Банковская гарантия гчп
Подборка наиболее важных документов по запросу Банковская гарантия гчп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении положений о безотзывной банковской гарантии к концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, заключенным до 01.01.2024.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2024 N Д22и-15902)Вопрос: Федеральный закон от 10.07.2023 N 296-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел новый способ обеспечения заявки на участие в конкурсе (далее - Федеральный закон N 296-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 296-ФЗ концедент / публичный партнер в качестве способа обеспечения заявки на участие в конкурсе вправе выбрать предоставление заявителем безотзывной банковской гарантии. Положения в части банковской гарантии вступили в силу 1 января 2024 г.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2024 N Д22и-15902)Вопрос: Федеральный закон от 10.07.2023 N 296-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел новый способ обеспечения заявки на участие в конкурсе (далее - Федеральный закон N 296-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 296-ФЗ концедент / публичный партнер в качестве способа обеспечения заявки на участие в конкурсе вправе выбрать предоставление заявителем безотзывной банковской гарантии. Положения в части банковской гарантии вступили в силу 1 января 2024 г.
Вопрос: О применении требований к банкам и банковским гарантиям в отношении ранее заключенных концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
(Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2024 N Д22и-28056)Вопрос: О применении требований к банкам и банковским гарантиям в отношении ранее заключенных концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
(Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2024 N Д22и-28056)Вопрос: О применении требований к банкам и банковским гарантиям в отношении ранее заключенных концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. В случае, если в течение сорока пяти дней с момента размещения указанных в части 9 настоящей статьи решения и предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов от иных лиц не поступили публичному партнеру заявления в письменной форме о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве с приложением выданной государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", банком или иной кредитной организацией независимой гарантии (банковской гарантии) в объеме не менее чем пять процентов прогнозируемого финансирования либо если такие заявления поступили от лиц, не соответствующих требованиям, предусмотренным частью 8 статьи 5 настоящего Федерального закона, публичный партнер в течение тридцати календарных дней после истечения срока, установленного настоящей частью для направления иными лицами таких заявлений, принимает решение о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве с лицом, подготовившим предложение о реализации проекта государственно-частного партнерства, без проведения конкурса и устанавливает срок подписания соглашения, который не может превышать один месяц.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. В случае, если в течение сорока пяти дней с момента размещения указанных в части 9 настоящей статьи решения и предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов от иных лиц не поступили публичному партнеру заявления в письменной форме о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве с приложением выданной государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", банком или иной кредитной организацией независимой гарантии (банковской гарантии) в объеме не менее чем пять процентов прогнозируемого финансирования либо если такие заявления поступили от лиц, не соответствующих требованиям, предусмотренным частью 8 статьи 5 настоящего Федерального закона, публичный партнер в течение тридцати календарных дней после истечения срока, установленного настоящей частью для направления иными лицами таких заявлений, принимает решение о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве с лицом, подготовившим предложение о реализации проекта государственно-частного партнерства, без проведения конкурса и устанавливает срок подписания соглашения, который не может превышать один месяц.
Статья: Правовая синергия государственно-частного партнерства и EPCM-контракта в нефтегазовой отрасли как фактор эффективного пространственного развития территорий
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Гражданское право", 2022, N 1)Проверочные мероприятия, реализуемые без прямых консультаций с инвестором - частным партнером, в совокупности с непрозрачной системой формирования позиции уполномоченного органа, вызывают сложности фактической реализации проекта, который может быть отклонен на основании формальных оснований или субъективного мнения членов уполномоченного органа власти. Отклонение проекта вызывает обязанность у инициатора идти по замкнутому кругу согласовательных процедур до момента успешного согласования ГЧП-проекта. Однако в конце пути его может ожидать неприятная новость о назначении конкурса с целью определения подрядчика для исполнения проекта ГЧП с полным отсутствием гарантий и механизма преимущественного права реализации для корпорации, которая по меньшей мере полгода согласовательных процедур несет финансовые издержки на подготовку документации, экспертиз и банковской гарантии в сумме не менее 5% от суммы проекта.
