БАзовая цена ГОЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу БАзовая цена ГОЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменился порядок установления цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа
(Саидов Р.А., Попов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Из ключевых нововведений рассматриваемого документа считаем необходимым выделить прежде всего следующие: была доработана профильная терминология. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1388 введено точное определение базовых цен, под которыми в настоящее время понимаются фиксированные цены на продукцию ГОЗ, рассчитанные затратным методом в условиях базового года, которые используются для определения цен на продукцию на очередной год и плановый период. Для расчета применяют метод индексации базовой цены или метод индексации по статьям базовых затрат. Кроме этого, дано новое определение дефиниции "привнесенные затраты", которое в настоящее время еще не вступило в силу и начнет действовать с 1 января 2022 г. Привнесенными затратами являются затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. Следует отметить, что к привнесенным затратам не относятся, например, сопутствующие расходы, такие как издержки на организацию и траты во время командировок. Таким образом, затраты на покупку основных материалов, используемых в производстве, становятся привнесенными затратами. Для сравнения: в действующей редакции вышеназванного Постановления Российской Федерации "привнесенные затраты" - затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов). Данное изменение является весьма важным с учетом того факта, что если цена контракта в рамках ГОЗ определялась затратным методом (п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), то прибыль в составе цены на продукцию не может превышать 1% привнесенных затрат и 20% собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (до 25% в случае необходимости направления части прибыли на развитие производства). При этом величина рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию не может быть менее 10% плановых собственных затрат, а для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20% и более, менее 5% себестоимости продукции.
(Саидов Р.А., Попов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Из ключевых нововведений рассматриваемого документа считаем необходимым выделить прежде всего следующие: была доработана профильная терминология. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1388 введено точное определение базовых цен, под которыми в настоящее время понимаются фиксированные цены на продукцию ГОЗ, рассчитанные затратным методом в условиях базового года, которые используются для определения цен на продукцию на очередной год и плановый период. Для расчета применяют метод индексации базовой цены или метод индексации по статьям базовых затрат. Кроме этого, дано новое определение дефиниции "привнесенные затраты", которое в настоящее время еще не вступило в силу и начнет действовать с 1 января 2022 г. Привнесенными затратами являются затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. Следует отметить, что к привнесенным затратам не относятся, например, сопутствующие расходы, такие как издержки на организацию и траты во время командировок. Таким образом, затраты на покупку основных материалов, используемых в производстве, становятся привнесенными затратами. Для сравнения: в действующей редакции вышеназванного Постановления Российской Федерации "привнесенные затраты" - затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов). Данное изменение является весьма важным с учетом того факта, что если цена контракта в рамках ГОЗ определялась затратным методом (п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), то прибыль в составе цены на продукцию не может превышать 1% привнесенных затрат и 20% собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (до 25% в случае необходимости направления части прибыли на развитие производства). При этом величина рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию не может быть менее 10% плановых собственных затрат, а для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20% и более, менее 5% себестоимости продукции.
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Следовательно, данные электронные торговые площадки выступают в качестве своеобразной базы данных, благодаря которой можно проследить повышение цен на продукцию по ГОЗ в течение определенного периода в рамках всего рынка, определить обоснованность такого повышения с целью недопущения необоснованного расходования государственными заказчиками бюджетных средств или превышения установленных для них лимитов бюджетным законодательством.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Следовательно, данные электронные торговые площадки выступают в качестве своеобразной базы данных, благодаря которой можно проследить повышение цен на продукцию по ГОЗ в течение определенного периода в рамках всего рынка, определить обоснованность такого повышения с целью недопущения необоснованного расходования государственными заказчиками бюджетных средств или превышения установленных для них лимитов бюджетным законодательством.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")165. В случае если условиями государственного контракта на поставку продукции по государственному оборонному заказу предусматривается возможность изменения цены единицы продукции с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат, но в связи с изменением цены единицы продукции возникла необходимость увеличения цены государственного контракта, изменение цены государственного контракта осуществляется при условии определения источников финансирования соответствующих дополнительных расходов и внесения при необходимости изменений в государственный оборонный заказ. Государственным заказчиком осуществляется подготовка в установленном порядке предложений по указанным вопросам.
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")165. В случае если условиями государственного контракта на поставку продукции по государственному оборонному заказу предусматривается возможность изменения цены единицы продукции с применением метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат, но в связи с изменением цены единицы продукции возникла необходимость увеличения цены государственного контракта, изменение цены государственного контракта осуществляется при условии определения источников финансирования соответствующих дополнительных расходов и внесения при необходимости изменений в государственный оборонный заказ. Государственным заказчиком осуществляется подготовка в установленном порядке предложений по указанным вопросам.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Приводятся перечни документов, представляемых по запросу Минпромторга России при представлении предложений о цене на продукцию, сформированных с использованием затратного метода, метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат, метода индексации цены ранее поставленной продукции.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Приводятся перечни документов, представляемых по запросу Минпромторга России при представлении предложений о цене на продукцию, сформированных с использованием затратного метода, метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат, метода индексации цены ранее поставленной продукции.
