АвтОрское право на сценарий
Подборка наиболее важных документов по запросу АвтОрское право на сценарий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1228 "Автор результата интеллектуальной деятельности" ГК РФ"Несмотря на то, что лица, поименованные в прокатном удостоверении, вели совместную деятельность по созданию аудиовизуального произведения, авторство Общества правомерно признано судом, так как по смыслу статьи 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается только тот гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. В данном случае результат (фильм) создан творческим трудом Автора сценария, Режиссера - А. Балабановым, который в свою очередь передал исключительные авторские права на использование аудиовизуального произведения - ООО "Компания СТВ"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъекты интеллектуальных прав на компьютерную игру
(Карпенко А.А.)
("Legal Bulletin", 2024, N 3)Возвращаясь к ст. 1259, отметим, какие компоненты видеоигры могут охраняться авторским правом: сценарий; музыка; аудиовизуальная составляющая; графика, дизайн и иные проявления изобразительного искусства; программа для ЭВМ; база данных (несмотря на то, что нет упоминания о ней в п. 1 исследуемой статьи, в п. 4 она идет в связке вместе с программой для ЭВМ, что позволяет сделать вывод о том, что законодатель рассматривает их как объекты, имеющие идентичную природу и охраняемые одинаковым способом. Этот тезис подтверждает и дальнейшее упоминание базы данных в разделе, посвященном авторским правам).
(Карпенко А.А.)
("Legal Bulletin", 2024, N 3)Возвращаясь к ст. 1259, отметим, какие компоненты видеоигры могут охраняться авторским правом: сценарий; музыка; аудиовизуальная составляющая; графика, дизайн и иные проявления изобразительного искусства; программа для ЭВМ; база данных (несмотря на то, что нет упоминания о ней в п. 1 исследуемой статьи, в п. 4 она идет в связке вместе с программой для ЭВМ, что позволяет сделать вывод о том, что законодатель рассматривает их как объекты, имеющие идентичную природу и охраняемые одинаковым способом. Этот тезис подтверждает и дальнейшее упоминание базы данных в разделе, посвященном авторским правам).
Статья: Особенности правового статуса видеоигры как объекта права интеллектуальной собственности: сравнительно-правовое исследование
(Хлапотин В.Ю.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)объекты авторских прав: сценарий и/или положенное в его основу произведение; художественные и музыкальные произведения, которые могут специально разрабатываться для определенной видеоигры; персонажи; фотографии, карты и т.п.;
(Хлапотин В.Ю.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)объекты авторских прав: сценарий и/или положенное в его основу произведение; художественные и музыкальные произведения, которые могут специально разрабатываться для определенной видеоигры; персонажи; фотографии, карты и т.п.;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Нарушений авторских прав автора сценария к мультипликационным фильмам при рассмотрении данного дела судом не установлено, истцом также не представлено доказательств, что третьим лицом нарушались условия заключенного с ним авторского договора на создание сценариев к мультфильмам, как не доказано и то, что третье лицо передавало кому-либо принадлежащие истцу авторские права на использование персонажей сценарных произведений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Нарушений авторских прав автора сценария к мультипликационным фильмам при рассмотрении данного дела судом не установлено, истцом также не представлено доказательств, что третьим лицом нарушались условия заключенного с ним авторского договора на создание сценариев к мультфильмам, как не доказано и то, что третье лицо передавало кому-либо принадлежащие истцу авторские права на использование персонажей сценарных произведений.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Физическим лицам авторские права на произведения, вошедшие составной частью в произведения, авторами которых в силу части второй статьи 6 Вводного закона считаются юридические лица, принадлежат в случаях, предусмотренных законом, действовавшим на дату возникновения авторского права. Так, в силу части третьей статьи 486 ГК РСФСР автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Режиссерам-постановщикам, авторам сценария, композиторам, являющимся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), специально созданных для указанных кинофильмов или телевизионных фильмов, авторские права на эти фильмы не принадлежат.
