Банкротство органов местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 148 "Имущество должника, не проданное в ходе конкурсного производства или оставшееся после завершения расчетов с кредиторами" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Согласно п. 9 ст. 148 Закона о банкротстве предусмотрено, что орган местного самоуправления обязан принять имущество в собственность. То есть невозникновение права собственности по истечении тридцати дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества за органом местного самоуправления является незаконным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 213.9 "Финансовый управляющий" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""По смыслу абзацев седьмого и десятого пункта 1 статьи 20.3, пункта 7 и абзаца первого пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вправе запрашивать во внесудебном порядке у третьих лиц, а также у государственных органов и органов местного самоуправления сведения, необходимые для проведения процедур банкротства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Непроданное имущество должника и обязанности органов местного самоуправления в процедуре конкурсного производства
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)И органам местного самоуправления, весьма вероятно, не удастся как-либо использовать его в своей деятельности или перепрофилировать. А несение расходов, связанных с его содержанием, Закон о банкротстве возлагает на органы местного самоуправления (п. 9 ст. 148). Судебная практика признает, что, заявляя требование о принятии имущества в муниципальную собственность, конкурсный управляющий вправе дополнительно заявить требования о регистрации права нового собственника и взыскании с муниципального образования расходов на содержание непроданного имущества должника, например неуплаченного земельного налога или налога на имущество (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2021 г. N Ф05-6371/2016 по делу N А41-103823/2015).
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)И органам местного самоуправления, весьма вероятно, не удастся как-либо использовать его в своей деятельности или перепрофилировать. А несение расходов, связанных с его содержанием, Закон о банкротстве возлагает на органы местного самоуправления (п. 9 ст. 148). Судебная практика признает, что, заявляя требование о принятии имущества в муниципальную собственность, конкурсный управляющий вправе дополнительно заявить требования о регистрации права нового собственника и взыскании с муниципального образования расходов на содержание непроданного имущества должника, например неуплаченного земельного налога или налога на имущество (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2021 г. N Ф05-6371/2016 по делу N А41-103823/2015).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Компетенция органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере банкротства определяется законами, иными нормативными актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Компетенция органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере банкротства определяется законами, иными нормативными актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства
Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257
(ред. от 22.05.2024)
"Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве"
(вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве")Порядок голосования уполномоченного органа
(ред. от 22.05.2024)
"Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве"
(вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве")Порядок голосования уполномоченного органа
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Процесс формирования реестра требований кредиторов связан с разнонаправленностью интересов практически всех участников процедур несостоятельности (банкротства), включая не только кредиторов, инвесторов <1>, органы местного самоуправления и арбитражных управляющих <2> (хотя формально, казалось бы, подобного и не должно быть). В таком случае реестр требований кредиторов надо воспринимать не только как систему сведений о требованиях, он есть и отражение (итог) взаимосвязанных результатов правовых оценок, разрешения разногласий и споров, что выражено как в отказе включить требование в реестр, так и в удовлетворении заявлений другого кредитора, в размере долга, месте в очереди и пр.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Процесс формирования реестра требований кредиторов связан с разнонаправленностью интересов практически всех участников процедур несостоятельности (банкротства), включая не только кредиторов, инвесторов <1>, органы местного самоуправления и арбитражных управляющих <2> (хотя формально, казалось бы, подобного и не должно быть). В таком случае реестр требований кредиторов надо воспринимать не только как систему сведений о требованиях, он есть и отражение (итог) взаимосвязанных результатов правовых оценок, разрешения разногласий и споров, что выражено как в отказе включить требование в реестр, так и в удовлетворении заявлений другого кредитора, в размере долга, месте в очереди и пр.
Статья: Оспаривание сделок гражданина-банкрота в случае его смерти
(Рабина С.Д.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Таким образом, представляется целесообразным дополнить ст. 223.1 Закона о банкротстве п. 5.1 следующего содержания: "Сделки, совершенные до момента смерти должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными по заявлению финансового управляющего, конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, наследников, принявших наследство, органов местного самоуправления, в собственность которых перешло выморочное имущество". Первое предложение абз. 1 п. 4 ст. 223.1 Закона о банкротстве дополнить словами: "или органы местного самоуправления, в собственность которых перешло выморочное имущество".