Вопрос: Особенности применения Положения в случае поставки продукции исполнителем, входящим в кооперацию.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, установлен разделом IV Положения.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, установлен разделом IV Положения.
Вопрос: Есть ли ограничение на величину плановой рентабельности на продукцию, цена на которую определяется с использованием метода сравнимой цены?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок применения метода сравнимой цены установлен пунктом 14 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465), в соответствии с подпунктом "а" которого цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. Согласно пункту 58 Положения N 1465 при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям базовых затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 - 56 Положения N 1465, не применяется.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок применения метода сравнимой цены установлен пунктом 14 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465), в соответствии с подпунктом "а" которого цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. Согласно пункту 58 Положения N 1465 при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям базовых затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 - 56 Положения N 1465, не применяется.
Вопрос: Какой существует порядок пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены? Какие обосновывающие документы необходимо направить государственному заказчику для подтверждения наличия существенных изменений условий поставки (в том числе производства) продукции?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Согласно пункту 26 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465), основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены являются существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Согласно пункту 26 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465), основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены являются существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции.
Статья: Правовые основы деятельности ОПК России и ВПК США: методы правового регулирования
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)На Всероссийской конференции "Гособоронзаказ. Ценообразование. Проблемы диверсификации" 12 марта 2021 г. в Санкт-Петербурге были рассмотрены вопросы ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, вопросы изменения минимального размера рентабельности (прибыли), существенных изменений условий поставки/производства продукции и обсуждены важные вопросы по п. 4 Плана-графика мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы по новым вопросам регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, на 2021 г. согласно положениям, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисовым 17 февраля 2021 г. N 1430п-п7, а также с учетом ожидаемого вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" от 23 августа 2021 г. N 1388. Вопросы ценообразования на продукцию и рентабельности (прибыли) предприятий ОПК являются важнейшими, поэтому нормативные правовые акты в этой сфере регулярно подвергаются изменениям в целях развития нормативно-методической базы, регулирующей соответствующие отношения.
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)На Всероссийской конференции "Гособоронзаказ. Ценообразование. Проблемы диверсификации" 12 марта 2021 г. в Санкт-Петербурге были рассмотрены вопросы ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, вопросы изменения минимального размера рентабельности (прибыли), существенных изменений условий поставки/производства продукции и обсуждены важные вопросы по п. 4 Плана-графика мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы по новым вопросам регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, на 2021 г. согласно положениям, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисовым 17 февраля 2021 г. N 1430п-п7, а также с учетом ожидаемого вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" от 23 августа 2021 г. N 1388. Вопросы ценообразования на продукцию и рентабельности (прибыли) предприятий ОПК являются важнейшими, поэтому нормативные правовые акты в этой сфере регулярно подвергаются изменениям в целях развития нормативно-методической базы, регулирующей соответствующие отношения.
Статья: Квалификационные ошибки: по материалам военно-судебной практики
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Согласно приговору К., действуя с единым умыслом, из иной личной заинтересованности, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации подписал (тем самым утвердив) протоколы от 19 апреля 2017 г. и 27 марта 2018 г. согласования базовых экономических нормативов, применяемых при формировании договорных цен на военную продукцию на 2017 и 2018 гг. соответственно, содержащие завышенные показатели и затраты Акционерного общества "Отдельное конструкторско-технологическое бюро "Вектор", не подлежащие включению в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу за счет государственных заказчиков. После этого К. в 2017 - 2019 гг. выдавал заключения о фиксированной цене изделий, производимых "Вектором", по завышенным показателям, заведомо зная, что в расчеты включены затраты, не подлежащие оплате государственным заказчиком. Указанные действия К. повлекли существенный, сопряженный с причинением тяжких последствий ущерб охраняемым законом интересам государства, что выразилось в причинении Минобороны России имущественного ущерба на сумму 14 млн руб.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Согласно приговору К., действуя с единым умыслом, из иной личной заинтересованности, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации подписал (тем самым утвердив) протоколы от 19 апреля 2017 г. и 27 марта 2018 г. согласования базовых экономических нормативов, применяемых при формировании договорных цен на военную продукцию на 2017 и 2018 гг. соответственно, содержащие завышенные показатели и затраты Акционерного общества "Отдельное конструкторско-технологическое бюро "Вектор", не подлежащие включению в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу за счет государственных заказчиков. После этого К. в 2017 - 2019 гг. выдавал заключения о фиксированной цене изделий, производимых "Вектором", по завышенным показателям, заведомо зная, что в расчеты включены затраты, не подлежащие оплате государственным заказчиком. Указанные действия К. повлекли существенный, сопряженный с причинением тяжких последствий ущерб охраняемым законом интересам государства, что выразилось в причинении Минобороны России имущественного ущерба на сумму 14 млн руб.
