Бесплатные медицинские услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесплатные медицинские услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из договора обязательного медицинского страхования: Медицинская организация хочет взыскать со Страховой медицинской организации задолженность по оплате медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу в рамках программы ОМС
(КонсультантПлюс, 2025)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен (был заключен) договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Медицинская организация бесплатно оказала медицинскую помощь (услуги) застрахованным лицам в соответствии с территориальной программой ОМС. По мнению Медицинской организации, сведения об оказанной медицинской помощи и счет на оплату (реестр счетов) в установленном порядке были направлены в Страховую медицинскую организацию и у Страховой медицинской организации имеется задолженность по оплате затрат за оказание медицинской помощи по программе ОМС в соответствии с установленными тарифами.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен (был заключен) договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Медицинская организация бесплатно оказала медицинскую помощь (услуги) застрахованным лицам в соответствии с территориальной программой ОМС. По мнению Медицинской организации, сведения об оказанной медицинской помощи и счет на оплату (реестр счетов) в установленном порядке были направлены в Страховую медицинскую организацию и у Страховой медицинской организации имеется задолженность по оплате затрат за оказание медицинской помощи по программе ОМС в соответствии с установленными тарифами.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, возникающие в период действия трудового договора: Работник (его родственник) взыскивает ущерб, причиненный несчастным случаем на производстве (профзаболеванием)
(КонсультантПлюс, 2025)Во взыскании расходов на лечение может быть отказано полностью или частично, если Работник не доказал необходимость данных расходов (например, если Работник имел право на бесплатное получение медицинских услуг, процедуры и лекарства не были назначены врачом, Работник был застрахован Работодателем от риска наступления инвалидности и т.д.)
(КонсультантПлюс, 2025)Во взыскании расходов на лечение может быть отказано полностью или частично, если Работник не доказал необходимость данных расходов (например, если Работник имел право на бесплатное получение медицинских услуг, процедуры и лекарства не были назначены врачом, Работник был застрахован Работодателем от риска наступления инвалидности и т.д.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какая бесплатная медицинская помощь предоставляется беременным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Виды предоставляемых бесплатных медицинских услуг
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Виды предоставляемых бесплатных медицинских услуг
Ситуация: Что делать в случае навязывания платных медицинских услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы считаете, что бесплатные медицинские услуги вам навязывают на возмездной основе, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы считаете, что бесплатные медицинские услуги вам навязывают на возмездной основе, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 423-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"5) остатки межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2025 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2024 году на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных этими организациями женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, направляются Фондом в 2025 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2025 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"5) остатки межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2025 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2024 году на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных этими организациями женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, направляются Фондом в 2025 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2025 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
Федеральный закон от 30.11.2024 N 422-ФЗ
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"3. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объемах, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет.
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"3. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объемах, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Если в первом и во втором случаях определяющим для суда был именно характер оказываемых медицинских услуг (бесплатный/платный), то в третьем суд абсолютно справедливо указал на отсутствие в действиях обвиняемой той степени общественной опасности, которая необходима для квалификации по п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ. И медицинская организация, и акушер-гинеколог имели все необходимые предпосылки для оказания квалифицированной медицинской помощи, однако была допущена тактическая ошибка на этапе принятия родов.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Если в первом и во втором случаях определяющим для суда был именно характер оказываемых медицинских услуг (бесплатный/платный), то в третьем суд абсолютно справедливо указал на отсутствие в действиях обвиняемой той степени общественной опасности, которая необходима для квалификации по п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ. И медицинская организация, и акушер-гинеколог имели все необходимые предпосылки для оказания квалифицированной медицинской помощи, однако была допущена тактическая ошибка на этапе принятия родов.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Во-вторых, весьма вероятно, что наиболее состоятельные субъекты, обеспечивающие поступление наибольших сумм взносов, включая как наемных работников, так и лиц, занимающихся частной практикой, зачастую участвуют в системе добровольного медицинского страхования (далее - ДМС) за счет средств работодателя или самостоятельно. Следовательно, они могут либо вовсе не прибегать к "бесплатным" медицинским услугам, оказываемым государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, либо прибегать к ним в меньшей степени (например, вызов скорой медицинской помощи). Между тем ч. 3 ст. 39 Конституции РФ гласит, что поощряется добровольное социальное страхование. Эта норма, вероятно, осталась бы декларацией, если бы законодатель не предусмотрел исключение из числа налогооблагаемых доходов физических лиц выплат по договорам добровольного страхования здоровья (подп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ), а также социальный налоговый вычет на уплату взносов по таким договорам (подп. 3 п. 1 ст. 219), т.е. по существу льготное регулирование. Возможно, было бы более логичным, если бы наличие договора ДМС, действующего не менее определенного срока, уменьшало размер уплачиваемых лицом (за это лицо) страховых взносов на ОМС, за счет этого позволяя увеличить фонд оплаты труда (чистый доход предпринимателя).