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Гражданское право", 2022, N 1)Проверочные мероприятия, реализуемые без прямых консультаций с инвестором - частным партнером, в совокупности с непрозрачной системой формирования позиции уполномоченного органа, вызывают сложности фактической реализации проекта, который может быть отклонен на основании формальных оснований или субъективного мнения членов уполномоченного органа власти. Отклонение проекта вызывает обязанность у инициатора идти по замкнутому кругу согласовательных процедур до момента успешного согласования ГЧП-проекта. Однако в конце пути его может ожидать неприятная новость о назначении конкурса с целью определения подрядчика для исполнения проекта ГЧП с полным отсутствием гарантий и механизма преимущественного права реализации для корпорации, которая по меньшей мере полгода согласовательных процедур несет финансовые издержки на подготовку документации, экспертиз и банковской гарантии в сумме не менее 5% от суммы проекта.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- в порядке, определяемом Правительством РФ, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также проектов по созданию объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- в порядке, определяемом Правительством РФ, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также проектов по созданию объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;
Статья: Поощрение частной инициативы и защита частных интересов в инвестировании: правовой аспект
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)В Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <18> в качестве реализации частной инициативы предусмотрена возможность подготовки предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства со стороны частного инвестора, однако это не отменяет конкурсного порядка выбора частного партнера, в котором инициатор проекта участвует наряду с другими потенциальными кандидатами без каких-либо преимущественных прав или скидок (например, в некоторых зарубежных странах у инициатора есть возможность предложить цену на 20 - 30% выше, чем все другие кандидаты, чтобы победить в конкурсе или заключить без конкурса соглашение о предварительной разработке). Соглашение о государственно-частном партнерстве может быть заключено без проведения конкурса с инициатором проекта, только если в течение 45 дней с момента размещения подготовленного им проекта на официальном сайте от иных лиц не поступили заявления о намерении участвовать в конкурсе или если такие заявления о намерениях поступили от лиц, не соответствующих установленным законом требованиям. Предложение о реализации проекта государственно-частного партнерства оценивается уполномоченным органом с точки зрения его эффективности, которая включает в себя оценку финансовой эффективности проекта, а также социально-экономического эффекта от его реализации (ст. 9 Закона). Такая процедура плюс необходимость предоставления банковской гарантии в сумме не менее 5% от общей стоимости проекта при отсутствии гарантии в том, что инициатор проекта победит в последующем конкурсе, не являются благоприятными условиями для развития частной инициативы. В научной литературе высказывается позиция о том, что наличие необоснованных преград к рассмотрению проекта способно исказить саму идею ее поддержки со стороны государства <19>, кроме того, проверочные мероприятия, реализуемые без прямых консультаций с частным инвестором, в совокупности с непрозрачной системой формирования позиции уполномоченного органа вызывают сложности фактической реализации проекта <20>. Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что законодатель, действуя в рамках своих полномочий, при регулировании гражданско-правовых отношений призван обеспечить их участникам справедливое, отвечающее разумным ожиданиям граждан, потребностям рынка, социально-экономической ситуации, не ущемляющее экономическую свободу и не подавляющее предпринимательскую инициативу соотношение прав и обязанностей <21>, однако такие условия вызывают сомнения в их разумности и справедливости.
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)В Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <18> в качестве реализации частной инициативы предусмотрена возможность подготовки предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства со стороны частного инвестора, однако это не отменяет конкурсного порядка выбора частного партнера, в котором инициатор проекта участвует наряду с другими потенциальными кандидатами без каких-либо преимущественных прав или скидок (например, в некоторых зарубежных странах у инициатора есть возможность предложить цену на 20 - 30% выше, чем все другие кандидаты, чтобы победить в конкурсе или заключить без конкурса соглашение о предварительной разработке). Соглашение о государственно-частном партнерстве может быть заключено без проведения конкурса с инициатором проекта, только если в течение 45 дней с момента размещения подготовленного им проекта на официальном сайте от иных лиц не поступили заявления о намерении участвовать в конкурсе или если такие заявления о намерениях поступили от лиц, не соответствующих установленным законом требованиям. Предложение о реализации проекта государственно-частного партнерства оценивается уполномоченным органом с точки зрения его эффективности, которая включает в себя оценку финансовой эффективности проекта, а также социально-экономического эффекта от его реализации (ст. 9 Закона). Такая процедура плюс необходимость предоставления банковской гарантии в сумме не менее 5% от общей стоимости проекта при отсутствии гарантии в том, что инициатор проекта победит в последующем конкурсе, не являются благоприятными условиями для развития частной инициативы. В научной литературе высказывается позиция о том, что наличие необоснованных преград к рассмотрению проекта способно исказить саму идею ее поддержки со стороны государства <19>, кроме того, проверочные мероприятия, реализуемые без прямых консультаций с частным инвестором, в совокупности с непрозрачной системой формирования позиции уполномоченного органа вызывают сложности фактической реализации проекта <20>. Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что законодатель, действуя в рамках своих полномочий, при регулировании гражданско-правовых отношений призван обеспечить их участникам справедливое, отвечающее разумным ожиданиям граждан, потребностям рынка, социально-экономической ситуации, не ущемляющее экономическую свободу и не подавляющее предпринимательскую инициативу соотношение прав и обязанностей <21>, однако такие условия вызывают сомнения в их разумности и справедливости.
