БАзовый мрот
Подборка наиболее важных документов по запросу БАзовый мрот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установлено отсутствие фиксированного размера выплаченной матпомощи работникам, перечня влияющих на ее размер обстоятельств и документов, подтверждающих необходимость ее получения. При этом доля выплат матпомощи в общей сумме дохода сотрудника зависит от занимаемой должности и количества отработанного времени, а среднемесячная зарплата на одного работника составляет менее МРОТ, поэтому спорные выплаты подлежат включению в базу по страховым взносам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установлено отсутствие фиксированного размера выплаченной матпомощи работникам, перечня влияющих на ее размер обстоятельств и документов, подтверждающих необходимость ее получения. При этом доля выплат матпомощи в общей сумме дохода сотрудника зависит от занимаемой должности и количества отработанного времени, а среднемесячная зарплата на одного работника составляет менее МРОТ, поэтому спорные выплаты подлежат включению в базу по страховым взносам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Минимальный и максимальный размеры больничного с 1 января 2024 года
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Максимальный размер больничного листа, как и минимальный, меняется из года в год в связи с изменением основных показателей, по которым считают больничный. Это МРОТ и предельные базы для начисления страховых взносов. Рассчитывают пособие исходя из среднедневного заработка работника.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Максимальный размер больничного листа, как и минимальный, меняется из года в год в связи с изменением основных показателей, по которым считают больничный. Это МРОТ и предельные базы для начисления страховых взносов. Рассчитывают пособие исходя из среднедневного заработка работника.
Готовое решение: Как рассчитывается пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет из МРОТ
(КонсультантПлюс, 2025)Средний дневной заработок работницы ниже заработка, рассчитанного исходя из МРОТ, поэтому пособие определяется на базе МРОТ:
(КонсультантПлюс, 2025)Средний дневной заработок работницы ниже заработка, рассчитанного исходя из МРОТ, поэтому пособие определяется на базе МРОТ:
Нормативные акты
Справочная информация: "Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Полагаем, что именно данное базовое положение, определяющее суть МРОТ, и должно применяться в любой ситуации: не только доплата за вредные условия труда, но и стимулирующие выплаты по своей природе не являются свойственными любой трудовой деятельности независимо от особых условий ее осуществления (в противном случае они теряют свое предназначение - стимулировать высокопроизводительный труд/иные факторы, нужные работодателю), а значит, они не должны включаться в состав получаемой заработной платы при ее доведении до МРОТ.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Полагаем, что именно данное базовое положение, определяющее суть МРОТ, и должно применяться в любой ситуации: не только доплата за вредные условия труда, но и стимулирующие выплаты по своей природе не являются свойственными любой трудовой деятельности независимо от особых условий ее осуществления (в противном случае они теряют свое предназначение - стимулировать высокопроизводительный труд/иные факторы, нужные работодателю), а значит, они не должны включаться в состав получаемой заработной платы при ее доведении до МРОТ.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во-вторых, значительное число проблем выявляется сегодня в бюджетной сфере. В бюджетных учреждениях (федеральных, региональных, муниципальных) заработная плата складывается из трех составляющих, которыми являются базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Для дифференциации оплаты труда определены четыре профессиональные квалификационные группы, для каждой из которых Правительством РФ утвержден базовый оклад. Базовый оклад является нижней границей заработной платы, ниже которого по профессиональным квалификационным группам заработную плату устанавливать нельзя. Следующий этап - это установление шести квалификационных уровней. Такие уровни дифференцируют заработную плату работников одной профессии в зависимости от сложности работы, которую они выполняют, при этом учитывая дополнительные критерии квалификации. Однако на практике базовые оклады работников бюджетной сферы оказались меньше минимального размера оплаты труда (так как соответствующая гарантия из ТК РФ была исключена), и это позволило исследователям утверждать, что государство как работодатель нарушает нормы Конституции РФ, основные принципы заработной платы, тем самым подавая отрицательный пример иным работодателям <1>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во-вторых, значительное число проблем выявляется сегодня в бюджетной сфере. В бюджетных учреждениях (федеральных, региональных, муниципальных) заработная плата складывается из трех составляющих, которыми являются базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Для дифференциации оплаты труда определены четыре профессиональные квалификационные группы, для каждой из которых Правительством РФ утвержден базовый оклад. Базовый оклад является нижней границей заработной платы, ниже которого по профессиональным квалификационным группам заработную плату устанавливать нельзя. Следующий этап - это установление шести квалификационных уровней. Такие уровни дифференцируют заработную плату работников одной профессии в зависимости от сложности работы, которую они выполняют, при этом учитывая дополнительные критерии квалификации. Однако на практике базовые оклады работников бюджетной сферы оказались меньше минимального размера оплаты труда (так как соответствующая гарантия из ТК РФ была исключена), и это позволило исследователям утверждать, что государство как работодатель нарушает нормы Конституции РФ, основные принципы заработной платы, тем самым подавая отрицательный пример иным работодателям <1>.