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Во-вторых, весьма вероятно, что наиболее состоятельные субъекты, обеспечивающие поступление наибольших сумм взносов, включая как наемных работников, так и лиц, занимающихся частной практикой, зачастую участвуют в системе добровольного медицинского страхования (далее - ДМС) за счет средств работодателя или самостоятельно. Следовательно, они могут либо вовсе не прибегать к "бесплатным" медицинским услугам, оказываемым государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, либо прибегать к ним в меньшей степени (например, вызов скорой медицинской помощи). Между тем ч. 3 ст. 39 Конституции РФ гласит, что поощряется добровольное социальное страхование. Эта норма, вероятно, осталась бы декларацией, если бы законодатель не предусмотрел исключение из числа налогооблагаемых доходов физических лиц выплат по договорам добровольного страхования здоровья (подп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ), а также социальный налоговый вычет на уплату взносов по таким договорам (подп. 3 п. 1 ст. 219), т.е. по существу льготное регулирование. Возможно, было бы более логичным, если бы наличие договора ДМС, действующего не менее определенного срока, уменьшало размер уплачиваемых лицом (за это лицо) страховых взносов на ОМС, за счет этого позволяя увеличить фонд оплаты труда (чистый доход предпринимателя).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" определено, что целью изменений является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, установление зависимости уровня оплаты труда от количества и качества бесплатно предоставляемых медицинских услуг населению. При "эффективном контракте" медицинским работникам также устанавливается оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты поставлены в большую зависимость от результатов труда. Все составные части заработной платы, в том числе и условия начисления и получения выплат, стимулирующих эффективную деятельность, должны быть максимально прописаны в трудовом договоре. В вышеназванных документах говорится о необходимости взаимосвязи и взаимозависимости оплаты труда работников с результатами их труда. Термин "эффективный" имеет значение качественного и количественного показателя оценки труда работника. Введение категории "эффективный контракт" означает не что иное, как переход на систему дифференцированной оплаты труда в зависимости от конкретного вклада работника и полученного результата. Причем особое значение будет придаваться полученному конечному качественному результату <1>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" определено, что целью изменений является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, установление зависимости уровня оплаты труда от количества и качества бесплатно предоставляемых медицинских услуг населению. При "эффективном контракте" медицинским работникам также устанавливается оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты поставлены в большую зависимость от результатов труда. Все составные части заработной платы, в том числе и условия начисления и получения выплат, стимулирующих эффективную деятельность, должны быть максимально прописаны в трудовом договоре. В вышеназванных документах говорится о необходимости взаимосвязи и взаимозависимости оплаты труда работников с результатами их труда. Термин "эффективный" имеет значение качественного и количественного показателя оценки труда работника. Введение категории "эффективный контракт" означает не что иное, как переход на систему дифференцированной оплаты труда в зависимости от конкретного вклада работника и полученного результата. Причем особое значение будет придаваться полученному конечному качественному результату <1>.
