Банковская тайна прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу Банковская тайна прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФМогут признать незаконным увольнение медработника, передавшего персональные данные пациентов и других работников при обращении в прокуратуру для защиты своих прав, установив несоразмерность меры ответственности тяжести проступка, в том числе с учетом других обстоятельств >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет5.1. Вправе ли органы прокуратуры РФ требовать от кредитных организаций предоставить информацию, составляющую банковскую тайну
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 51.2. При поступлении в Банк России запроса Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанного с проверкой соблюдения требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении соответствующей информации, в том числе содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства и (или) международным договором Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 51.2. При поступлении в Банк России запроса Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанного с проверкой соблюдения требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении соответствующей информации, в том числе содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства и (или) международным договором Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")л) анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при осуществлении анализа таких сведений проведение бесед с указанными гражданами и федеральными государственными служащими с их согласия, получение от них с их согласия необходимых пояснений, получение от органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций (в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон") информации о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну), изучение представленных гражданами или федеральными государственными служащими сведений, иной полученной информации;
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")л) анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при осуществлении анализа таких сведений проведение бесед с указанными гражданами и федеральными государственными служащими с их согласия, получение от них с их согласия необходимых пояснений, получение от органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций (в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон") информации о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну), изучение представленных гражданами или федеральными государственными служащими сведений, иной полученной информации;
Статья: Противодействие легализации преступных доходов: правовые средства прокурора и правоприменительная практика
(Бызова М.В., Калашников В.С.)
("Законность", 2023, N 7)Речь идет о нотариальной и банковской тайне, статус которой с учетом ранее указанных обстоятельств должен быть существенным образом пересмотрен.
(Бызова М.В., Калашников В.С.)
("Законность", 2023, N 7)Речь идет о нотариальной и банковской тайне, статус которой с учетом ранее указанных обстоятельств должен быть существенным образом пересмотрен.
Статья: Возможности правовой самозащиты лиц при распространении сведений, порочащих их деловую репутацию
(Толмачева Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)Вместе с тем следует пользоваться открытостью информационных источников и размещать в СМИ или в сети Интернет, в том числе на страницах социальных сетей, и (или) в иных источниках информации, с использованием которых гражданин или организация приобретает основной объем контрагентов или клиентов, до получения судебных, принятых иными государственными органами (например, Федеральной антимонопольной службой и Прокуратурой Российской Федерации), или корпоративных (принятых органами профессионального, например адвокатского, самоуправления) решений в пользу гражданина или организации в рамках дел о защите его деловой репутации, материалов данных дел, проводимых проверок и позиции пострадавшего лица. Поскольку судебные заседания по общему правилу являются открытыми, следует также фиксировать и в допустимых правовых и этических рамках публиковать ход разбирательства. К примеру, при соблюдении требований законодательства о персональных данных и коммерческой, банковской или иной тайне допустима публикация определений суда, собранных доказательств по делу (видеозаписей, фотографий), промежуточных ответов государственных органов.
(Толмачева Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)Вместе с тем следует пользоваться открытостью информационных источников и размещать в СМИ или в сети Интернет, в том числе на страницах социальных сетей, и (или) в иных источниках информации, с использованием которых гражданин или организация приобретает основной объем контрагентов или клиентов, до получения судебных, принятых иными государственными органами (например, Федеральной антимонопольной службой и Прокуратурой Российской Федерации), или корпоративных (принятых органами профессионального, например адвокатского, самоуправления) решений в пользу гражданина или организации в рамках дел о защите его деловой репутации, материалов данных дел, проводимых проверок и позиции пострадавшего лица. Поскольку судебные заседания по общему правилу являются открытыми, следует также фиксировать и в допустимых правовых и этических рамках публиковать ход разбирательства. К примеру, при соблюдении требований законодательства о персональных данных и коммерческой, банковской или иной тайне допустима публикация определений суда, собранных доказательств по делу (видеозаписей, фотографий), промежуточных ответов государственных органов.
Статья: Вопросы эффективности прокурорской деятельности по надзору за исполнением налогового законодательства
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В удовлетворении требования заявителю было отказано, поскольку установлено, что налоговый орган осуществил оспариваемые действия по запросу прокуратуры, направленному с целью проведения проверки соблюдения заявителем норм антикоррупционного законодательства, и что сведения, составляющие банковскую тайну, были переданы в прокуратуру с соблюдением норм законодательства о защите информации <6>.
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)В удовлетворении требования заявителю было отказано, поскольку установлено, что налоговый орган осуществил оспариваемые действия по запросу прокуратуры, направленному с целью проведения проверки соблюдения заявителем норм антикоррупционного законодательства, и что сведения, составляющие банковскую тайну, были переданы в прокуратуру с соблюдением норм законодательства о защите информации <6>.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Среди возможных субъектов, инициирующих обращения, следует указать юридических лиц, упомянутых в ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", чьи законные интересы и деловая репутация могут быть затронуты при осуществлении ОРД. Например, их интересы часто затрагиваются в ходе проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", когда на основании ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе его проведения осуществляется изъятие предметов, веществ, продукции, документов, технических носителей информации и т.п. <8>. Такое изъятие нередко влечет за собой дезорганизацию работы предприятий, причиняет убытки хозяйствующим субъектам. Также законные интересы организаций - субъектов возможных обращений могут быть затронуты при проведении ОРМ "наведение справок" с истребованием информации, составляющей банковскую тайну, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". С учетом важности обеспечения защиты прав предпринимателей межведомственным указанием от 23 июля 2020 г. предписывается осуществлять аккумулирование поступающей информации о нарушении прав предпринимателей в прокуратурах, незамедлительно рассматривать жалобы на решения руководителей и иных должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (п. п. 3.6 и 3.7).