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Физическим лицам авторские права на произведения, вошедшие составной частью в произведения, авторами которых в силу части второй статьи 6 Вводного закона считаются юридические лица, принадлежат в случаях, предусмотренных законом, действовавшим на дату возникновения авторского права. Так, в силу части третьей статьи 486 ГК РСФСР автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Режиссерам-постановщикам, авторам сценария, композиторам, являющимся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), специально созданных для указанных кинофильмов или телевизионных фильмов, авторские права на эти фильмы не принадлежат.
Статья: Цифровые инструменты защиты прав на интеллектуальную собственность: на примере блокчейна и искусственного интеллекта
(Фролова Е.Е., Купчина Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Управление сценарием, при котором авторские права передаются за пределы блокчейна, - еще один вопрос, который следует учитывать. В этом контексте важно убедиться, что все, что происходит с товаром вне сети, точно зарегистрировано в цифровом реестре. Без надлежащей координации действий человека внедрение системы на основе блокчейна вместо сокращения информации и повышения доверия может иметь противоположный эффект.
(Фролова Е.Е., Купчина Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Управление сценарием, при котором авторские права передаются за пределы блокчейна, - еще один вопрос, который следует учитывать. В этом контексте важно убедиться, что все, что происходит с товаром вне сети, точно зарегистрировано в цифровом реестре. Без надлежащей координации действий человека внедрение системы на основе блокчейна вместо сокращения информации и повышения доверия может иметь противоположный эффект.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Компромиссным, справедливым, адекватным представляется решение, стимулирующее следующую единообразную судебную практику и открывающее новые перспективы в анализируемой сфере. Если режиссер-постановщик в силу особенностей своего фактического и правового положения, особенностей производственного процесса по созданию аудиовизуального произведения (главная творческая фигура в работе по созданию данного сложного объекта) аккумулирует весь комплекс исключительных прав (автора сценария, композитора, поэта, художника-постановщика) и, пропуская через себя, предоставляет этот комплекс изготовителю аудиовизуального произведения вместе со своим исключительным правом, то при неуплате режиссеру вознаграждения он в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 1234 ГК вправе претендовать на получение исключительного права на аудиовизуальное произведение в полном объеме. Юридический обиход приспособится к такой новелле.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Компромиссным, справедливым, адекватным представляется решение, стимулирующее следующую единообразную судебную практику и открывающее новые перспективы в анализируемой сфере. Если режиссер-постановщик в силу особенностей своего фактического и правового положения, особенностей производственного процесса по созданию аудиовизуального произведения (главная творческая фигура в работе по созданию данного сложного объекта) аккумулирует весь комплекс исключительных прав (автора сценария, композитора, поэта, художника-постановщика) и, пропуская через себя, предоставляет этот комплекс изготовителю аудиовизуального произведения вместе со своим исключительным правом, то при неуплате режиссеру вознаграждения он в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 1234 ГК вправе претендовать на получение исключительного права на аудиовизуальное произведение в полном объеме. Юридический обиход приспособится к такой новелле.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Статья 1263 ГК РФ включает в себя положения о принадлежности авторских прав на аудиовизуальное произведение режиссеру-постановщику, автору сценария и композитору, а в случае анимационных произведений - еще и художнику-постановщику (п. 2); о сохранении за композитором права на вознаграждение при определенных видах использования аудиовизуального произведения (п. 3); о праве продюсера требовать указания своего имени при использовании соответствующего аудиовизуального произведения (п. 4); о сохранении исключительных прав за авторами отдельных частей аудиовизуального произведения (п. 5). Нетрудно заметить, что все эти специальные положения рассчитаны на те виды аудиовизуальных произведений, которые