Статья: Гармонизация санкций за административные правонарушения в области таможенного дела в государствах - членах Евразийского экономического союза
(Сарксян И.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Как мы видим, все государства - члены ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, при расчете административных штрафов применяют некоторые условные величины (минимальный размер оплаты труда, базовая величина или расчетный показатель). Уже только это показывает существенные особенности в административно-деликтном регулировании таможенных отношений.
(Сарксян И.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Как мы видим, все государства - члены ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, при расчете административных штрафов применяют некоторые условные величины (минимальный размер оплаты труда, базовая величина или расчетный показатель). Уже только это показывает существенные особенности в административно-деликтном регулировании таможенных отношений.
Статья: 7 изменений, которые вы могли пропустить
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Это более чем удобно в практической работе профессиональных хранителей и чиновников органов местного самоуправления, упрощая им процесс работы. В дальнейшем МРОТ может в целом исчезнуть из законодательных актов. Тем более что для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей применяется не фактический МРОТ, а базовая ставка, равная 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Это более чем удобно в практической работе профессиональных хранителей и чиновников органов местного самоуправления, упрощая им процесс работы. В дальнейшем МРОТ может в целом исчезнуть из законодательных актов. Тем более что для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей применяется не фактический МРОТ, а базовая ставка, равная 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
Готовое решение: Как начислять и уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ с заработной платы и иных выплат физлицам
(КонсультантПлюс, 2025)В 2025 г. размеры МРОТ и единой предельной величины базы для взносов составляют 22 440 руб. и 2 759 000 руб. соответственно.
(КонсультантПлюс, 2025)В 2025 г. размеры МРОТ и единой предельной величины базы для взносов составляют 22 440 руб. и 2 759 000 руб. соответственно.
Статья: Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В большинстве стран совокупная заработная плата складывается из нескольких частей: базовой ставки, различных видов премий, надбавок за опасные условия труда или нестандартный график работы, натуральных выдач и др. В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли МРОТ включать в себя весь заработок работника или лишь некоторые его составляющие <13>. В Конвенции МОТ N 131 нет точного перечня составляющих минимальной заработной платы. В разных странах этот вопрос решается по-разному. В некоторых странах в МРОТ включается лишь базовая ставка оплаты труда, в других - базовая ставка плюс отдельные надбавки и премии. Конвенция МОТ N 131 допускает использование обоих вариантов. Но проблема возникает в тех случаях, когда базовая ставка оплоты труда составляет лишь малую часть совокупного заработка (что означает незначительную величину МРОТ) или когда составные части МРОТ вообще не определены. В некоторых странах, где структура МРОТ не имеет четкого правового определения, эта проблема решается в судебном порядке.
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В большинстве стран совокупная заработная плата складывается из нескольких частей: базовой ставки, различных видов премий, надбавок за опасные условия труда или нестандартный график работы, натуральных выдач и др. В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли МРОТ включать в себя весь заработок работника или лишь некоторые его составляющие <13>. В Конвенции МОТ N 131 нет точного перечня составляющих минимальной заработной платы. В разных странах этот вопрос решается по-разному. В некоторых странах в МРОТ включается лишь базовая ставка оплаты труда, в других - базовая ставка плюс отдельные надбавки и премии. Конвенция МОТ N 131 допускает использование обоих вариантов. Но проблема возникает в тех случаях, когда базовая ставка оплоты труда составляет лишь малую часть совокупного заработка (что означает незначительную величину МРОТ) или когда составные части МРОТ вообще не определены. В некоторых странах, где структура МРОТ не имеет четкого правового определения, эта проблема решается в судебном порядке.