Банкротство муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.11 "Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве муниципального образования как контролирующего должника лица. Суд признал правомерным привлечение к субсидиарной ответственности, однако со ссылкой на Постановлении КС РФ от 30.10.2023 N 50-П указал, что при определении размера субсидиарной ответственности контролирующего должника лица в ее состав не могут включаться суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика, и исключил из сумм, подлежащих взысканию с муниципального образования, суммы штрафов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве муниципального образования как контролирующего должника лица. Суд признал правомерным привлечение к субсидиарной ответственности, однако со ссылкой на Постановлении КС РФ от 30.10.2023 N 50-П указал, что при определении размера субсидиарной ответственности контролирующего должника лица в ее состав не могут включаться суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика, и исключил из сумм, подлежащих взысканию с муниципального образования, суммы штрафов.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению администрации города, взысканные с нее в результате привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве предприятия суммы земельного налога и НДФЛ подлежат зачислению в бюджет муниципального образования.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению администрации города, взысканные с нее в результате привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве предприятия суммы земельного налога и НДФЛ подлежат зачислению в бюджет муниципального образования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В первую очередь речь о идет чрезвычайных ситуациях, в результате которых органы местного самоуправления отсутствуют и не могут быть сформированы. Другим случаем введения прямого регионального управления на территории муниципалитета является ситуация, которую условно можно охарактеризовать как "банкротство" муниципального образования, т.е. его объективную неспособность выполнять собственные расходные обязательства. Также причиной введения прямого внешнего государственного управления могут быть нарушения, допущенные муниципальными органами при осуществлении полномочий, делегированных государством, в том числе нецелевое расходование средств субвенций.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В первую очередь речь о идет чрезвычайных ситуациях, в результате которых органы местного самоуправления отсутствуют и не могут быть сформированы. Другим случаем введения прямого регионального управления на территории муниципалитета является ситуация, которую условно можно охарактеризовать как "банкротство" муниципального образования, т.е. его объективную неспособность выполнять собственные расходные обязательства. Также причиной введения прямого внешнего государственного управления могут быть нарушения, допущенные муниципальными органами при осуществлении полномочий, делегированных государством, в том числе нецелевое расходование средств субвенций.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Вопрос о круге должников, на которых распространяется законодательство о банкротстве, в разных странах решается неодинаково <1>. Так, в Германии и Франции должниками по делу о банкротстве могут быть любые лица (физические и юридические), независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса. Напротив, в Англии и особенно в США законодательство дифференцировано в зависимости от предмета деятельности лица. Специальные процедуры урегулирования предусмотрены в отношении финансовых, строительных, железнодорожных и иных компаний. Законодательство США и ряда других стран предусматривает возможности банкротства предпринимательских групп как единого хозяйствующего субъекта. Конкурсное право США допускает также банкротство муниципальных образований.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Вопрос о круге должников, на которых распространяется законодательство о банкротстве, в разных странах решается неодинаково <1>. Так, в Германии и Франции должниками по делу о банкротстве могут быть любые лица (физические и юридические), независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса. Напротив, в Англии и особенно в США законодательство дифференцировано в зависимости от предмета деятельности лица. Специальные процедуры урегулирования предусмотрены в отношении финансовых, строительных, железнодорожных и иных компаний. Законодательство США и ряда других стран предусматривает возможности банкротства предпринимательских групп как единого хозяйствующего субъекта. Конкурсное право США допускает также банкротство муниципальных образований.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)2. Муниципальное образование не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам созданного им неказенного предприятия, за исключением случаев банкротства такого предприятия, вызванного действиями муниципального образования как собственника имущества.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)2. Муниципальное образование не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам созданного им неказенного предприятия, за исключением случаев банкротства такого предприятия, вызванного действиями муниципального образования как собственника имущества.
