Без предоставления лесного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Без предоставления лесного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 83 "Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации" ЛК РФ"Удовлетворяя административное исковое заявление о признании вышеуказанных норм недействующими, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 8 статьи 213 КАС РФ, части 1 статьи 1, пункта 4 статьи 2, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", положениями приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 июля 2020 года N 417, которым утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, пришел к выводу о том, что при утверждении Административного регламента в оспариваемой части не соблюдены требования пункта 4 части 12 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым административные регламенты не могут содержать не предусмотренные нормативным правовым актам Российской Федерации дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа объекта недвижимости на арендованном земельном участке
(КонсультантПлюс, 2025)...в отсутствие получения согласия арендодателя на перенаем лесного участка, являющегося предметом договора аренды от... академия [продавец - ред.] осталась арендатором лесного участка с вытекающими из данного статуса обязанностями по внесению арендной платы..."
(КонсультантПлюс, 2025)...в отсутствие получения согласия арендодателя на перенаем лесного участка, являющегося предметом договора аренды от... академия [продавец - ред.] осталась арендатором лесного участка с вытекающими из данного статуса обязанностями по внесению арендной платы..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Приказ Минприроды России от 17 марта 2025 г. N 105
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Приказ Минприроды России от 17 марта 2025 г. N 105
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Использование лесов в соответствии со ст. 25 ЛК РФ осуществляется при условии обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного пользования и соблюдения их целевого назначения, с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Использование лесов в соответствии со ст. 25 ЛК РФ осуществляется при условии обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного пользования и соблюдения их целевого назначения, с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 25.08.2023 N 1378
(с изм. от 02.02.2023)
"Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра"2. Запись реестра об использовании лесов без предоставления
(с изм. от 02.02.2023)
"Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра"2. Запись реестра об использовании лесов без предоставления
Приказ Минприроды России от 17.03.2025 N 105
"Об утверждении Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2025 N 81799)Зарегистрировано в Минюсте России 10 апреля 2025 г. N 81799
"Об утверждении Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2025 N 81799)Зарегистрировано в Минюсте России 10 апреля 2025 г. N 81799
Статья: Перенаем земельного участка: уведомление, согласие или ничтожность?
(Кануков Т.Б., Идрисова С.З.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Окончательно проблема перенайма лесных участков была разрешена законодателем не так давно. Первый шаг - запрет перенайма лесного участка в случае заключения договора на конкурсе - был предпринят 27.12.2017 с принятием Федерального закона N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков", которым в ЛК РФ была предусмотрена возможность проведения конкурса на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины. Пункт 6 ст. 71 ЛК РФ запрещал уступку прав и обязанностей арендатора по таким договорам. Новая редакция нормы от 04.02.2021 распространила запрет перенайма и на договоры, заключенные на аукционе. Таким образом, уступка прав и обязанностей из договоров аренды лесных участков, заключенных на торгах после 04.02.2021, ничтожна. При этом суды напоминают о необходимости проверки нормы ЛК РФ, действовавшей на момент заключения основного договора <27>.
(Кануков Т.Б., Идрисова С.З.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Окончательно проблема перенайма лесных участков была разрешена законодателем не так давно. Первый шаг - запрет перенайма лесного участка в случае заключения договора на конкурсе - был предпринят 27.12.2017 с принятием Федерального закона N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков", которым в ЛК РФ была предусмотрена возможность проведения конкурса на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины. Пункт 6 ст. 71 ЛК РФ запрещал уступку прав и обязанностей арендатора по таким договорам. Новая редакция нормы от 04.02.2021 распространила запрет перенайма и на договоры, заключенные на аукционе. Таким образом, уступка прав и обязанностей из договоров аренды лесных участков, заключенных на торгах после 04.02.2021, ничтожна. При этом суды напоминают о необходимости проверки нормы ЛК РФ, действовавшей на момент заключения основного договора <27>.
Статья: Уступка права аренды земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42/43129 "О рассмотрении обращения" (направлено Письмом Росреестра от 04.04.2024 N 14-3042-ТГ/24 <О направлении информации для сведения и учета в работе>), арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков до вступления в силу Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", имеют право сдавать арендованный лесной участок в субаренду и передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения ограничений и запретов, установленных, в частности, Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" (арендатор не должен был являться победителем конкурса или единственным участником конкурса, с которыми был заключен договор аренды лесного участка), Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) (должен быть осуществлен государственный кадастровый учет лесных участков, договор аренды участка лесного фонда должен быть приведен в соответствие с ЛК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42/43129 "О рассмотрении обращения" (направлено Письмом Росреестра от 04.04.2024 N 14-3042-ТГ/24 <О направлении информации для сведения и учета в работе>), арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков до вступления в силу Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", имеют право сдавать арендованный лесной участок в субаренду и передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения ограничений и запретов, установленных, в частности, Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" (арендатор не должен был являться победителем конкурса или единственным участником конкурса, с которыми был заключен договор аренды лесного участка), Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) (должен быть осуществлен государственный кадастровый учет лесных участков, договор аренды участка лесного фонда должен быть приведен в соответствие с ЛК РФ).
