Бесплатная раздача рекламной продукции налог на прибыль
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесплатная раздача рекламной продукции налог на прибыль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)15.4. НДС при бесплатной раздаче товаров
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)15.4. НДС при бесплатной раздаче товаров
Статья: Рекламные расходы: НДС и налоговые риски
(Апанасенко А.Л.)
("Главная книга", 2020, N 23)Что касается налога на прибыль, то здесь возможны налоговые риски. Как вы знаете, учитывать в налоговых расходах стоимость безвозмездно переданного имущества нельзя. Это прямо запрещено НК <8>. Правда, вы можете попробовать оформить бесплатную раздачу материалов как рекламную акцию. И уменьшить налог на прибыль за счет рекламных затрат организации в пределах норматива. Но и здесь все будет зависеть от конкретных условий, при которых вы передаете образцы.
(Апанасенко А.Л.)
("Главная книга", 2020, N 23)Что касается налога на прибыль, то здесь возможны налоговые риски. Как вы знаете, учитывать в налоговых расходах стоимость безвозмездно переданного имущества нельзя. Это прямо запрещено НК <8>. Правда, вы можете попробовать оформить бесплатную раздачу материалов как рекламную акцию. И уменьшить налог на прибыль за счет рекламных затрат организации в пределах норматива. Но и здесь все будет зависеть от конкретных условий, при которых вы передаете образцы.
Нормативные акты
Письмо УМНС РФ по Московской области от 20.10.2004 N 06-21/18767
"О налоге на добавленную стоимость"Расходы, связанные с раздачей призов в рамках подобных рекламных мероприятий, подпадают под категорию расходов, ограниченных 1 процентом выручки от реализации. Следовательно, под указанное ограничение подпадают расходы, связанные с дегустацией рекламируемой продукции при участии в выставках, ярмарках. Таким образом, расходы по дегустации относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как затраты на рекламу при наличии документов, подтверждающих эти расходы, и эти затраты в обязательном порядке нормируются для целей налогообложения.
"О налоге на добавленную стоимость"Расходы, связанные с раздачей призов в рамках подобных рекламных мероприятий, подпадают под категорию расходов, ограниченных 1 процентом выручки от реализации. Следовательно, под указанное ограничение подпадают расходы, связанные с дегустацией рекламируемой продукции при участии в выставках, ярмарках. Таким образом, расходы по дегустации относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как затраты на рекламу при наличии документов, подтверждающих эти расходы, и эти затраты в обязательном порядке нормируются для целей налогообложения.
<Письмо> УФНС РФ по г. Москве от 19.10.2006 N 20-12/92163
<О порядке учета организацией в целях налогообложения прибыли доходов и расходов по выпуску и бесплатному распространению на выставках рекламного журнала>Таким образом, если договором о выполнении работ по созданию рекламного продукта в виде размещения рекламного материала в специализированном журнале предусмотрено, что указанный журнал подлежит раздаче неопределенному кругу лиц (безвозмездному распространению) по указанию заказчика рекламы на соответствующей выставке, то организация для целей налогообложения прибыли учитывает доход в виде выручки от оказания (выполнения) рекламных услуг (работ).
<О порядке учета организацией в целях налогообложения прибыли доходов и расходов по выпуску и бесплатному распространению на выставках рекламного журнала>Таким образом, если договором о выполнении работ по созданию рекламного продукта в виде размещения рекламного материала в специализированном журнале предусмотрено, что указанный журнал подлежит раздаче неопределенному кругу лиц (безвозмездному распространению) по указанию заказчика рекламы на соответствующей выставке, то организация для целей налогообложения прибыли учитывает доход в виде выручки от оказания (выполнения) рекламных услуг (работ).
Статья: НДС при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях: что нового?
(Полянский А.Р.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 11)Налоговые органы считают возможным учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение (создание) продукции, бесплатно раздаваемой в рекламных целях, в качестве расходов на рекламу на основании пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ. Учитывая совокупность приведенных норм, чиновники приходят к выводу, что суммы НДС, уплаченные при приобретении (создании) рекламной продукции стоимостью до 100 руб. за единицу, используемой при передаче неопределенному кругу лиц в рекламных целях, учитываются в составе стоимости указанной продукции как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) (Письма УФНС по г. Москве N 16-15/13276, от 10.01.2007 N 19-11/741).
(Полянский А.Р.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 11)Налоговые органы считают возможным учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение (создание) продукции, бесплатно раздаваемой в рекламных целях, в качестве расходов на рекламу на основании пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ. Учитывая совокупность приведенных норм, чиновники приходят к выводу, что суммы НДС, уплаченные при приобретении (создании) рекламной продукции стоимостью до 100 руб. за единицу, используемой при передаче неопределенному кругу лиц в рекламных целях, учитываются в составе стоимости указанной продукции как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) (Письма УФНС по г. Москве N 16-15/13276, от 10.01.2007 N 19-11/741).
