АвтОрское право в архитектуре
Подборка наиболее важных документов по запросу АвтОрское право в архитектуре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ"Исходя из анализа статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и части 12 статьи 48 Градостроительного кодексов РФ архитектурное решение представляет собой составную часть проектной документации, в которой раскрывается авторский замысел. Иные же составные части проектной документации не содержат в себе какого-либо авторского замысла, что не позволяет признать их в качестве отдельных объектов исключительных прав или составной части одного объекта. Следовательно, объектом авторского права является архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, применительно к положениям статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение. То есть сама по себе проектно-сметная документация не является объектом интеллектуальных прав."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)2.2.1. Право авторского контроля (надзора)
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)2.2.1. Право авторского контроля (надзора)
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"Глава IV. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ (СТАТЬИ 16 - 19)
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"Глава IV. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ (СТАТЬИ 16 - 19)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
(ред. от 23.07.2025)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
Статья: Процессуальные особенности установления прав на движимое выморочное имущество
(Усцов Д.К.)
("Наследственное право", 2021, N 4)В настоящее время право Российской Федерации на выморочное имущество формируется по остаточному принципу. Статья 1151 ГК РФ регламентирует переход права собственности движимого выморочного имущества в собственность Российской Федерации. При этом движимое имущество входит в разряд "иное" и включается наряду с другими видами имущества, конкретизации по которым нет в нормативных правовых актах. Под иным имуществом законодатель широко предусмотрел случаи отнесения того или иного имущества в категорию выморочного. По мнению А.А. Гибадуллиной, целесообразно понимать в данном контексте такое имущество, как денежные активы в уставном фонде обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, пенсионные начисления, ценные бумаги, транспорт, воздушные суда, имущественный комплекс предприятия, патенты, авторские права, памятники архитектуры, ценные шедевры и т.д. <4>
(Усцов Д.К.)
("Наследственное право", 2021, N 4)В настоящее время право Российской Федерации на выморочное имущество формируется по остаточному принципу. Статья 1151 ГК РФ регламентирует переход права собственности движимого выморочного имущества в собственность Российской Федерации. При этом движимое имущество входит в разряд "иное" и включается наряду с другими видами имущества, конкретизации по которым нет в нормативных правовых актах. Под иным имуществом законодатель широко предусмотрел случаи отнесения того или иного имущества в категорию выморочного. По мнению А.А. Гибадуллиной, целесообразно понимать в данном контексте такое имущество, как денежные активы в уставном фонде обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, пенсионные начисления, ценные бумаги, транспорт, воздушные суда, имущественный комплекс предприятия, патенты, авторские права, памятники архитектуры, ценные шедевры и т.д. <4>
Статья: Произведения садово-паркового искусства как объект авторского права
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Ключевые слова: авторский надзор, произведения садово-паркового искусства, садово-парковое строительство, ландшафтный дизайн, ландшафтная архитектура, авторское право.
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Ключевые слова: авторский надзор, произведения садово-паркового искусства, садово-парковое строительство, ландшафтный дизайн, ландшафтная архитектура, авторское право.
Статья: Деятельность татуировщиков и тату-салонов и ее результаты с точки зрения гражданского и предпринимательского права
(Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)М. Паркер, рассматривая конфликт авторских прав на татуировку и права ее носителя на публичность (publicity - признаваемое на уровне штатов США право человека контролировать коммерческое использование своей внешности и других элементов индивидуальности), предлагает достаточно необычную аналогию - с распределением правомочий между обладателем авторских прав на произведение архитектуры и собственником здания: правообладатель не может запретить собственнику здания разрушать и перестраивать его, не вправе препятствовать изготовлению, распространению и публичной демонстрации изображений здания (в том числе в коммерческих целях), если оно находится в публичном месте или может быть видно оттуда без специальных приспособлений. Подобным образом и в случае с татуировкой за автором сохраняется право самостоятельно использовать свой рисунок, но он не может запрещать носителю татуировки появляться где бы то ни было и демонстрировать свою татуировку, не вправе претендовать на какую-либо денежную компенсацию или долю от прибыли, получаемой от коммерческой деятельности, в ходе которой демонстрируется татуировка; разумеется, не вправе он и воспрепятствовать изменению или удалению татуировки, равно как требовать ее изменения или удаления, причем эти правила не могут быть изменены никаким лицензионным договором. Единственное, что он может требовать от носителя татуировки, - это не лгать о том, кто является ее автором. Носитель татуировки имеет все права в отношении демонстрации, изображения и использования, в том числе коммерческого, татуировки на своем теле, вправе заключать договоры об использовании своего изображения, в том числе такого, на котором будет видна татуировка; вместе с тем он не вправе разрешать использовать татуировку в отрыве от своего тела, запрещать автору использовать рисунок, по которому была сделана татуировка, претендовать на какие-либо выплаты в связи с таким использованием, запрещать другим лицам делать такие же татуировки, требовать за это выплат в свою пользу <7>. Интересные параллели между авторскими правами на татуировки и на другой специфический объект авторских прав - граффити - проводит в своей статье А.А. Сивергин <8>.
(Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)М. Паркер, рассматривая конфликт авторских прав на татуировку и права ее носителя на публичность (publicity - признаваемое на уровне штатов США право человека контролировать коммерческое использование своей внешности и других элементов индивидуальности), предлагает достаточно необычную аналогию - с распределением правомочий между обладателем авторских прав на произведение архитектуры и собственником здания: правообладатель не может запретить собственнику здания разрушать и перестраивать его, не вправе препятствовать изготовлению, распространению и публичной демонстрации изображений здания (в том числе в коммерческих целях), если оно находится в публичном месте или может быть видно оттуда без специальных приспособлений. Подобным образом и в случае с татуировкой за автором сохраняется право самостоятельно использовать свой рисунок, но он не может запрещать носителю татуировки появляться где бы то ни было и демонстрировать свою татуировку, не вправе претендовать на какую-либо денежную компенсацию или долю от прибыли, получаемой от коммерческой деятельности, в ходе которой демонстрируется татуировка; разумеется, не вправе он и воспрепятствовать изменению или удалению татуировки, равно как требовать ее изменения или удаления, причем эти правила не могут быть изменены никаким лицензионным договором. Единственное, что он может требовать от носителя татуировки, - это не лгать о том, кто является ее автором. Носитель татуировки имеет все права в отношении демонстрации, изображения и использования, в том числе коммерческого, татуировки на своем теле, вправе заключать договоры об использовании своего изображения, в том числе такого, на котором будет видна татуировка; вместе с тем он не вправе разрешать использовать татуировку в отрыве от своего тела, запрещать автору использовать рисунок, по которому была сделана татуировка, претендовать на какие-либо выплаты в связи с таким использованием, запрещать другим лицам делать такие же татуировки, требовать за это выплат в свою пользу <7>. Интересные параллели между авторскими правами на татуировки и на другой специфический объект авторских прав - граффити - проводит в своей статье А.А. Сивергин <8>.
Статья: Интеллектуальные права в архитектуре и строительстве
(Доровских М.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)В статье рассмотрены права авторов произведений архитектуры, приведены взгляды ученых и судебная практика, а также законопроект об архитектурной деятельности.
(Доровских М.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)В статье рассмотрены права авторов произведений архитектуры, приведены взгляды ученых и судебная практика, а также законопроект об архитектурной деятельности.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> "Объектами авторских прав являются... произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> "Объектами авторских прав являются... произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов".
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по разработке проектной документации в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик имеет право на многократное использование проектной документации без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, на основе которого она создана.
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик имеет право на многократное использование проектной документации без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, на основе которого она создана.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовая позиция ВАС РФ, выраженная в указанном Постановлении Президиума, состоит в том, что, учитывая специфику архитектурной деятельности, заключающуюся в двухступенчатом порядке воплощения архитектурного решения, законодатель предусмотрел две формы его объективации (существования): как в форме произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, так и в форме проектов, чертежей, изображений и макетов (абз. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ), охраняемых авторским правом. Таким образом, объектом авторского права, т.е. произведением архитектуры, с одной стороны, является архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение <1>, а с другой стороны - построенный архитектурный объект, в котором воплощено охраняемое произведение архитектуры <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовая позиция ВАС РФ, выраженная в указанном Постановлении Президиума, состоит в том, что, учитывая специфику архитектурной деятельности, заключающуюся в двухступенчатом порядке воплощения архитектурного решения, законодатель предусмотрел две формы его объективации (существования): как в форме произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, так и в форме проектов, чертежей, изображений и макетов (абз. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ), охраняемых авторским правом. Таким образом, объектом авторского права, т.е. произведением архитектуры, с одной стороны, является архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение <1>, а с другой стороны - построенный архитектурный объект, в котором воплощено охраняемое произведение архитектуры <2>.