Банковский валютный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Банковский валютный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с таможенными органами: Таможенный орган скорректировал заявленную Декларантом таможенную стоимость товара из-за претензий к методу ее определения
(КонсультантПлюс, 2025)заявлением на перевод валюты, свифт, платежным поручением со ссылкой на инвойс, ведомостью банковского контроля, выпиской по лицевому, валютному счету и другими документами, подтверждающими оплату товара >>>
(КонсультантПлюс, 2025)заявлением на перевод валюты, свифт, платежным поручением со ссылкой на инвойс, ведомостью банковского контроля, выпиской по лицевому, валютному счету и другими документами, подтверждающими оплату товара >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением о возмещении сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров. Налоговый орган сделал вывод, что предприниматель участвует в схеме, создающей формальный документооборот в целях получения необоснованной налоговой выгоды, и отказал в возмещении НДС. Налоговый орган указал, что контрагенты предпринимателя, приобретавшие ввезенный товар для перепродажи, не отражают в первичных налоговых декларациях данные о приобретении и реализации товаров. Суд установил, что предприниматель отражал в налоговой отчетности все необходимые операции по реализации товара. Предприниматель подтвердил реальность хозяйственных операций: хранения товаров, их транспортировки и реализации. Суд принял во внимание, что внешнеторговый контракт, в рамках исполнения которого ввезены товары, снят с валютного контроля в уполномоченном банке, что свидетельствует о надлежащем исполнении обязательств сторонами международной сделки. Более того, налоговый орган не установил обстоятельств, которые свидетельствуют о взаимозависимости и подконтрольности предпринимателя и его российских контрагентов. Суд указал, что претензии налогового органа к контрагентам второго и последующего звена сами по себе не могут служить основанием для возложения негативных налоговых последствий на налогоплательщика, поэтому отказ в возмещении НДС неправомерен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением о возмещении сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров. Налоговый орган сделал вывод, что предприниматель участвует в схеме, создающей формальный документооборот в целях получения необоснованной налоговой выгоды, и отказал в возмещении НДС. Налоговый орган указал, что контрагенты предпринимателя, приобретавшие ввезенный товар для перепродажи, не отражают в первичных налоговых декларациях данные о приобретении и реализации товаров. Суд установил, что предприниматель отражал в налоговой отчетности все необходимые операции по реализации товара. Предприниматель подтвердил реальность хозяйственных операций: хранения товаров, их транспортировки и реализации. Суд принял во внимание, что внешнеторговый контракт, в рамках исполнения которого ввезены товары, снят с валютного контроля в уполномоченном банке, что свидетельствует о надлежащем исполнении обязательств сторонами международной сделки. Более того, налоговый орган не установил обстоятельств, которые свидетельствуют о взаимозависимости и подконтрольности предпринимателя и его российских контрагентов. Суд указал, что претензии налогового органа к контрагентам второго и последующего звена сами по себе не могут служить основанием для возложения негативных налоговых последствий на налогоплательщика, поэтому отказ в возмещении НДС неправомерен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие подтверждающие документы надо представлять в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие подтверждающие документы надо представлять в банк для валютного контроля
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете комиссию банка за валютный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете комиссию банка за валютный контроль
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.10. Валютное регулирование и валютный контроль.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.10. Валютное регулирование и валютный контроль.