Корреспонденция счетов: Организация планирует выйти на новые рынки сбыта готовой продукции. В соответствии с планом маркетинговых исследований пробные образцы продукции (чистящего средства для посуды) бесплатно распространяются среди потребителей, после чего производится их телефонный опрос с целью изучения потребительского спроса на данную продукцию в соответствующем регионе. Как отразить в учете организации указанные операции, если бесплатное распространение образцов продукции и телефонный опрос потребителей осуществляются специализированной фирмой?..
(Консультация эксперта, 2013)В то же время, по мнению арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу N А40-47825/11-116-132, от 08.11.2011 по делу N А40-560/11-99-3), бесплатная раздача рекламной продукции, стоимость которой учтена в составе расходов для целей налогообложения прибыли, является передачей товаров для собственных нужд и не облагается НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2013)В то же время, по мнению арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу N А40-47825/11-116-132, от 08.11.2011 по делу N А40-560/11-99-3), бесплатная раздача рекламной продукции, стоимость которой учтена в составе расходов для целей налогообложения прибыли, является передачей товаров для собственных нужд и не облагается НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Вопрос: Организация осуществляет операции, не облагаемые НДС, а именно бесплатную раздачу рекламной продукции стоимостью до 100 руб/ед. потенциальным клиентам и гарантийный ремонт товара. Может ли организация учесть сумму НДС в расходах при расчете налоговой базы для налога на прибыль?
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21)"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21)"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21
Корреспонденция счетов: Во II квартале 2002 г. организация, производящая табачные изделия, провела рекламу готовой продукции в виде ее бесплатной раздачи потенциальным покупателям. В рекламных целях использовано 2000 шт. сигарет с фильтром 1-го класса, фактической себестоимостью 1000 руб. По итогам I полугодия выручка от реализации продукции составила 947 040 руб...
(Консультация эксперта, 2002)Таким образом, предельная величина расходов на рекламу в виде бесплатной раздачи рекламной продукции (сигарет с фильтром 1-го класса по ГОСТу) потенциальным покупателям, относимая для целей налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в данном случае составит 7500 руб. ((947 040 руб. - 157 840 руб. - 39 200 руб.) х 1%). В рассматриваемом случае будем исходить из того, что в I полугодии 2002 г. организация, кроме вышеуказанных расходов на рекламу, других расходов на рекламу, принимаемых для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента от выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ, не имеет. Следовательно, произведенные организацией во II квартале 2002 г. расходы на рекламу в виде бесплатной раздачи сигарет относятся полностью к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
(Консультация эксперта, 2002)Таким образом, предельная величина расходов на рекламу в виде бесплатной раздачи рекламной продукции (сигарет с фильтром 1-го класса по ГОСТу) потенциальным покупателям, относимая для целей налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в данном случае составит 7500 руб. ((947 040 руб. - 157 840 руб. - 39 200 руб.) х 1%). В рассматриваемом случае будем исходить из того, что в I полугодии 2002 г. организация, кроме вышеуказанных расходов на рекламу, других расходов на рекламу, принимаемых для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента от выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ, не имеет. Следовательно, произведенные организацией во II квартале 2002 г. расходы на рекламу в виде бесплатной раздачи сигарет относятся полностью к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Вопрос: Организация - производитель дорогостоящих кондитерских изделий проводит рекламную кампанию в супермаркете. Всем покупателям ее продукции она дарит изготовленные специально для данного мероприятия небольшие наборы с новым сортом конфет. Учитываются ли расходы по изготовлению данных наборов в целях исчисления налога на прибыль? Признаются ли данные расходы рекламными?