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Среди возможных субъектов, инициирующих обращения, следует указать юридических лиц, упомянутых в ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", чьи законные интересы и деловая репутация могут быть затронуты при осуществлении ОРД. Например, их интересы часто затрагиваются в ходе проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", когда на основании ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе его проведения осуществляется изъятие предметов, веществ, продукции, документов, технических носителей информации и т.п. <8>. Такое изъятие нередко влечет за собой дезорганизацию работы предприятий, причиняет убытки хозяйствующим субъектам. Также законные интересы организаций - субъектов возможных обращений могут быть затронуты при проведении ОРМ "наведение справок" с истребованием информации, составляющей банковскую тайну, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". С учетом важности обеспечения защиты прав предпринимателей межведомственным указанием от 23 июля 2020 г. предписывается осуществлять аккумулирование поступающей информации о нарушении прав предпринимателей в прокуратурах, незамедлительно рассматривать жалобы на решения руководителей и иных должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (п. п. 3.6 и 3.7).
Статья: Безналичные и электронные денежные средства как предмет грабежа и разбоя
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2024, N 5)Очевидно, что если исходить из того, что перевод (снятие) денежных средств с банковского счета потерпевшего всегда осуществляется только единственно возможным с технической точки зрения способом и таковой является тайным, то следует признать, что хищение безналичных денежных средств иными способами невозможно в принципе.
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2024, N 5)Очевидно, что если исходить из того, что перевод (снятие) денежных средств с банковского счета потерпевшего всегда осуществляется только единственно возможным с технической точки зрения способом и таковой является тайным, то следует признать, что хищение безналичных денежных средств иными способами невозможно в принципе.
Вопрос: Какими правами наделены оперуполномоченные ОВД при проведении оперативно-розыскной деятельности?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении получения сотрудниками органов предварительного следствия сведений и документов, составляющих охраняемую законом тайну, в частности банковскую, рекомендуется придерживаться разъяснений, содержащихся в ведомственных документах (например, Письмо МВД РФ от 21.12.2009 N 1/10268 "О направлении информации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении получения сотрудниками органов предварительного следствия сведений и документов, составляющих охраняемую законом тайну, в частности банковскую, рекомендуется придерживаться разъяснений, содержащихся в ведомственных документах (например, Письмо МВД РФ от 21.12.2009 N 1/10268 "О направлении информации").
Статья: Состояние и перспективы применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации об электронной краже, электронном мошенничестве, информационном мошенничестве (на примере Дальневосточного федерального округа)
(Клименко А.К.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)2. Русскевич Е.А. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации хищений с банковского счета потерпевшего, а равно в отношении электронных денежных средств / Е.А. Русскевич // Вестник Университета прокуратуры РФ. 2019. N 4. С. 29 - 33.
(Клименко А.К.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)2. Русскевич Е.А. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации хищений с банковского счета потерпевшего, а равно в отношении электронных денежных средств / Е.А. Русскевич // Вестник Университета прокуратуры РФ. 2019. N 4. С. 29 - 33.
Ситуация: Как привлечь банк к ответственности за разглашение банковской тайны физического лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Банк или его работник могут быть привлечены к административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом. При этом основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть заявление гражданина в полицию или прокуратуру (ст. 13.14, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Банк или его работник могут быть привлечены к административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом. При этом основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть заявление гражданина в полицию или прокуратуру (ст. 13.14, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Проблемным, кроме того, представляется положение ч. 8 ст. 189.1 УПК РФ, не допускающее проведение следственных действий в режиме видеоконференции в случае возможности разглашения государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Полагаем, что осуществленное уполномоченным лицом в установленном порядке предание гласности сведений, составляющих тайну следствия (ст. 161 УПК РФ), тайну связи, банковскую, коммерческую или иную, кроме государственной, тайну (например, путем их предъявления следователем допрашиваемым лицам), в ходе дистанционного следственного действия не должно толковаться как упомянутое разглашение.
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Проблемным, кроме того, представляется положение ч. 8 ст. 189.1 УПК РФ, не допускающее проведение следственных действий в режиме видеоконференции в случае возможности разглашения государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Полагаем, что осуществленное уполномоченным лицом в установленном порядке предание гласности сведений, составляющих тайну следствия (ст. 161 УПК РФ), тайну связи, банковскую, коммерческую или иную, кроме государственной, тайну (например, путем их предъявления следователем допрашиваемым лицам), в ходе дистанционного следственного действия не должно толковаться как упомянутое разглашение.