Статья: Обжалование отказов в государственной регистрации прав на земельный участок как один из способов установления достоверных сведений для внесения в ЕГРН
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Отказ в государственной регистрации перехода прав на земельный участок возможен в случае квалификации государственным регистратором сделки-основания как ничтожной. Так, по одному из дел кооператив, находясь в процессе несостоятельности (банкротства), купил у муниципального образования земельный участок. Земельный участок был продан кооперативу без торгов, поскольку там стоял объект незавершенного строительства, право собственности на который было зарегистрировано за кооперативом. Отказывая в регистрации перехода права собственности, государственный регистратор указал две причины:
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Отказ в государственной регистрации перехода прав на земельный участок возможен в случае квалификации государственным регистратором сделки-основания как ничтожной. Так, по одному из дел кооператив, находясь в процессе несостоятельности (банкротства), купил у муниципального образования земельный участок. Земельный участок был продан кооперативу без торгов, поскольку там стоял объект незавершенного строительства, право собственности на который было зарегистрировано за кооперативом. Отказывая в регистрации перехода права собственности, государственный регистратор указал две причины:
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Меры государственной поддержки как инструмент государственного участия в отношениях несостоятельности (банкротства) особенно полно проявляют себя в рамках правового регулирования банкротства отдельных категорий должников, когда государство выступает в защиту публичного интереса посредством защиты интересов субъектов, имеющих значение для экономики. Как отмечает Е.Г. Дорохина, публичный интерес в данном случае заключается в эффективном функционировании ряда наиболее значимых отраслей, предприятий и организаций (градообразующих, стратегических, естественных монополий, финансовых) и выработке специальных правил, позволяющих поддержать указанные организации в период кризиса <237>. Примером правового средства, которое характерно для государственной поддержки отдельных категорий должников, выступает, например, поручительство по обязательствам должника, являющимся градообразующей организацией, которое может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 173 Закона о банкротстве).
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Меры государственной поддержки как инструмент государственного участия в отношениях несостоятельности (банкротства) особенно полно проявляют себя в рамках правового регулирования банкротства отдельных категорий должников, когда государство выступает в защиту публичного интереса посредством защиты интересов субъектов, имеющих значение для экономики. Как отмечает Е.Г. Дорохина, публичный интерес в данном случае заключается в эффективном функционировании ряда наиболее значимых отраслей, предприятий и организаций (градообразующих, стратегических, естественных монополий, финансовых) и выработке специальных правил, позволяющих поддержать указанные организации в период кризиса <237>. Примером правового средства, которое характерно для государственной поддержки отдельных категорий должников, выступает, например, поручительство по обязательствам должника, являющимся градообразующей организацией, которое может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 173 Закона о банкротстве).
Статья: Проблемы установления признаков градообразующей организации у должника в деле о банкротстве
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Другие суды, напротив, считают такие доказательства недопустимыми, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 670 и полагая, что "муниципальные образования осуществляют лишь сбор статистической информации, а предоставлять данные для определения критериев отнесения должника к ГО администрация муниципального образования не уполномочена" <37>. Это становится еще одним фактором, препятствующим проведению процедур банкротства с особенностями, установленными для ГО. Так, в деле о банкротстве агропромышленной компании суд отказал в признании должника ГО, поскольку статистическая информация Росстата не позволяет установить квалифицирующий показатель, определенный в ст. 169 Закона о банкротстве, а статистику муниципального образования суд отклонил как предоставленную неуполномоченным лицом <38>.
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Другие суды, напротив, считают такие доказательства недопустимыми, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 670 и полагая, что "муниципальные образования осуществляют лишь сбор статистической информации, а предоставлять данные для определения критериев отнесения должника к ГО администрация муниципального образования не уполномочена" <37>. Это становится еще одним фактором, препятствующим проведению процедур банкротства с особенностями, установленными для ГО. Так, в деле о банкротстве агропромышленной компании суд отказал в признании должника ГО, поскольку статистическая информация Росстата не позволяет установить квалифицирующий показатель, определенный в ст. 169 Закона о банкротстве, а статистику муниципального образования суд отклонил как предоставленную неуполномоченным лицом <38>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 2 Закона о банкротстве). Более подробно о статусе указанных кредиторов см. в документе: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) // БВС РФ. 2017. N 9.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 2 Закона о банкротстве). Более подробно о статусе указанных кредиторов см. в документе: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) // БВС РФ. 2017. N 9.
Статья: Публично-правовая ответственность должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В рамках статьи авторы анализируют проблемы законодательного регулирования правового института временной финансовой администрации муниципального образования и ответственности его должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципалитета. Формулируется вывод о противоречии привилегированного статуса и значительном ограничении ответственности муниципальных должностных лиц, соответствующих признакам контролирующих должника лиц, установленных в п. п. 1, 2 ст. 61.10 Закона о банкротстве. В ходе процедуры санации муниципального образования выдвигаются предложения по преодолению законодательных коллизий.
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В рамках статьи авторы анализируют проблемы законодательного регулирования правового института временной финансовой администрации муниципального образования и ответственности его должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципалитета. Формулируется вывод о противоречии привилегированного статуса и значительном ограничении ответственности муниципальных должностных лиц, соответствующих признакам контролирующих должника лиц, установленных в п. п. 1, 2 ст. 61.10 Закона о банкротстве. В ходе процедуры санации муниципального образования выдвигаются предложения по преодолению законодательных коллизий.