непосредственно и породили возникновение данной концепции: кинофильмы, телефильмы, мультипликационные фильмы и другие подобные объекты, носящие самодостаточный характер, и для которых характерно наличие сценария, саундтрека и актерской игры. Они попросту не "заточены" под особенности компьютерных игр. Далеко не у каждой компьютерной игры есть полноценный саундтрек, сценарий и анимация. По сути, подобные объекты могут быть только у некоторых жанров компьютерных игр. Таким образом, подавляющее большинство правовых норм, составляющих правовой режим аудиовизуального произведения, неприменимы ко многим компьютерным играм <1>. Не говоря уже о том, что такие аудиовизуальные отображения не носят самостоятельного и самодостаточного характера, а являются результатом исполнения программного кода программы, про автора которого они никак не упоминают. Как отмечено в одном из судебных решений, "дизайн программы для ЭВМ не может функционировать без исходного кода программ ответчика и не является самостоятельным произведением" <2>. Таким образом, отождествлять аудиовизуальные произведения как особые объекты авторских прав со своим специфическим правовым режимом и аудиовизуальные отображения компьютерных программ нельзя, на что намекает и сам ГК РФ, используя термин "отображения" в ст. 1261. Так что положения ст. 1263 ГК РФ не могут существенно помочь правообладателям компьютерных игр в защите их прав от нарушений при создании игр-клонов. Напротив, эти положения могут лишь осложнить такую защиту.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Статья 1263 ГК РФ включает в себя положения о принадлежности авторских прав на аудиовизуальное произведение режиссеру-постановщику, автору сценария и композитору, а в случае анимационных произведений - еще и художнику-постановщику (п. 2); о сохранении за композитором права на вознаграждение при определенных видах использования аудиовизуального произведения (п. 3); о праве продюсера требовать указания своего имени при использовании соответствующего аудиовизуального произведения (п. 4); о сохранении исключительных прав за авторами отдельных частей аудиовизуального произведения (п. 5). Нетрудно заметить, что все эти специальные положения рассчитаны на те виды аудиовизуальных произведений, которые непосредственно и породили возникновение данной концепции: кинофильмы, телефильмы, мультипликационные фильмы и другие подобные объекты, носящие самодостаточный характер, и для которых характерно наличие сценария, саундтрека и актерской игры. Они попросту не "заточены" под особенности компьютерных игр. Далеко не у каждой компьютерной игры есть полноценный саундтрек, сценарий и анимация. По сути, подобные объекты могут быть только у некоторых жанров компьютерных игр. Таким образом, подавляющее большинство правовых норм, составляющих правовой режим аудиовизуального произведения, неприменимы ко многим компьютерным играм <1>. Не говоря уже о том, что такие аудиовизуальные отображения не носят самостоятельного и самодостаточного характера, а являются результатом исполнения программного кода программы, про автора которого они никак не упоминают. Как отмечено в одном из судебных решений, "дизайн программы для ЭВМ не может функционировать без исходного кода программ ответчика и не является самостоятельным произведением" <2>. Таким образом, отождествлять аудиовизуальные произведения как особые объекты авторских прав со своим специфическим правовым режимом и аудиовизуальные отображения компьютерных программ нельзя, на что намекает и сам ГК РФ, используя термин "отображения" в ст. 1261. Так что положения ст. 1263 ГК РФ не могут существенно помочь правообладателям компьютерных игр в защите их прав от нарушений при создании игр-клонов. Напротив, эти положения могут лишь осложнить такую защиту.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 9 ст. 1483 ГК РФ невозможна регистрация товарного знака, воспроизводящего название мультипликационного фильма, на основании наличия авторских прав на сценарий к данному фильму, выполненный в рамках служебного задания штатными сотрудниками киностудии с целью создания многосерийного мультипликационного сериала.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из п. 9 ст. 1483 ГК РФ невозможна регистрация товарного знака, воспроизводящего название мультипликационного фильма, на основании наличия авторских прав на сценарий к данному фильму, выполненный в рамках служебного задания штатными сотрудниками киностудии с целью создания многосерийного мультипликационного сериала.