Статья: Правовое регулирование в сфере оборонно-промышленного комплекса как элемент системы военного законодательства
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)В соответствии с Законом о ГОЗ и Законом о контрактной системе, во исполнение указов Президента Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство Российской Федерации утвердило Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу <23>. Вопросы ценообразования на продукцию и рентабельности (прибыли) предприятий ОПК являются важнейшими, поэтому нормативные правовые акты в этой сфере регулярно подвергаются изменениям в целях развития нормативно-методической базы, регулирующей соответствующие отношения <24>.
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)В соответствии с Законом о ГОЗ и Законом о контрактной системе, во исполнение указов Президента Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство Российской Федерации утвердило Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу <23>. Вопросы ценообразования на продукцию и рентабельности (прибыли) предприятий ОПК являются важнейшими, поэтому нормативные правовые акты в этой сфере регулярно подвергаются изменениям в целях развития нормативно-методической базы, регулирующей соответствующие отношения <24>.
Статья: Особенности формирования расчетно-калькуляционных материалов по ГОЗ
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Сложность применения данного метода заключается в отсутствии единой методики, высокой вариативности при обосновании цены сравнимой продукции с учетом условий ее поставки, сроков и объемов поставки, наличия авансирования, разнообразия источников информации (www.Zakupki.gov.ru, astgoz.ru, fabricant.ru и др.), отсутствии единой информационной базы данных по ГОЗ (в том числе по различным госзаказчикам).
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Сложность применения данного метода заключается в отсутствии единой методики, высокой вариативности при обосновании цены сравнимой продукции с учетом условий ее поставки, сроков и объемов поставки, наличия авансирования, разнообразия источников информации (www.Zakupki.gov.ru, astgoz.ru, fabricant.ru и др.), отсутствии единой информационной базы данных по ГОЗ (в том числе по различным госзаказчикам).
Статья: Методологические требования к разработке положения по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного заказа
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок осуществления государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и принципы формирования цен по ГОЗ детально расписаны в нормативных документах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Базовым требованием проверки оптимальности ценообразования государственного контракта является обеспечение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представление государственному заказчику информации об исполнении каждого государственного контракта для возможности оценки соблюдения согласованных с заказчиком нормативов расходов и нормативов прибыли. При этом требования по правилам калькулирования затрат в ГОЗ существенно отличаются от требований бухгалтерского учета, что требует доработки стандартных бухгалтерских систем и введение учетной политики раздельного учета затрат. Обычного, традиционного для многих крупных предприятий котлового учета расходов и доходов по всем видам продукции, работ, услуг и выявления результатов их сопоставления на едином счете 90 "Продажи" недостаточно. Необходимы раздельный учет ресурсов и их использования по каждому контракту, открытие заказа на каждый объект калькулирования с разделением себестоимости на прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) и косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), формирующие производственную себестоимость продукции, а также внепроизводственные расходы (административно-управленческие, коммерческие расходы, проценты по кредитам банка).
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок осуществления государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и принципы формирования цен по ГОЗ детально расписаны в нормативных документах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Базовым требованием проверки оптимальности ценообразования государственного контракта является обеспечение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представление государственному заказчику информации об исполнении каждого государственного контракта для возможности оценки соблюдения согласованных с заказчиком нормативов расходов и нормативов прибыли. При этом требования по правилам калькулирования затрат в ГОЗ существенно отличаются от требований бухгалтерского учета, что требует доработки стандартных бухгалтерских систем и введение учетной политики раздельного учета затрат. Обычного, традиционного для многих крупных предприятий котлового учета расходов и доходов по всем видам продукции, работ, услуг и выявления результатов их сопоставления на едином счете 90 "Продажи" недостаточно. Необходимы раздельный учет ресурсов и их использования по каждому контракту, открытие заказа на каждый объект калькулирования с разделением себестоимости на прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) и косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), формирующие производственную себестоимость продукции, а также внепроизводственные расходы (административно-управленческие, коммерческие расходы, проценты по кредитам банка).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая это обстоятельство, при подготовке ответа мы ограничились изложением только общих вопросов, касающихся величины рентабельности при выполнении ГОЗ и рисков административной ответственности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая это обстоятельство, при подготовке ответа мы ограничились изложением только общих вопросов, касающихся величины рентабельности при выполнении ГОЗ и рисков административной ответственности.
Вопрос: Если цена определена с применением затратного метода, может ли она превышать цену, рассчитанную с применением актуальных индексов-дефляторов Минэкономразвития России?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вместе с тем нормами Положения не установлено конкретных ограничений на размер (величину) обоснованного и документально подтвержденного увеличения цены продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, за исключением случаев формирования цены на такую продукцию методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям базовых затрат с применением установленных индексов.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вместе с тем нормами Положения не установлено конкретных ограничений на размер (величину) обоснованного и документально подтвержденного увеличения цены продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, за исключением случаев формирования цены на такую продукцию методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям базовых затрат с применением установленных индексов.