Бесплатная юридическая помощь хмао
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесплатная юридическая помощь хмао (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2022 по делу N 88-19255/2022, 2-1819/2022 (УИД 86RS0001-01-2022-002916-11)
Категория: Споры с Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу в оплате труда за день участия в суде апелляционной инстанции при ознакомлении с материалами дела.
Решение: Отказано.Между тем указанные доводы не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на субъективном мнении истца, его заключениях и выводах, тогда как, реализация в субъекте Российской Федерации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, издание соответствующих нормативных правовых актов, в том числе касающихся размеров и порядка оплаты труда адвокатов, а также определение органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Категория: Споры с Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Ответчик отказал истцу в оплате труда за день участия в суде апелляционной инстанции при ознакомлении с материалами дела.
Решение: Отказано.Между тем указанные доводы не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на субъективном мнении истца, его заключениях и выводах, тогда как, реализация в субъекте Российской Федерации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, издание соответствующих нормативных правовых актов, в том числе касающихся размеров и порядка оплаты труда адвокатов, а также определение органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование организации деятельности адвокатуры по защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)На федеральном уровне принципы организации системы бесплатной правовой помощи в Российской Федерации (далее также - РФ) установлены Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>. В целом в России право на такую помощь имеют более 26 млн наших сограждан. Опыт ХМАО-Югры и других регионов показывает, что основными субъектами государственной системы бесплатной правовой помощи выступают именно адвокаты <2>. На уровне регионов устанавливаются дополнительные меры обеспечения правовой помощи гражданам, которые включают в себя дополнительные категории граждан, имеющих право на юридическую помощь, случаи предоставления такой помощи, порядок оплаты работы специалиста, технические вопросы ее организации и другие. При этом многие авторы сегодня сходятся во мнении, что механизмы предоставления бесплатной юридической помощи требуют совершенствования <3>, и с ними нельзя не согласиться. Рассмотрим лишь некоторые проблемы ее осуществления в отношении представителей КМНС на примере ХМАО-Югры. Так, например, в п. 10 Окружного закона "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" устанавливается, что таким правом обладают лишь "представители КМНС, являющиеся субъектами права традиционного природопользования и ведущие традиционный образ жизни" <4>. Соответственно, представители КМНС, не ведущие традиционный образ жизни, не имеют права на такую помощь. При этом по законодательству они обладают множественными государственными гарантиями. Указанные граждане в силу ряда причин не слишком часто прибегают к такой помощи от государства. При том, что в Югре постоянно проживают более 30 тыс. представителей КМНС, традиционный образ жизни на территориях исконного проживания ведут менее 5 тыс. <5>. Количество же обращений к адвокатам за предоставлением бесплатной правовой помощи не превышает 15 - 20 в год.
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)На федеральном уровне принципы организации системы бесплатной правовой помощи в Российской Федерации (далее также - РФ) установлены Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>. В целом в России право на такую помощь имеют более 26 млн наших сограждан. Опыт ХМАО-Югры и других регионов показывает, что основными субъектами государственной системы бесплатной правовой помощи выступают именно адвокаты <2>. На уровне регионов устанавливаются дополнительные меры обеспечения правовой помощи гражданам, которые включают в себя дополнительные категории граждан, имеющих право на юридическую помощь, случаи предоставления такой помощи, порядок оплаты работы специалиста, технические вопросы ее организации и другие. При этом многие авторы сегодня сходятся во мнении, что механизмы предоставления бесплатной юридической помощи требуют совершенствования <3>, и с ними нельзя не согласиться. Рассмотрим лишь некоторые проблемы ее осуществления в отношении представителей КМНС на примере ХМАО-Югры. Так, например, в п. 10 Окружного закона "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" устанавливается, что таким правом обладают лишь "представители КМНС, являющиеся субъектами права традиционного природопользования и ведущие традиционный образ жизни" <4>. Соответственно, представители КМНС, не ведущие традиционный образ жизни, не имеют права на такую помощь. При этом по законодательству они обладают множественными государственными гарантиями. Указанные граждане в силу ряда причин не слишком часто прибегают к такой помощи от государства. При том, что в Югре постоянно проживают более 30 тыс. представителей КМНС, традиционный образ жизни на территориях исконного проживания ведут менее 5 тыс. <5>. Количество же обращений к адвокатам за предоставлением бесплатной правовой помощи не превышает 15 - 20 в год.
Статья: Правовые основы деятельности адвоката по защите прав коренных малочисленных народов Севера
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2021, N 4)Так, в ХМАО - Югре принят специальный Закон "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", п. 10 ст. 4 которого гласит: "Право на получение бесплатной юридической помощи имеют... представители коренных малочисленных народов Севера, являющиеся субъектами права традиционного природопользования, ведущие традиционный образ жизни" <17>. Подробная регламентация содержится в Методических рекомендациях <18>, разработанных Департаментом внутренней политики ХМАО - Югры.
(Квач И.В.)
("Адвокатская практика", 2021, N 4)Так, в ХМАО - Югре принят специальный Закон "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", п. 10 ст. 4 которого гласит: "Право на получение бесплатной юридической помощи имеют... представители коренных малочисленных народов Севера, являющиеся субъектами права традиционного природопользования, ведущие традиционный образ жизни" <17>. Подробная регламентация содержится в Методических рекомендациях <18>, разработанных Департаментом внутренней политики ХМАО - Югры.
Нормативные акты
"Классификатор мер социальной защиты (поддержки)"
(утв. Минтрудом России)<77>, <*> Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 февраля 2010 года N 85-п "Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, за счет средств бюджета автономного округа".
(утв. Минтрудом России)<77>, <*> Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 февраля 2010 года N 85-п "Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, за счет средств бюджета автономного округа".
Статья: Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Анализ исполнения региональных бюджетов свидетельствует о том, что ежегодно выделяемые на оказание гражданам бесплатной юридической помощи средства осваиваются не в полном объеме. В объеме ниже 85% указанные средства осваиваются в Красноярском крае (от 67 до 83% в 2021 - 2023 гг.), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (от 68 до 80% в 2021 - 2023 гг.), Псковской области (от 15 до 66% в 2021 - 2023 гг.), Мурманской области (64% в 2023 г.), Костромской области (от 40 до 60% в 2022 - 2023 гг.), Республике Адыгея (от 20 до 23% в 2022 - 2023 гг.), Калужской области (до 20% в 2023 г.), Республике Алтай (13% в 2023 г.).
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Анализ исполнения региональных бюджетов свидетельствует о том, что ежегодно выделяемые на оказание гражданам бесплатной юридической помощи средства осваиваются не в полном объеме. В объеме ниже 85% указанные средства осваиваются в Красноярском крае (от 67 до 83% в 2021 - 2023 гг.), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (от 68 до 80% в 2021 - 2023 гг.), Псковской области (от 15 до 66% в 2021 - 2023 гг.), Мурманской области (64% в 2023 г.), Костромской области (от 40 до 60% в 2022 - 2023 гг.), Республике Адыгея (от 20 до 23% в 2022 - 2023 гг.), Калужской области (до 20% в 2023 г.), Республике Алтай (13% в 2023 г.).