Авторское право СССР
Подборка наиболее важных документов по запросу Авторское право СССР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О развитии авторского права на фотографические произведения в доцифровую эпоху: советский период
(Вершинин А.П.)
("Закон", 2024, N 11)В 1925 году приняты Основы авторского права Союза Советских Социалистических Республик (далее также - Основы 1925 года) <30>. Вопросы авторского права на фотографические произведения с самого начала формирования советского законодательства находились на периферии теории авторского права и были решены практически - посредством заимствования специальных правил из дореволюционного Закона. И.С. Перетерский писал: "Что касается фотографических произведений, то вопрос о них возбуждал и в литературе, и в законодательствах известные сомнения, но художественное и научное значение фотографии требует охраны фотографических произведений, хотя бы с известными ограничениями, известными, напр., нашему закону 1911 г." <31>.
(Вершинин А.П.)
("Закон", 2024, N 11)В 1925 году приняты Основы авторского права Союза Советских Социалистических Республик (далее также - Основы 1925 года) <30>. Вопросы авторского права на фотографические произведения с самого начала формирования советского законодательства находились на периферии теории авторского права и были решены практически - посредством заимствования специальных правил из дореволюционного Закона. И.С. Перетерский писал: "Что касается фотографических произведений, то вопрос о них возбуждал и в литературе, и в законодательствах известные сомнения, но художественное и научное значение фотографии требует охраны фотографических произведений, хотя бы с известными ограничениями, известными, напр., нашему закону 1911 г." <31>.
Статья: Трансформация моделей коллективного управления правами авторов на примере России и Китая
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)С приходом советской власти, несмотря на первоначальные попытки отрицания частной собственности и индивидуальных прав, осознание важности стимулирования творческой деятельности привело к формированию системы распределения вознаграждения, отличной от западной модели. Отправной точкой стали Основы авторского права, утвержденные Постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г., в которых отмечалось, что автор не мог запрещать публичное исполнение своего произведения, но имел право на получение авторского гонорара, если лица, осуществляющие/организовавшие публичное исполнение произведения автора, делают это на возмездной основе (абзацы 1 - 3 пункта 8, подпункт "и" пункта 9 Основ авторского права). Данный акт наряду с Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. "Об авторском праве" (СУ РСФСР. 1926. N 72. Ст. 567) заложил фундамент для развития авторского права в СССР, хотя и в контексте идеологических установок того времени.
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)С приходом советской власти, несмотря на первоначальные попытки отрицания частной собственности и индивидуальных прав, осознание важности стимулирования творческой деятельности привело к формированию системы распределения вознаграждения, отличной от западной модели. Отправной точкой стали Основы авторского права, утвержденные Постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г., в которых отмечалось, что автор не мог запрещать публичное исполнение своего произведения, но имел право на получение авторского гонорара, если лица, осуществляющие/организовавшие публичное исполнение произведения автора, делают это на возмездной основе (абзацы 1 - 3 пункта 8, подпункт "и" пункта 9 Основ авторского права). Данный акт наряду с Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. "Об авторском праве" (СУ РСФСР. 1926. N 72. Ст. 567) заложил фундамент для развития авторского права в СССР, хотя и в контексте идеологических установок того времени.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Суд также указал, что на момент первого показа балета в хореографии В.В. действовали Основы авторского права, утвержденные постановлением ЦИК СССР и С ПК СССР от 16 мая 1928 г., п. 11 которого был установлен десятилетний срок пользования авторским правом на хореографические произведения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Суд также указал, что на момент первого показа балета в хореографии В.В. действовали Основы авторского права, утвержденные постановлением ЦИК СССР и С ПК СССР от 16 мая 1928 г., п. 11 которого был установлен десятилетний срок пользования авторским правом на хореографические произведения.
Статья: Иммунитет авторских прав: прошлое, настоящее, будущее
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)3.2. Если продолжать исторический экскурс в жизнь и развитие иммунитета авторских прав, можно заметить, что в СССР иммунитет авторских прав не получил прямого закрепления в законодательстве. Впрочем, Е.А. Флейшиц отмечала, что "советское гражданско-процессуальное право не допускает обращения взыскания на авторское право; ст. 271-а ГПК РСФСР и соответствующие постановления процессуального законодательства союзных республик не знают никаких изъятий из этого принципа" <22>. Однако в ст. 271 ГПК РСФСР 1923 года сложно обнаружить иммунитет авторских прав. Пункт "а", на который ссылается Екатерина Абрамовна, говорит об иммунитете необходимого для должника и для находящихся на его иждивении лиц платья, белья, обуви и предметов домашнего обихода. Вряд ли авторские права могут быть отнесены к предметам домашнего обихода даже в самом широком понимании этих слов. При этом в целом по тексту ГПК и других законов СССР/РСФСР авторские права в контексте иммунитета не упоминаются <23>.
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)3.2. Если продолжать исторический экскурс в жизнь и развитие иммунитета авторских прав, можно заметить, что в СССР иммунитет авторских прав не получил прямого закрепления в законодательстве. Впрочем, Е.А. Флейшиц отмечала, что "советское гражданско-процессуальное право не допускает обращения взыскания на авторское право; ст. 271-а ГПК РСФСР и соответствующие постановления процессуального законодательства союзных республик не знают никаких изъятий из этого принципа" <22>. Однако в ст. 271 ГПК РСФСР 1923 года сложно обнаружить иммунитет авторских прав. Пункт "а", на который ссылается Екатерина Абрамовна, говорит об иммунитете необходимого для должника и для находящихся на его иждивении лиц платья, белья, обуви и предметов домашнего обихода. Вряд ли авторские права могут быть отнесены к предметам домашнего обихода даже в самом широком понимании этих слов. При этом в целом по тексту ГПК и других законов СССР/РСФСР авторские права в контексте иммунитета не упоминаются <23>.
