Банкротство финансовых организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство финансовых организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 20.6 Закона о банкротствеАрбитражный управляющий не сможет взыскать вознаграждение с Банка России, исполняющего функции контрольного органа в деле о банкротстве финансовой организации >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за фальсификацию ЕГРЮЛ, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 170.1 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель организации (иное лицо) привлекается к уголовной ответственности за представление в орган, осуществляющий регистрацию юрлиц, ИП, учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, с целью внесения недостоверных сведений, завладения чужим имуществом либо сокрытия признаков банкротства кредитной (финансовой) организации, в том числе совершенное при наличии квалифицирующих признаков (сопряженное с насилием, угрозой насилия и др.).
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель организации (иное лицо) привлекается к уголовной ответственности за представление в орган, осуществляющий регистрацию юрлиц, ИП, учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, с целью внесения недостоверных сведений, завладения чужим имуществом либо сокрытия признаков банкротства кредитной (финансовой) организации, в том числе совершенное при наличии квалифицирующих признаков (сопряженное с насилием, угрозой насилия и др.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)§ 4. Банкротство финансовых организаций
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)§ 4. Банкротство финансовых организаций
Статья: Когда возникает право обратиться в суд о банкротстве
(Федоров Ю.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 8)Банкротство финансовых организаций
(Федоров Ю.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 8)Банкротство финансовых организаций
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)§ 4. Банкротство финансовых организаций
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)§ 4. Банкротство финансовых организаций
Статья: Финансовые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Законодательством о банкротстве устанавливаются особенности банкротства финансовых организаций (§ 4 гл. IX Закона о банкротстве). Круг финансовых организаций, на которые распространяются указанные нормы, значительно уже круга финансовых организаций, перечисленных в Законе о защите конкуренции, не включает, в частности, лизинговые компании, ломбарды и некоторые иные (п. 2 ст. 180 Закона о банкротстве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Законодательством о банкротстве устанавливаются особенности банкротства финансовых организаций (§ 4 гл. IX Закона о банкротстве). Круг финансовых организаций, на которые распространяются указанные нормы, значительно уже круга финансовых организаций, перечисленных в Законе о защите конкуренции, не включает, в частности, лизинговые компании, ломбарды и некоторые иные (п. 2 ст. 180 Закона о банкротстве).
Статья: Споры с потребителями финансовых услуг: актуальные позиции Верховного Суда по конкретным делам
(Малиношевский К., Рой А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)- Определение ВС РФ от 20.07.2021 N 73-КГ21-7-К8 - в случае банкротства финансовой организации требование по кредитному договору, заключенному с потребителем финансовых услуг, может быть передано любому лицу независимо от наличия у него лицензии на право осуществлять банковскую деятельность;
(Малиношевский К., Рой А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)- Определение ВС РФ от 20.07.2021 N 73-КГ21-7-К8 - в случае банкротства финансовой организации требование по кредитному договору, заключенному с потребителем финансовых услуг, может быть передано любому лицу независимо от наличия у него лицензии на право осуществлять банковскую деятельность;
Статья: Цифровые валюты центральных банков и банкротство: точки соприкосновения
(Осокин А.В.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)2. Влияние ЦВЦБ на банкротство финансовых организаций
(Осокин А.В.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)2. Влияние ЦВЦБ на банкротство финансовых организаций
Статья: Разграничение преступлений в банкротстве
(Ляскало А.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Предусмотренная ч. 4 и 5 ст. 170.1 УК РФ фальсификация реестра владельцев ценных бумаг и системы депозитарного учета является выделенной в самостоятельный состав преступления формой пособничества в сокрытии признаков банкротства финансовой организации, совершаемого внешними по отношению к ней лицами, являющимися представителями соответствующих профессиональных участников рынка ценных бумаг.
(Ляскало А.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Предусмотренная ч. 4 и 5 ст. 170.1 УК РФ фальсификация реестра владельцев ценных бумаг и системы депозитарного учета является выделенной в самостоятельный состав преступления формой пособничества в сокрытии признаков банкротства финансовой организации, совершаемого внешними по отношению к ней лицами, являющимися представителями соответствующих профессиональных участников рынка ценных бумаг.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве и иными федеральными законами, Агентство осуществляет функции временной администрации финансовой организации, а также конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве финансовых организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве и иными федеральными законами, Агентство осуществляет функции временной администрации финансовой организации, а также конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве финансовых организаций.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Действительно, некоторые государственные корпорации и государственные компании служат решению публично-правовых задач, в том числе и в сфере несостоятельности (банкротства). Так, например, государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" принимает непосредственное участие в предупреждении банкротства финансовых организаций <117>. Как подчеркивает С.А. Карелина, "с точки зрения публично-правового интереса обществу выгоднее не столько банкротство банка-должника, сколько сохранение его как элемента стабильной расчетной системы и системы предоставления банковских услуг" <118>. Следовательно, государство прямо заинтересовано не только в сохранении самих субъектов финансового рынка, которые могут оказаться на грани банкротства, но и тех инструментов, которые оно использует для обеспечения такого сохранения, в данном случае государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Неудивительно, что, выполняя публично-правовые задачи, сама такая государственная корпорация может оказаться в неустойчивом экономическом положении, а потому она должна быть законодательно защищена от признания ее банкротом.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Действительно, некоторые государственные корпорации и государственные компании служат решению публично-правовых задач, в том числе и в сфере несостоятельности (банкротства). Так, например, государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" принимает непосредственное участие в предупреждении банкротства финансовых организаций <117>. Как подчеркивает С.