Баланс трудовых ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Баланс трудовых ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ"Согласно части третьей статьи 3 ТК РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены данным кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ"Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает положения, запрещающие дискриминацию в сфере труда, однако этой же нормой предусмотрено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены данным кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о признании незаконным отказа в приеме на работу (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- установлены законодательством в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- установлены законодательством в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 29.09.2017 N 647
"Об утверждении Методики расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Методики расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Дискриминация в сфере труда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
Статья: Административно-правовое регулирование миграционных отношений в сфере внешней трудовой миграции
(Малышев Е.А.)
("Закон", 2024, N 3)Минтруд России в целях поддержания баланса трудовых ресурсов осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда в России и субъектах Федерации <33>. При этом главная проблема заключается в неточности оценок в силу неучитывания численности российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, и тем самым в отсутствии возможности объективно анализировать и прогнозировать развитие региональных рынков труда, развитие социальных отношений в целом.
(Малышев Е.А.)
("Закон", 2024, N 3)Минтруд России в целях поддержания баланса трудовых ресурсов осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда в России и субъектах Федерации <33>. При этом главная проблема заключается в неточности оценок в силу неучитывания численности российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, и тем самым в отсутствии возможности объективно анализировать и прогнозировать развитие региональных рынков труда, развитие социальных отношений в целом.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)По мнению белорусских ученых, достоверной статистики о неформальной занятости в экономике Беларуси нет. Численность лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также неформальную занятость вне неформального сектора можно оценить лишь с помощью косвенных методов - например, по динамике численности и структуры трудовых ресурсов (по балансу трудовых ресурсов). Последовательным вычислением из численности трудовых ресурсов статистически известных когорт населения можно в остатке получить приблизительную оценку потенциала неформальной занятости.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)По мнению белорусских ученых, достоверной статистики о неформальной занятости в экономике Беларуси нет. Численность лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также неформальную занятость вне неформального сектора можно оценить лишь с помощью косвенных методов - например, по динамике численности и структуры трудовых ресурсов (по балансу трудовых ресурсов). Последовательным вычислением из численности трудовых ресурсов статистически известных когорт населения можно в остатке получить приблизительную оценку потенциала неформальной занятости.
Статья: Подготовка квалифицированных кадров как важнейшее условие обеспечения технологического суверенитета в Российской Федерации: правовые механизмы и стратегия развития высшего образования
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)3. Институциональные механизмы: разработка прогнозов баланса трудовых ресурсов; государственная программа "Содействие занятости населения"; региональные программы повышения мобильности (в г. Москве с 2020 г. действует Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, в том числе прогноза потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2020 N 1512-ПП <25>).
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)3. Институциональные механизмы: разработка прогнозов баланса трудовых ресурсов; государственная программа "Содействие занятости населения"; региональные программы повышения мобильности (в г. Москве с 2020 г. действует Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, в том числе прогноза потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2020 N 1512-ПП <25>).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона о занятости (ст. 62), Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <1>, Постановления Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов" <2>. Прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации подготавливается в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации <3>, и включается в состав прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации при методическом содействии уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 62 Федерального закона о занятости).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона о занятости (ст. 62), Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <1>, Постановления Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов" <2>. Прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации подготавливается в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации <3>, и включается в состав прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации при методическом содействии уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 62 Федерального закона о занятости).
Статья: Патент как основание трудовой деятельности иностранных граждан в России
(Курбатова О.В., Сакулина Л.Л.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Кроме того, Федеральным законом N 115-ФЗ установлено квотирование выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности и выдачи иностранным гражданам разрешений на работу. В Законе цели квотирования не были определены. Однако, очевидно, среди них можно выделить следующие: обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов, содействие в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, регулирование численности указанных категорий лиц с учетом уровня занятости, а также решение иных задач внутренней и внешней политики государства <5>.
(Курбатова О.В., Сакулина Л.Л.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Кроме того, Федеральным законом N 115-ФЗ установлено квотирование выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности и выдачи иностранным гражданам разрешений на работу. В Законе цели квотирования не были определены. Однако, очевидно, среди них можно выделить следующие: обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов, содействие в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, регулирование численности указанных категорий лиц с учетом уровня занятости, а также решение иных задач внутренней и внешней политики государства <5>.
Статья: Отпуска без сохранения зарплаты от А до Я
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)"Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства".
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)"Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства".
Статья: Проблемы национального законодательства в сфере регулирования миграционных отношений в Российской Федерации
(Муленко Н.В.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Использование систематизации позволит субъектам миграционных правоотношений оперативно ориентироваться в нормативно-правовых актах, повысить уровень правовой культуры и в конечном итоге обеспечить реализацию поставленных государством целей и задач <7> для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
(Муленко Н.В.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Использование систематизации позволит субъектам миграционных правоотношений оперативно ориентироваться в нормативно-правовых актах, повысить уровень правовой культуры и в конечном итоге обеспечить реализацию поставленных государством целей и задач <7> для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Правительством РФ разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов Российской Федерации [9].
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Правительством РФ разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов Российской Федерации [9].
Статья: Административно-правовое регулирование разработки и использования технологий искусственного интеллекта
(Лянной Г.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)К началу 1968 г. были созданы автоматизированные подсистемы баланса денежных доходов и расходов населения, баланса кормов, производства и использования общественного продукта и национального дохода, баланса трудовых ресурсов, объема продукции связи и т.д. К концу 1968 г. функционировало 15 подсистем плановых расчетов [2, с. 404].
(Лянной Г.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)К началу 1968 г. были созданы автоматизированные подсистемы баланса денежных доходов и расходов населения, баланса кормов, производства и использования общественного продукта и национального дохода, баланса трудовых ресурсов, объема продукции связи и т.д. К концу 1968 г. функционировало 15 подсистем плановых расчетов [2, с. 404].