Статья: Неимущественные отношения в предмете наследственного права
(Булаевский Б.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 10)<6> См., например: Основы авторского права СССР 1928 г. и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве".
(Булаевский Б.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 10)<6> См., например: Основы авторского права СССР 1928 г. и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве".
Статья: Правоотношение (гл. XII макета учебника по теории государства и права 1948 г.)
(Агарков М.М.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)Но вещи не являются единственными видами объектов права. К числу объектов права принадлежат также некоторые продукты духовного творчества и так называемые личные блага. Так, в силу Основ авторского права СССР (Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г.) литературные и музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и некоторые другие являются объектами авторского права. Притязаниям субъекта авторского права соответствует обязанность всякого и каждого воздерживаться от определенных действий в отношении произведения (от размножения или распространения произведения). При помощи авторского права закон закрепляет в определенных отношениях произведение за его автором. К числу продуктов духовного творчества, которые являются объектами права, принадлежат и изобретения. Ближайшее рассмотрение и определение этих объектов относится к гражданскому праву.
(Агарков М.М.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)Но вещи не являются единственными видами объектов права. К числу объектов права принадлежат также некоторые продукты духовного творчества и так называемые личные блага. Так, в силу Основ авторского права СССР (Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г.) литературные и музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и некоторые другие являются объектами авторского права. Притязаниям субъекта авторского права соответствует обязанность всякого и каждого воздерживаться от определенных действий в отношении произведения (от размножения или распространения произведения). При помощи авторского права закон закрепляет в определенных отношениях произведение за его автором. К числу продуктов духовного творчества, которые являются объектами права, принадлежат и изобретения. Ближайшее рассмотрение и определение этих объектов относится к гражданскому праву.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> См., например: Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 59; Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 39; Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 3: Правоотношения, связанные с продуктами творческой деятельности. Семейное право. Наследственное право. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1965. С. 31; Гражданский кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий. В 3 т. Т. III: Комментарий к частям третьей и четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. С. 290 (автор - М.Я. Кириллова).
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> См., например: Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 59; Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 39; Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 3: Правоотношения, связанные с продуктами творческой деятельности. Семейное право. Наследственное право. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1965. С. 31; Гражданский кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий. В 3 т. Т. III: Комментарий к частям третьей и четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. С. 290 (автор - М.Я. Кириллова).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения, независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания либо с ее согласия. Дело в том, что советское законодательство (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.) допускало свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что препятствовало вступлению СССР в Бернскую конвенцию и во Всемирную конвенцию об авторском праве (в ред. от 24.07.1971), а также существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе. Введение права на передачу в эфир заставляет радио- и телевизионные организации по-новому строить договоры, заключаемые с отдельными авторами, а также заключать генеральные соглашения с организациями, управляющими имущественными авторскими правами на коллективной основе.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения, независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания либо с ее согласия. Дело в том, что советское законодательство (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.) допускало свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что препятствовало вступлению СССР в Бернскую конвенцию и во Всемирную конвенцию об авторском праве (в ред. от 24.07.1971), а также существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе. Введение права на передачу в эфир заставляет радио- и телевизионные организации по-новому строить договоры, заключаемые с отдельными авторами, а также заключать генеральные соглашения с организациями, управляющими имущественными авторскими правами на коллективной основе.
Статья: О содержании понятия формы в авторском и патентном праве
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)<13> Так, Э.П. Гаврилов отмечает, что промышленные образцы находятся на стыке, на грани патентного и авторского права. В СССР они охранялись на основе патентного права с 1924 по 1936 г. См.: Гаврилов Э.П. Отзыв на автореферат А.С. Ворожевич "Границы исключительных прав, пределы их осуществления и защиты (об одной диссертации на соискание степени доктора юридических наук)". URL: https://istina.msu.ru/dissertations/371070651/ (дата обращения: 15.02.2022).
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)<13> Так, Э.П. Гаврилов отмечает, что промышленные образцы находятся на стыке, на грани патентного и авторского права. В СССР они охранялись на основе патентного права с 1924 по 1936 г. См.: Гаврилов Э.П. Отзыв на автореферат А.С. Ворожевич "Границы исключительных прав, пределы их осуществления и защиты (об одной диссертации на соискание степени доктора юридических наук)". URL: https://istina.msu.ru/dissertations/371070651/ (дата обращения: 15.02.2022).
Статья: Идеальная доля в исключительном авторском праве: утопия или реальность?
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)- сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения, независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания либо с ее согласия. Дело в том, что советское законодательство (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.) допускало свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что препятствовало вступлению СССР в Бернскую конвенцию и во Всемирную конвенцию об авторском праве (в ред. от 1971 г.), а также существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе. Введение права на передачу в эфир заставляет радио- и телевизионные организации по-новому строить договоры, заключаемые с отдельными авторами, а также заключать генеральные соглашения с организациями, управляющими имущественными авторскими правами на коллективной основе;
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)- сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения, независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания либо с ее согласия. Дело в том, что советское законодательство (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.) допускало свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что препятствовало вступлению СССР в Бернскую конвенцию и во Всемирную конвенцию об авторском праве (в ред. от 1971 г.), а также существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе. Введение права на передачу в эфир заставляет радио- и телевизионные организации по-новому строить договоры, заключаемые с отдельными авторами, а также заключать генеральные соглашения с организациями, управляющими имущественными авторскими правами на коллективной основе;
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)<8> См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: АН СССР, 1956. С. 95.
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)<8> См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: АН СССР, 1956. С. 95.