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Сложившаяся ситуация создает неопределенность правового положения пациентов, объем их прав фактически определяется не Конституцией РФ и законодательством, а действиями исполнительной власти, что негативно сказывается на положении тяжелобольных пациентов, ведь изменение объема прав во времени и пространстве может повлечь серьезные последствия для их здоровья. Судебная практика подтверждает, что пациенты часто сталкиваются с необходимостью доказать, что у них есть право на получение терапии, что оно было нарушено и подлежит восстановлению <33>. В ряде иных случаев Конституционный Суд прямо указывал на то, входит ли конкретное действие уполномоченных лиц в содержание права на медицинскую помощь. Так, в решении по одному из дел <34> Суд отметил, что принудительная госпитализация в психиатрический стационар входит в содержание права на медицинскую помощь. В другом решении <35> Суд указал, что право на медицинскую помощь включает в себя право на получение медицинских услуг, в том числе тех, которые не входят в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг.
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Сложившаяся ситуация создает неопределенность правового положения пациентов, объем их прав фактически определяется не Конституцией РФ и законодательством, а действиями исполнительной власти, что негативно сказывается на положении тяжелобольных пациентов, ведь изменение объема прав во времени и пространстве может повлечь серьезные последствия для их здоровья. Судебная практика подтверждает, что пациенты часто сталкиваются с необходимостью доказать, что у них есть право на получение терапии, что оно было нарушено и подлежит восстановлению <33>. В ряде иных случаев Конституционный Суд прямо указывал на то, входит ли конкретное действие уполномоченных лиц в содержание права на медицинскую помощь. Так, в решении по одному из дел <34> Суд отметил, что принудительная госпитализация в психиатрический стационар входит в содержание права на медицинскую помощь. В другом решении <35> Суд указал, что право на медицинскую помощь включает в себя право на получение медицинских услуг, в том числе тех, которые не входят в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг.
Статья: Раскрытие информации о размере вознаграждений ключевому управленческому персоналу: рыночные практики
(Савицкая М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 12)- другие вознаграждения, в том числе в иной форме (например, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров, услуг бесплатно или по льготной цене, оплата коммунальных услуг, возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) и другие аналогичные вознаграждения).
(Савицкая М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 12)- другие вознаграждения, в том числе в иной форме (например, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров, услуг бесплатно или по льготной цене, оплата коммунальных услуг, возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) и другие аналогичные вознаграждения).
Статья: Административно-правовые аспекты кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)В статье проведен комплексный анализ правовых аспектов кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений в современных условиях. Рассмотрены ключевые проблемы в сфере управления медицинскими кадрами, включая территориальный дисбаланс в их распределении, несовершенство системы непрерывного медицинского образования и профессиональной аккредитации специалистов. Исследованы особенности финансового обеспечения медицинских организаций, в том числе вопросы разграничения платных и бесплатных медицинских услуг, развития одноканальной модели финансирования и повышения эффективности использования ресурсов. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы цифровизации здравоохранения и внедрения телемедицинских технологий. Предложены направления совершенствования правового регулирования кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений, включая развитие механизмов государственно-частного партнерства и создание единой информационной системы мониторинга кадрового потенциала отрасли.
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)В статье проведен комплексный анализ правовых аспектов кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений в современных условиях. Рассмотрены ключевые проблемы в сфере управления медицинскими кадрами, включая территориальный дисбаланс в их распределении, несовершенство системы непрерывного медицинского образования и профессиональной аккредитации специалистов. Исследованы особенности финансового обеспечения медицинских организаций, в том числе вопросы разграничения платных и бесплатных медицинских услуг, развития одноканальной модели финансирования и повышения эффективности использования ресурсов. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы цифровизации здравоохранения и внедрения телемедицинских технологий. Предложены направления совершенствования правового регулирования кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений, включая развитие механизмов государственно-частного партнерства и создание единой информационной системы мониторинга кадрового потенциала отрасли.