п. 6 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 5 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 5 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 98. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. Осуществление избирательными комиссиями контроля за соблюдением избирательных прав граждан
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 98. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. Осуществление избирательными комиссиями контроля за соблюдением избирательных прав граждан
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"6) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"6) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Нельзя не обратить внимания на то, что в Постановлении не используется общеупотребительное в теории и нередкое для судебных решений понятие "избирательное право России" или синонимичные ему ("российское избирательное право" или "избирательное право Российской Федерации"). Буквально речь в нем идет о законодательстве о выборах и материальном праве. Между тем законодательство о выборах содержит нормы не только материального права, но и права процессуального. Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ) в предусмотренном его главой 24 порядке осуществляется рассмотрение судами дел о защите избирательных прав; в ст. 2 включены (в законодательство об административном судопроизводстве) "и другие федеральные законы". Так, п. 2 ст. 75 Федерального закона устанавливает подсудность жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, дел о расформировании комиссий. Кроме того, с позиции конституционного права России многие нормы законодательства о выборах, прежде всего закрепляющие гарантии избирательных прав, носят процессуальный характер. Например, одной из гарантий адекватности переноса выраженной в бюллетене для голосования воли избирателя в итоги голосования является обязательность оглашения содержания отметки избирателя в каждом бюллетене и предъявления его для визуального контроля (п. 14 ст. 68 Федерального закона). Постановление в ряде своих положений обращается к термину "избирательные процедуры". Однако при судебном рассмотрении споров с позиции Постановления соответствующая норма процессуальной не является. В итоге не может не возникнуть проникнутый не только теоретическим интересом вопрос о соотношении содержания указанных понятий. Видимо, следовало бы разъяснить, что либо под законодательством о выборах и под материальным правом в трактовке Постановления понимается одно и то же, т.е. избирательное право России, либо с позиции Постановления они все-таки различаются не только по названию.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Нельзя не обратить внимания на то, что в Постановлении не используется общеупотребительное в теории и нередкое для судебных решений понятие "избирательное право России" или синонимичные ему ("российское избирательное право" или "избирательное право Российской Федерации"). Буквально речь в нем идет о законодательстве о выборах и материальном праве. Между тем законодательство о выборах содержит нормы не только материального права, но и права процессуального. Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ) в предусмотренном его главой 24 порядке осуществляется рассмотрение судами дел о защите избирательных прав; в ст. 2 включены (в законодательство об административном судопроизводстве) "и другие федеральные законы". Так, п. 2 ст. 75 Федерального закона устанавливает подсудность жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, дел о расформировании комиссий. Кроме того, с позиции конституционного права России многие нормы законодательства о выборах, прежде всего закрепляющие гарантии избирательных прав, носят процессуальный характер. Например, одной из гарантий адекватности переноса выраженной в бюллетене для голосования воли избирателя в итоги голосования является обязательность оглашения содержания отметки избирателя в каждом бюллетене и предъявления его для визуального контроля (п. 14 ст. 68 Федерального закона). Постановление в ряде своих положений обращается к термину "избирательные процедуры". Однако при судебном рассмотрении споров с позиции Постановления соответствующая норма процессуальной не является. В итоге не может не возникнуть проникнутый не только теоретическим интересом вопрос о соотношении содержания указанных понятий. Видимо, следовало бы разъяснить, что либо под законодательством о выборах и под материальным правом в трактовке Постановления понимается одно и то же, т.е. избирательное право России, либо с позиции Постановления они все-таки различаются не только по названию.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- конкретный состав лиц, участвующих в деле, в том числе заинтересованных лиц, может варьироваться и зависит от статуса административного ответчика, от заявленного искового требования и сложности дела. Так, если оспариваются решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, то вышестоящая по отношению к административному ответчику комиссия уведомляется об этом путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум. По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме к участию привлекается прокурор, однако его отсутствие не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Кроме того, к участию в деле для дачи заключения может привлекаться ЦИК РФ, если только она не является административным ответчиком или заинтересованным лицом по делу. С учетом ч. 3 ст. 56 КАС РФ в доверенности, выданной ЦИК РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- конкретный состав лиц, участвующих в деле, в том числе заинтересованных лиц, может варьироваться и зависит от статуса административного ответчика, от заявленного искового требования и сложности дела. Так, если оспариваются решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, то вышестоящая по отношению к административному ответчику комиссия уведомляется об этом путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум. По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме к участию привлекается прокурор, однако его отсутствие не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Кроме того, к участию в деле для дачи заключения может привлекаться ЦИК РФ, если только она не является административным ответчиком или заинтересованным лицом по делу. С учетом ч. 3 ст. 56 КАС РФ в доверенности, выданной ЦИК РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено;
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- обязанность суда информировать вышестоящую избирательную комиссию о принятии к производству административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 1 ст. 243 КАС РФ);
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- обязанность суда информировать вышестоящую избирательную комиссию о принятии к производству административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 1 ст. 243 КАС РФ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как указал Конституционный Суд РФ, гарантируя избирателям, кандидатам, избирательным объединениям и другим участникам выборов право на обращение в суд за защитой избирательных прав, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и КАС РФ исходят из обусловленной характером допущенного или предполагаемого нарушения избирательных прав конкретных участников выборов необходимости дифференциации общего и специального (по предметам, субъектам и срокам подачи жалобы, заявления) порядков его реализации (Постановление от 15.11.2018 N 42-П). В связи с этим ч. 1 ст. 239 КАС РФ право на оспаривание решения, действия (бездействия) избирательной комиссии предоставляется гражданам, чьи избирательные права непосредственно ими затрагиваются (Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1111-О).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как указал Конституционный Суд РФ, гарантируя избирателям, кандидатам, избирательным объединениям и другим участникам выборов право на обращение в суд за защитой избирательных прав, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и КАС РФ исходят из обусловленной характером допущенного или предполагаемого нарушения избирательных прав конкретных участников выборов необходимости дифференциации общего и специального (по предметам, субъектам и срокам подачи жалобы, заявления) порядков его реализации (Постановление от 15.11.2018 N 42-П). В связи с этим ч. 1 ст. 239 КАС РФ право на оспаривание решения, действия (бездействия) избирательной комиссии предоставляется гражданам, чьи избирательные права непосредственно ими затрагиваются (Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1111-О).