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)уполномоченные банки как агенты валютного контроля в целях контроля за своевременным зачислением на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица - резидента, являющегося участником международной выставки, проводимой в государстве или на территории, которые являются членами ОЭСР или ФАТФ, наличных денежных средств, указанных в абз. 13 ч. 2 комментируемой статьи, не позднее трех рабочих дней со дня внесения наличных денежных средств на банковский счет такого резидента запрашивают у Банка России представленную ему таможенным органом в соответствии с ч. 6.1 указанной ст. 23 комментируемого Закона информацию о декларациях на товары, указанных в абз. 14 ч. 2 комментируемой статьи. Банк России по запросу уполномоченного банка передает ему в электронном виде (при наличии) информацию о декларациях на товары, указанных в абз. 14 ч. 2 комментируемой статьи. Обмен такой информацией между Банком России и уполномоченными банками осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Банком России, а также в объеме и форматах, которые определяются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 6.3);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)уполномоченные банки как агенты валютного контроля в целях контроля за своевременным зачислением на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица - резидента, являющегося участником международной выставки, проводимой в государстве или на территории, которые являются членами ОЭСР или ФАТФ, наличных денежных средств, указанных в абз. 13 ч. 2 комментируемой статьи, не позднее трех рабочих дней со дня внесения наличных денежных средств на банковский счет такого резидента запрашивают у Банка России представленную ему таможенным органом в соответствии с ч. 6.1 указанной ст. 23 комментируемого Закона информацию о декларациях на товары, указанных в абз. 14 ч. 2 комментируемой статьи. Банк России по запросу уполномоченного банка передает ему в электронном виде (при наличии) информацию о декларациях на товары, указанных в абз. 14 ч. 2 комментируемой статьи. Обмен такой информацией между Банком России и уполномоченными банками осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Банком России, а также в объеме и форматах, которые определяются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 6.3);
Готовое решение: НДС при экспорте в страны ЕАЭС: Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию
(КонсультантПлюс, 2025)В банк представьте сведения и (или) документы для выполнения требований валютного контроля. В определенных случаях нужно подать справку о подтверждающих документах и эти документы.
(КонсультантПлюс, 2025)В банк представьте сведения и (или) документы для выполнения требований валютного контроля. В определенных случаях нужно подать справку о подтверждающих документах и эти документы.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС17.3. Освобождаются ли от НДС операции банка, выполняемые в рамках валютного контроля?
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Директор Департамента финансового мониторинга
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Директор Департамента финансового мониторинга
Вопрос: Российская организация оплачивает европейской организации услуги через посредника из государства ЕАЭС. С посредником заключен агентский договор о перечислении средств. Является ли российская организация налоговым агентом по НДС и налогу на прибыль? Нужно ли ставить агентский договор на валютный контроль в банке?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)Вопрос: Российская организация оплачивает услуги, которые были оказаны европейской организацией, через посредника - организацию из государства ЕАЭС. Услуги не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме, организации не являются взаимозависимыми. Для этого с посредником заключен агентский договор о перечислении денежных средств европейской организации за вознаграждение. Является ли российская организация налоговым агентом по НДС и налогу на прибыль как в отношении доходов посредника, так и в отношении доходов европейской организации? В какой момент нужно удерживать налоги? Нужно ли дожидаться, когда посредник перечислит средства европейской организации? Отражаются ли указанные суммы в расчете сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов? Нужно ли ставить агентский договор на валютный контроль в банке?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)Вопрос: Российская организация оплачивает услуги, которые были оказаны европейской организацией, через посредника - организацию из государства ЕАЭС. Услуги не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме, организации не являются взаимозависимыми. Для этого с посредником заключен агентский договор о перечислении денежных средств европейской организации за вознаграждение. Является ли российская организация налоговым агентом по НДС и налогу на прибыль как в отношении доходов посредника, так и в отношении доходов европейской организации? В какой момент нужно удерживать налоги? Нужно ли дожидаться, когда посредник перечислит средства европейской организации? Отражаются ли указанные суммы в расчете сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов? Нужно ли ставить агентский договор на валютный контроль в банке?
Статья: Банк России как орган публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Согласно ст. 75 Конституции РФ <3> основной функцией, а согласно ст. 3 Закона о ЦБ целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, причем законодатель указывает на принцип независимости главного банка страны, но достижение указанной цели и осуществление функций предполагает взаимодействие с органами государственной власти, в том числе и при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в финансовой сфере. Кроме того, ученые-правоведы неоднократно обращались к вопросу исследования правового статуса Банка России, например М.В. Баглай придерживается точки зрения, что Центральный банк РФ - "федеральный орган государственной власти с особым статусом" <4>, Е.Н. Пастушенко относит его к конституционным органам, наделенным государственно-властными полномочиями <5>, Т.Э. Рождественская на основе позиции Конституционного Суда РФ приходит к выводу, что он "является специфическим публичным органом, выполняющим функции органа государственной власти" <6>. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие государственно-властные полномочия: защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ), осуществление денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 3 Закона о ЦБ), осуществляет банковский надзор, валютный контроль, надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, наблюдение и надзор в национальной платежной системе (ст. 3 Закона о ЦБ) и ряд иных. Кроме того, реализация властных полномочий в пределах закрепленной за Банком России компетенции осуществляется посредством предоставления ему права издавать обязательные для исполнения нормативные акты, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства, т.е. влечет применение мер воздействия со стороны не только Банка России, но и привлечение к административной, уголовной ответственности. Таким образом, отнесение главного банка страны к публичным органам власти не вызывает сомнения в силу особенностей возложенных на него публичных полномочий и закрепления правовых основ его функционирования в Конституции РФ.