(Рабина С.Д.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Таким образом, представляется целесообразным дополнить ст. 223.1 Закона о банкротстве п. 5.1 следующего содержания: "Сделки, совершенные до момента смерти должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными по заявлению финансового управляющего, конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, наследников, принявших наследство, органов местного самоуправления, в собственность которых перешло выморочное имущество". Первое предложение абз. 1 п. 4 ст. 223.1 Закона о банкротстве дополнить словами: "или органы местного самоуправления, в собственность которых перешло выморочное имущество".
Статья: Участники дела о банкротстве: кто есть кто?
(Лукьянчикова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, Банк России при банкротстве специальных субъектов, имеющих особое социально-экономическое значение, в том числе градообразующих организаций (п. п. 1 - 2 ст. 170 Закона о банкротстве), стратегических предприятий (ст. 192 Закона о банкротстве), субъектов естественных монополий (ст. 198 Закона о банкротстве), кредитных организаций (ст. 189.59 Закона о банкротстве); эти лица обладают только процессуально-правовым интересом;
(Лукьянчикова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, Банк России при банкротстве специальных субъектов, имеющих особое социально-экономическое значение, в том числе градообразующих организаций (п. п. 1 - 2 ст. 170 Закона о банкротстве), стратегических предприятий (ст. 192 Закона о банкротстве), субъектов естественных монополий (ст. 198 Закона о банкротстве), кредитных организаций (ст. 189.59 Закона о банкротстве); эти лица обладают только процессуально-правовым интересом;
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что свобода создания и ликвидации юридических лиц, свобода движения капитала и иные свободы экономической деятельности не могут быть абсолютными, особенно в контексте концепции устойчивого развития. Безусловно, данный тезис получает свое развитие в позитивном праве. Например, учет экономических характеристик (показателей) юридических лиц в связи с прекращением их деятельности наглядно прослеживается в Законе о несостоятельности (банкротстве) (гл. 9) <1>, где предусмотрены особые правовые режимы банкротства отдельных категорий юридических лиц (градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков). В отношении данных категорий должников предусматриваются "специальные нормы" относительно сроков и сумм задолженности, а также учитывается значимость юридического лица в экономике отдельного населенного пункта или всего государства. В целях обеспечения устойчивости экономики при банкротстве данных категорий должников могут участвовать специальные лица, чьи интересы могут быть затронуты (например, орган местного самоуправления при банкротстве градообразующей организации), предусматриваются меры по предупреждению банкротства (например, применительно к стратегическим предприятиям и организациям), особенности продажи имущества, на базе которого осуществляется экономическая деятельность (например, продажа имущества сельскохозяйственных организаций, субъектов естественных монополий), и т.д. Однако подобные примеры являются спонтанными, спорадическими.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что свобода создания и ликвидации юридических лиц, свобода движения капитала и иные свободы экономической деятельности не могут быть абсолютными, особенно в контексте концепции устойчивого развития. Безусловно, данный тезис получает свое развитие в позитивном праве. Например, учет экономических характеристик (показателей) юридических лиц в связи с прекращением их деятельности наглядно прослеживается в Законе о несостоятельности (банкротстве) (гл. 9) <1>, где предусмотрены особые правовые режимы банкротства отдельных категорий юридических лиц (градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков). В отношении данных категорий должников предусматриваются "специальные нормы" относительно сроков и сумм задолженности, а также учитывается значимость юридического лица в экономике отдельного населенного пункта или всего государства. В целях обеспечения устойчивости экономики при банкротстве данных категорий должников могут участвовать специальные лица, чьи интересы могут быть затронуты (например, орган местного самоуправления при банкротстве градообразующей организации), предусматриваются меры по предупреждению банкротства (например, применительно к стратегическим предприятиям и организациям), особенности продажи имущества, на базе которого осуществляется экономическая деятельность (например, продажа имущества сельскохозяйственных организаций, субъектов естественных монополий), и т.д. Однако подобные примеры являются спонтанными, спорадическими.