Вопрос: О вопросах, связанных с применением законодательства в сфере концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.
(Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2023 N Д22и-41079)В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях к банкам и банковским гарантиям, используемым для целей федеральных законов "О концессионных соглашениях", "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" находится в разработке.
(Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2023 N Д22и-41079)В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях к банкам и банковским гарантиям, используемым для целей федеральных законов "О концессионных соглашениях", "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" находится в разработке.
Готовое решение: Как проводится конкурс на право заключения соглашения о ГЧП (МЧП)
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный партнер в качестве способа обеспечения заявки или исполнения обязательств частного партнера вправе выбрать, предоставляет тот безотзывную банковскую гарантию, выданную госкорпорацией "ВЭБ.РФ", или гарантию банка, соответствующего требованиям Правительства РФ (ч. 7.1 ст. 19 Закона о ГЧП).
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный партнер в качестве способа обеспечения заявки или исполнения обязательств частного партнера вправе выбрать, предоставляет тот безотзывную банковскую гарантию, выданную госкорпорацией "ВЭБ.РФ", или гарантию банка, соответствующего требованиям Правительства РФ (ч. 7.1 ст. 19 Закона о ГЧП).
Статья: Государственный капитализм и интервенция публичного права в гражданское законодательство (на примере специальных инвестиционных соглашений)
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)<41> См., напр.: Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2367 "О требованиях к банкам и банковским гарантиям, используемым для целей федеральных законов "О концессионных соглашениях", "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)<41> См., напр.: Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2367 "О требованиях к банкам и банковским гарантиям, используемым для целей федеральных законов "О концессионных соглашениях", "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Учреждение здравоохранения как "третье лицо" в обязательствах государственно-частного партнерства: особенности правового положения
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2023, N 3)Представляется, что сами по себе данные правоотношения представляют собой полидоговорную юридическую среду, в центре которой находятся указанные гражданско-правовые сделки, состоящую из множества соглашений. К таковым, например, относятся: соглашения о совместном конкурсе (ч. 1.3 ст. 5 Федерального закона о КС), договор о предоставлении имущества концессионеру (ч. 2 ст. 4 Федерального закона о КС), договоры залога прав и прямые соглашения, кредитные договоры, договоры займа (ч. 4 ст. 5 Федерального закона о КС), договоры аренды земельного участка под объектом концессионного соглашения, обеспечительные соглашения: договоры залога средств на банковском вкладе (депозите), страхование, банковская гарантия (ст. 10 Федерального закона о КС).
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2023, N 3)Представляется, что сами по себе данные правоотношения представляют собой полидоговорную юридическую среду, в центре которой находятся указанные гражданско-правовые сделки, состоящую из множества соглашений. К таковым, например, относятся: соглашения о совместном конкурсе (ч. 1.3 ст. 5 Федерального закона о КС), договор о предоставлении имущества концессионеру (ч. 2 ст. 4 Федерального закона о КС), договоры залога прав и прямые соглашения, кредитные договоры, договоры займа (ч. 4 ст. 5 Федерального закона о КС), договоры аренды земельного участка под объектом концессионного соглашения, обеспечительные соглашения: договоры залога средств на банковском вкладе (депозите), страхование, банковская гарантия (ст. 10 Федерального закона о КС).