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Поскольку значительная часть нашей страны покрыта лесами, особое значение в регулировании неизбежного конфликта интересов владельцев ЛО и владельцев участков занимают нормы лесного законодательства, прежде всего ст. 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" Лесного кодекса РФ, нормы которой конкретизированы Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 г. N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" и другими актами.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Поскольку значительная часть нашей страны покрыта лесами, особое значение в регулировании неизбежного конфликта интересов владельцев ЛО и владельцев участков занимают нормы лесного законодательства, прежде всего ст. 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" Лесного кодекса РФ, нормы которой конкретизированы Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 г. N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" и другими актами.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 43 ЛК РФ использование лесов для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением на праве аренды (ч. 1 ст. 9 ЛК РФ) или без предоставления лесных участков с установлением или без установления сервитута (ч. 2 и 3 ст. 9 ЛК РФ). Так, без предоставления лесного участка и установления сервитута леса могут использоваться при условии, что выполнение горных работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В этом случае лесопользование осуществляется на основании разрешений, выданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся соответствующие лесные участки - в государственной или муниципальной.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии со ст. 43 ЛК РФ использование лесов для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением на праве аренды (ч. 1 ст. 9 ЛК РФ) или без предоставления лесных участков с установлением или без установления сервитута (ч. 2 и 3 ст. 9 ЛК РФ). Так, без предоставления лесного участка и установления сервитута леса могут использоваться при условии, что выполнение горных работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В этом случае лесопользование осуществляется на основании разрешений, выданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся соответствующие лесные участки - в государственной или муниципальной.
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Подобная детерминированность - получение права на недра должно повлечь получение возможности правомерно использовать необходимый для недропользования земельный участок или земли - прослеживается и в правилах установления сервитута в отношении земельного участка, в том числе лесного, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для пользования недрами (статья 39.23 ЗК РФ, статья 43 ЛК РФ, пункт 2 Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута <10>). Правда, этот вариант получения правового основания использования земельного участка недропользователем не получает широкого признания на практике, что в целом предвиделось исследователями с момента появления новой правовой конструкции в ЗК РФ <11>. Распространение случаев установления сервитута на лесные участки для целей недропользования сдерживается и запретом на заключение соглашения об установлении сервитута органом государственной власти, органом местного самоуправления, если лесной участок может быть предоставлен на праве аренды, что следует из пункта 3 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 7 июля 2020 года N 417.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Подобная детерминированность - получение права на недра должно повлечь получение возможности правомерно использовать необходимый для недропользования земельный участок или земли - прослеживается и в правилах установления сервитута в отношении земельного участка, в том числе лесного, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для пользования недрами (статья 39.23 ЗК РФ, статья 43 ЛК РФ, пункт 2 Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута <10>). Правда, этот вариант получения правового основания использования земельного участка недропользователем не получает широкого признания на практике, что в целом предвиделось исследователями с момента появления новой правовой конструкции в ЗК РФ <11>. Распространение случаев установления сервитута на лесные участки для целей недропользования сдерживается и запретом на заключение соглашения об установлении сервитута органом государственной власти, органом местного самоуправления, если лесной участок может быть предоставлен на праве аренды, что следует из пункта 3 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 7 июля 2020 года N 417.
Статья: "Углеродный рынок": эколого-правовые аспекты
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Использование лесов допускается с предоставлением или без предоставления лесного участка, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов в соответствии со ст. 24 ЛК РФ. В свою очередь, для использования лесов как углерододепонирующих насаждений необходимо предоставление лесного участка без изъятия лесных ресурсов на период использования лесов в качестве депонирующего источника.
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Использование лесов допускается с предоставлением или без предоставления лесного участка, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов в соответствии со ст. 24 ЛК РФ. В свою очередь, для использования лесов как углерододепонирующих насаждений необходимо предоставление лесного участка без изъятия лесных ресурсов на период использования лесов в качестве депонирующего источника.
Статья: Некоторые вопросы правоприменения статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 ЛК РФ). Одним из видов использования является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (ст. 25 ЛК РФ).
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 ЛК РФ). Одним из видов использования является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (ст. 25 ЛК РФ).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматривая спор, суд провел системный анализ лесного и земельного законодательства и пришел к следующим заключениям. Согласно ст. 3 ЛК РФ оборот лесных участков регулируется в том числе ЗК РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, ст. 45 которого определяет, что использование лесов для эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 Кодекса, при этом ст. 24 ЛК РФ допускает использование лесных участков без их предоставления. Руководствуясь указанными нормами, суд пришел к заключению о том, что нормы ЛК РФ в совокупности с положениями земельного законодательства предусматривают возможность применения ст. 39.34 ЗК РФ для оформления прав на земельные участки, необходимые для ремонта линейных объектов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматривая спор, суд провел системный анализ лесного и земельного законодательства и пришел к следующим заключениям. Согласно ст. 3 ЛК РФ оборот лесных участков регулируется в том числе ЗК РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, ст. 45 которого определяет, что использование лесов для эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 Кодекса, при этом ст. 24 ЛК РФ допускает использование лесных участков без их предоставления. Руководствуясь указанными нормами, суд пришел к заключению о том, что нормы ЛК РФ в совокупности с положениями земельного законодательства предусматривают возможность применения ст. 39.34 ЗК РФ для оформления прав на земельные участки, необходимые для ремонта линейных объектов.
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<9> См.: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (зарегистрирован в Минюсте России 27 ноября 2020 г., рег. N 61129) // СПС "КонсультантПлюс".
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<9> См.: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (зарегистрирован в Минюсте России 27 ноября 2020 г., рег. N 61129) // СПС "КонсультантПлюс".