(Консультация эксперта, 2012)Из Письма Минфина России от 07.02.2005 N 03-04-11/18 следует: расходы на приобретение (изготовление) рекламно-сувенирной продукции, раздаваемой бесплатно в рамках проводимых рекламных акций, могут быть учтены при обложении налогом на прибыль организации в составе прочих расходов в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что данные расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а деятельность по распространению такой продукции признается рекламой на основании Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
(Консультация эксперта, 2012)Из Письма Минфина России от 07.02.2005 N 03-04-11/18 следует: расходы на приобретение (изготовление) рекламно-сувенирной продукции, раздаваемой бесплатно в рамках проводимых рекламных акций, могут быть учтены при обложении налогом на прибыль организации в составе прочих расходов в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что данные расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а деятельность по распространению такой продукции признается рекламой на основании Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
"НДС: сложные вопросы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2013)<*> Отметим, что в арбитражной практике единый подход к решению вопроса о возможности включения начисленной суммы НДС в расходы по налогу на прибыль не сформирован. ФАС Московского округа пришел к однозначному выводу о том, что этот НДС не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (Постановление от 19.03.2009 N КА-А40/1231-09). Правомерность этого решения подтверждена Определением ВАС РФ от 19.06.2009 N ВАС-7548/09. В то же время ФАС Северо-Кавказского округа посчитал, что НДС, уплаченный при бесплатной раздаче рекламной продукции за счет собственных средств организации, может быть включен ею в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (Постановление от 13.08.2010 N А32-2525/2009-70/36).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2013)<*> Отметим, что в арбитражной практике единый подход к решению вопроса о возможности включения начисленной суммы НДС в расходы по налогу на прибыль не сформирован. ФАС Московского округа пришел к однозначному выводу о том, что этот НДС не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (Постановление от 19.03.2009 N КА-А40/1231-09). Правомерность этого решения подтверждена Определением ВАС РФ от 19.06.2009 N ВАС-7548/09. В то же время ФАС Северо-Кавказского округа посчитал, что НДС, уплаченный при бесплатной раздаче рекламной продукции за счет собственных средств организации, может быть включен ею в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (Постановление от 13.08.2010 N А32-2525/2009-70/36).
Статья: Отражение в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли затрат на рекламу (рекламный видеоролик, участие в выставке)
(Верещагин С.А.)
("Налоговый вестник", 2003, N 9)Бесплатная раздача посетителям выставки в рекламных целях образцов продукции организации, по нашему мнению, подпадает под определение иного вида рекламы, что согласно абз.5 того же пункта ст.264 НК РФ признается нормируемым расходом. Эти затраты могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли в размере, не превышающем 1% от суммы дохода от реализации соответствующего периода, отражаемого по строке 010 "Доходы от реализации" Расчета налога на прибыль.
(Верещагин С.А.)
("Налоговый вестник", 2003, N 9)Бесплатная раздача посетителям выставки в рекламных целях образцов продукции организации, по нашему мнению, подпадает под определение иного вида рекламы, что согласно абз.5 того же пункта ст.264 НК РФ признается нормируемым расходом. Эти затраты могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли в размере, не превышающем 1% от суммы дохода от реализации соответствующего периода, отражаемого по строке 010 "Доходы от реализации" Расчета налога на прибыль.
Статья: Налоговый учет расходов на продажу
(Семенов М.В.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6)Перечень ненормируемых рекламных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли в полном объеме, является закрытым. Открыт список нормируемых расходов, куда могут попасть все иные рекламные затраты налогоплательщика - не только при розыгрыше призов, но и при раздаче бесплатно (безвозмездно) сувенирной продукции в рекламных целях (Постановление АС МО от 11.10.2016 N Ф05-14103/2015). Для целей налогообложения такие расходы принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в ст. 249 НК РФ (Постановление АС ПО от 09.03.2016 N Ф06-6351/2016).
(Семенов М.В.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6)Перечень ненормируемых рекламных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли в полном объеме, является закрытым. Открыт список нормируемых расходов, куда могут попасть все иные рекламные затраты налогоплательщика - не только при розыгрыше призов, но и при раздаче бесплатно (безвозмездно) сувенирной продукции в рекламных целях (Постановление АС МО от 11.10.2016 N Ф05-14103/2015). Для целей налогообложения такие расходы принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в ст. 249 НК РФ (Постановление АС ПО от 09.03.2016 N Ф06-6351/2016).
Статья: Мышеловка для бесплатного сыра, или Рекламная дегустация
(Преснякова Е.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3)Таким образом, начисление НДС с полной стоимости розданной бесплатно продукции и принятие к вычету части "входного" НДС - это взаимоисключающие обстоятельства. Выходит, что признание бесплатной раздачи продукции в рекламных целях одновременно рекламой, расходы на которую учитываются в целях налогообложения в пределах норматива, и безвозмездной передачей в целях исчисления НДС противоречит здравому смыслу. Следствием признания передачи рекламной продукции (товара) объектом обложения НДС является необходимость исключения стоимости безвозмездно переданного имущества (товара) из состава расходов, признаваемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
(Преснякова Е.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3)Таким образом, начисление НДС с полной стоимости розданной бесплатно продукции и принятие к вычету части "входного" НДС - это взаимоисключающие обстоятельства. Выходит, что признание бесплатной раздачи продукции в рекламных целях одновременно рекламой, расходы на которую учитываются в целях налогообложения в пределах норматива, и безвозмездной передачей в целях исчисления НДС противоречит здравому смыслу. Следствием признания передачи рекламной продукции (товара) объектом обложения НДС является необходимость исключения стоимости безвозмездно переданного имущества (товара) из состава расходов, признаваемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).