База данных ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу База данных ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, операции по передаче прав использования баз данных он правомерно не облагал НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку на основании соответствующей лицензии являлся официальным дистрибьютором ведущих мировых спутниковых операторов данных дистанционного зондирования Земли.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, операции по передаче прав использования баз данных он правомерно не облагал НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку на основании соответствующей лицензии являлся официальным дистрибьютором ведущих мировых спутниковых операторов данных дистанционного зондирования Земли.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС15.3. Облагаются ли НДС технические, сервисные, информационные услуги, связанные с реализацией прав на программы для ЭВМ и базы данных?
Вопрос: О предложениях по предоставлению экспортерам прав на программное обеспечение и (или) баз данных дополнительных преференций по НДС и освобождению от НДФЛ доходов нерезидентов от реализации акций.
(Письмо Минфина России от 31.10.2024 N 03-04-09/106455)Вопрос: О предложениях по предоставлению экспортерам прав на программное обеспечение и (или) баз данных дополнительных преференций по НДС и освобождению от НДФЛ доходов нерезидентов от реализации акций.
(Письмо Минфина России от 31.10.2024 N 03-04-09/106455)Вопрос: О предложениях по предоставлению экспортерам прав на программное обеспечение и (или) баз данных дополнительных преференций по НДС и освобождению от НДФЛ доходов нерезидентов от реализации акций.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, третьим лицам по сублицензионным договорам.
(Письмо Минфина России от 30.07.2025 N 03-07-08/73798)Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, третьим лицам по сублицензионным договорам.
(Письмо Минфина России от 30.07.2025 N 03-07-08/73798)Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, третьим лицам по сублицензионным договорам.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.1.3. Не облагаются НДС реализация и передача прав
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.1.3. Не облагаются НДС реализация и передача прав
Готовое решение: Вычеты по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)освобожденных от НДС прав на программы для ЭВМ и базы данных, зарегистрированные в реестре российского ПО. В этом случае можно принять к вычету НДС только по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для такой реализации (пп. 4 п. 2 ст. 171 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)освобожденных от НДС прав на программы для ЭВМ и базы данных, зарегистрированные в реестре российского ПО. В этом случае можно принять к вычету НДС только по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для такой реализации (пп. 4 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Готовое решение: Как определить налоговую базу по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая база определяется в обычном порядке: это стоимость реализуемого программного обеспечения, баз данных, прав на контент, дизайн и других составляющих сайта без учета НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Ставка налога в общем случае составляет 20%, а для плательщиков на УСН, которые применяют пониженные ставки, - 5% или 7% (п. п. 3, 8, 9 ст. 164 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая база определяется в обычном порядке: это стоимость реализуемого программного обеспечения, баз данных, прав на контент, дизайн и других составляющих сайта без учета НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Ставка налога в общем случае составляет 20%, а для плательщиков на УСН, которые применяют пониженные ставки, - 5% или 7% (п. п. 3, 8, 9 ст. 164 НК РФ).
Готовое решение: Сроки хранения документов по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)журналы, карточки, базы данных учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС;
(КонсультантПлюс, 2025)журналы, карточки, базы данных учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС;
Статья: Правовое регулирование поддержки отечественных производителей квантовых коммуникаций
(Евсиков К.С.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)- операции по передаче исключительных прав на созданные отечественными производителями программы и базы данных освобождены от начисления налога на добавленную стоимость;
(Евсиков К.С.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)- операции по передаче исключительных прав на созданные отечественными производителями программы и базы данных освобождены от начисления налога на добавленную стоимость;
Готовое решение: Меры налоговой поддержки для IT-компаний
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
Статья: Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)Технология больших данных подразумевает процесс, который решает несколько задач и начинается со сбора (извлечения) данных, их преобразования, далее осуществляются подготовка и загрузка данных для анализа с применением определенных инструментов и методов в соответствии с нужным (желаемым) результатом, заканчивается этот процесс предоставлением результатов анализа заинтересованным субъектам <12>. По мнению экспертов, "аналитика больших данных приносит огромную пользу государственному сектору, улучшая результаты, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь граждан" <13>. В случае с применением данной технологии в работе реальностью становится сопоставление данных разнообразных баз данных, например сопоставление данных АСК "НДС" и онлайн-касс: отслеживание продвижения товара от производителя или импортера до конечного потребителя. Следовательно, решение одной из самых сложных проблем - выявление и доказывание аффилированности субъектов. На самом деле технология больших данных имеет высокий потенциал для использования в работе ФНС, особенно в свете общего тренда ухода от классических контрольно-надзорных мероприятий в виде проверок, которые являются очень громоздкими и трудозатратными, следовательно, невыгодными и для бизнеса, и для государства, в том числе учитывая, что планируется интеграция системы онлайн-касс и АСК "НДС". Каждая из систем представляет огромный массив данных. Поэтому расширение применения налогового мониторинга, особенно в автоматизированном или, еще лучше, автоматическом виде, будет способствовать повышению взаимного доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками, хотя бы теми, кто работает правомерно и добросовестно.
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)Технология больших данных подразумевает процесс, который решает несколько задач и начинается со сбора (извлечения) данных, их преобразования, далее осуществляются подготовка и загрузка данных для анализа с применением определенных инструментов и методов в соответствии с нужным (желаемым) результатом, заканчивается этот процесс предоставлением результатов анализа заинтересованным субъектам <12>. По мнению экспертов, "аналитика больших данных приносит огромную пользу государственному сектору, улучшая результаты, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь граждан" <13>. В случае с применением данной технологии в работе реальностью становится сопоставление данных разнообразных баз данных, например сопоставление данных АСК "НДС" и онлайн-касс: отслеживание продвижения товара от производителя или импортера до конечного потребителя. Следовательно, решение одной из самых сложных проблем - выявление и доказывание аффилированности субъектов. На самом деле технология больших данных имеет высокий потенциал для использования в работе ФНС, особенно в свете общего тренда ухода от классических контрольно-надзорных мероприятий в виде проверок, которые являются очень громоздкими и трудозатратными, следовательно, невыгодными и для бизнеса, и для государства, в том числе учитывая, что планируется интеграция системы онлайн-касс и АСК "НДС". Каждая из систем представляет огромный массив данных. Поэтому расширение применения налогового мониторинга, особенно в автоматизированном или, еще лучше, автоматическом виде, будет способствовать повышению взаимного доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками, хотя бы теми, кто работает правомерно и добросовестно.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Например, при оказании казахстанской организацией российской компании услуг по предоставлению права доступа через Интернет к программному обеспечению и базе данных НДС исчисляется российской компанией в порядке, предусмотренном ст. 161 НК РФ (Письмо Минфина России от 01.12.2022 N 03-07-13/1/117837).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Например, при оказании казахстанской организацией российской компании услуг по предоставлению права доступа через Интернет к программному обеспечению и базе данных НДС исчисляется российской компанией в порядке, предусмотренном ст. 161 НК РФ (Письмо Минфина России от 01.12.2022 N 03-07-13/1/117837).