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Согласно ст. 75 Конституции РФ <3> основной функцией, а согласно ст. 3 Закона о ЦБ целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, причем законодатель указывает на принцип независимости главного банка страны, но достижение указанной цели и осуществление функций предполагает взаимодействие с органами государственной власти, в том числе и при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в финансовой сфере. Кроме того, ученые-правоведы неоднократно обращались к вопросу исследования правового статуса Банка России, например М.В. Баглай придерживается точки зрения, что Центральный банк РФ - "федеральный орган государственной власти с особым статусом" <4>, Е.Н. Пастушенко относит его к конституционным органам, наделенным государственно-властными полномочиями <5>, Т.Э. Рождественская на основе позиции Конституционного Суда РФ приходит к выводу, что он "является специфическим публичным органом, выполняющим функции органа государственной власти" <6>. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие государственно-властные полномочия: защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ), осуществление денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 3 Закона о ЦБ), осуществляет банковский надзор, валютный контроль, надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, наблюдение и надзор в национальной платежной системе (ст. 3 Закона о ЦБ) и ряд иных. Кроме того, реализация властных полномочий в пределах закрепленной за Банком России компетенции осуществляется посредством предоставления ему права издавать обязательные для исполнения нормативные акты, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства, т.е. влечет применение мер воздействия со стороны не только Банка России, но и привлечение к административной, уголовной ответственности. Таким образом, отнесение главного банка страны к публичным органам власти не вызывает сомнения в силу особенностей возложенных на него публичных полномочий и закрепления правовых основ его функционирования в Конституции РФ.
Статья: Правовой статус банков как субъектов таможенных отношений
(Агамагомедова С.А.)
("Банковское право", 2023, N 3)Сфера компетенции таможенных органов и банков, включая Банк России, закономерно в определенной степени совпадает. Примером может служить область проведения валютного контроля. Близость таможенного контроля и банковского надзора отражает наличие в современной науке таких категорий, как "таможенно-банковский контроль" <5> или "таможенно-банковский валютный контроль" <6>. Под последним ученые понимают деятельность национальных таможенных органов и банков по контролю за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу государств - членов Таможенного союза <7>.
(Агамагомедова С.А.)
("Банковское право", 2023, N 3)Сфера компетенции таможенных органов и банков, включая Банк России, закономерно в определенной степени совпадает. Примером может служить область проведения валютного контроля. Близость таможенного контроля и банковского надзора отражает наличие в современной науке таких категорий, как "таможенно-банковский контроль" <5> или "таможенно-банковский валютный контроль" <6>. Под последним ученые понимают деятельность национальных таможенных органов и банков по контролю за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу государств - членов Таможенного союза <7>.
Статья: О цифровом суверенитете
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Bitnation выстраивается также на волне продвижения цифровой валюты, лишенной привязки к какому-либо государству. Криптовалюта во многих странах рассматривается как покушение на национальный суверенитет, в рамках которого эмиссия денег - исключительное полномочие государства. Кстати, разрушение такой связи (а значит, уход от банковского и валютного контроля) способствует тому, что биткоины используются при отмывании денежных средств, добытых преступным путем, при финансировании террористической деятельности <11>.
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Bitnation выстраивается также на волне продвижения цифровой валюты, лишенной привязки к какому-либо государству. Криптовалюта во многих странах рассматривается как покушение на национальный суверенитет, в рамках которого эмиссия денег - исключительное полномочие государства. Кстати, разрушение такой связи (а значит, уход от банковского и валютного контроля) способствует тому, что биткоины используются при отмывании денежных средств, добытых преступным путем, при финансировании террористической деятельности <11>.