А. Карелина, "с точки зрения публично-правового интереса обществу выгоднее не столько банкротство банка-должника, сколько сохранение его как элемента стабильной расчетной системы и системы предоставления банковских услуг" <118>. Следовательно, государство прямо заинтересовано не только в сохранении самих субъектов финансового рынка, которые могут оказаться на грани банкротства, но и тех инструментов, которые оно использует для обеспечения такого сохранения, в данном случае государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Неудивительно, что, выполняя публично-правовые задачи, сама такая государственная корпорация может оказаться в неустойчивом экономическом положении, а потому она должна быть законодательно защищена от признания ее банкротом.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Банкротства финансовых организаций и причины наступления мирового экономического кризиса 2008 г. наилучшим образом демонстрируют несостоятельность одностороннего подхода к регулированию оборота ценных бумаг. Административно-правовое воздействие в данной сфере должно учитывать специфику как предмета, так и объекта такого регулирования, а игнорирование роли Центрального банка в связи с практикой судов высшей инстанции может свести на нет те цели и задачи, которые ставит законодатель. В данной сфере финансовая стабильность и риски становятся не просто мерой стоимости имущества лиц (так как выражены в форме риска премиума), участвующих в обороте ценных бумаг, но и мерой стоимости имущества их контрагентов, так как риск определяет ставки по доходности в ряде финансовых инструментов. Наконец, рынок капитала, который фактически становится своего рода инфраструктурой, обеспечивающей перераспределение денежных средств на основе принципов рыночной экономики или равновесия цен, базируется на интересах участников экономических отношений, переплетающихся с интересами государства, и это определено практикой Верховного Суда РФ.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Банкротства финансовых организаций и причины наступления мирового экономического кризиса 2008 г. наилучшим образом демонстрируют несостоятельность одностороннего подхода к регулированию оборота ценных бумаг. Административно-правовое воздействие в данной сфере должно учитывать специфику как предмета, так и объекта такого регулирования, а игнорирование роли Центрального банка в связи с практикой судов высшей инстанции может свести на нет те цели и задачи, которые ставит законодатель. В данной сфере финансовая стабильность и риски становятся не просто мерой стоимости имущества лиц (так как выражены в форме риска премиума), участвующих в обороте ценных бумаг, но и мерой стоимости имущества их контрагентов, так как риск определяет ставки по доходности в ряде финансовых инструментов. Наконец, рынок капитала, который фактически становится своего рода инфраструктурой, обеспечивающей перераспределение денежных средств на основе принципов рыночной экономики или равновесия цен, базируется на интересах участников экономических отношений, переплетающихся с интересами государства, и это определено практикой Верховного Суда РФ.
Статья: Правила выбора управляющего могут негативно отразиться на качестве процедур
("Арбитражный управляющий", 2023, N 6)Также, по мнению Александра Селиванова, проект правил выбора не учитывает специфику должника, предусмотренную Законом о банкротстве. Так, при утверждении арбитражного управляющего для ведения процедуры банкротства застройщика необходимо наличие у него аккредитации в Фонде развития территорий; для ведения процедуры банкротства финансовой организации требуется соответствующая аккредитация в ЦБ РФ; для ведения процедуры банкротства стратегических предприятий и организаций установлены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, являющиеся обязательными при утверждении судом кандидатуры арбитражного управляющего. Такие дополнительные требования проектом не учитываются.
("Арбитражный управляющий", 2023, N 6)Также, по мнению Александра Селиванова, проект правил выбора не учитывает специфику должника, предусмотренную Законом о банкротстве. Так, при утверждении арбитражного управляющего для ведения процедуры банкротства застройщика необходимо наличие у него аккредитации в Фонде развития территорий; для ведения процедуры банкротства финансовой организации требуется соответствующая аккредитация в ЦБ РФ; для ведения процедуры банкротства стратегических предприятий и организаций установлены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, являющиеся обязательными при утверждении судом кандидатуры арбитражного управляющего. Такие дополнительные требования проектом не учитываются.
Статья: На главных направлениях совершенствования финансового законодательства
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)Законопроектом установлено, что система оплаты труда некредитной финансовой организации должна предусматривать возможность отсрочки, сокращения или отмены стимулирующих и компенсационных выплат вышеуказанным руководителям и работникам в случае принятия ими решений об осуществлении некредитной финансовой организацией операций и иных сделок, результаты которых привели к несоблюдению некредитной финансовой организацией требований к собственным средствам (капиталу), обязательных (финансовых, экономических) нормативов, а также иных требований, установленных Банком России в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, или к возникновению иных ситуаций, угрожающих интересам клиентов и кредиторов. В частности, речь идет о ситуациях, включающих основания для запрета на осуществление части или всех операций, аннулирования (отзыва) лицензии (исключения из реестра (государственного реестра) некредитной финансовой организации, а также для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) некредитной финансовой организации.
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)Законопроектом установлено, что система оплаты труда некредитной финансовой организации должна предусматривать возможность отсрочки, сокращения или отмены стимулирующих и компенсационных выплат вышеуказанным руководителям и работникам в случае принятия ими решений об осуществлении некредитной финансовой организацией операций и иных сделок, результаты которых привели к несоблюдению некредитной финансовой организацией требований к собственным средствам (капиталу), обязательных (финансовых, экономических) нормативов, а также иных требований, установленных Банком России в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, или к возникновению иных ситуаций, угрожающих интересам клиентов и кредиторов. В частности, речь идет о ситуациях, включающих основания для запрета на осуществление части или всех операций, аннулирования (отзыва) лицензии (исключения из реестра (государственного реестра) некредитной финансовой организации, а также для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) некредитной финансовой организации.