АвтОрское право на произведение архитектуры
Подборка наиболее важных документов по запросу АвтОрское право на произведение архитектуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
Статья: Интеллектуальные права в архитектуре и строительстве
(Доровских М.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)В статье рассмотрены права авторов произведений архитектуры, приведены взгляды ученых и судебная практика, а также законопроект об архитектурной деятельности.
(Доровских М.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)В статье рассмотрены права авторов произведений архитектуры, приведены взгляды ученых и судебная практика, а также законопроект об архитектурной деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"Глава IV. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ (СТАТЬИ 16 - 19)
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"Глава IV. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ (СТАТЬИ 16 - 19)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
(ред. от 23.07.2025)Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по разработке проектной документации в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик имеет право на многократное использование проектной документации без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, на основе которого она создана.
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик имеет право на многократное использование проектной документации без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, на основе которого она создана.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовая позиция ВАС РФ, выраженная в указанном Постановлении Президиума, состоит в том, что, учитывая специфику архитектурной деятельности, заключающуюся в двухступенчатом порядке воплощения архитектурного решения, законодатель предусмотрел две формы его объективации (существования): как в форме произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, так и в форме проектов, чертежей, изображений и макетов (абз. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ), охраняемых авторским правом. Таким образом, объектом авторского права, т.е. произведением архитектуры, с одной стороны, является архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение <1>, а с другой стороны - построенный архитектурный объект, в котором воплощено охраняемое произведение архитектуры <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовая позиция ВАС РФ, выраженная в указанном Постановлении Президиума, состоит в том, что, учитывая специфику архитектурной деятельности, заключающуюся в двухступенчатом порядке воплощения архитектурного решения, законодатель предусмотрел две формы его объективации (существования): как в форме произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, так и в форме проектов, чертежей, изображений и макетов (абз. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ), охраняемых авторским правом. Таким образом, объектом авторского права, т.е. произведением архитектуры, с одной стороны, является архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение <1>, а с другой стороны - построенный архитектурный объект, в котором воплощено охраняемое произведение архитектуры <2>.
Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<60> Можно было бы предположить, что возрастной ценз мог бы коррелировать со сроком охраны авторского права на произведения архитектуры - охрана в качестве памятника начинается после истечения срока охраны объекта как произведения. Но такой корреляции в приведенных примерах усмотреть невозможно.
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<60> Можно было бы предположить, что возрастной ценз мог бы коррелировать со сроком охраны авторского права на произведения архитектуры - охрана в качестве памятника начинается после истечения срока охраны объекта как произведения. Но такой корреляции в приведенных примерах усмотреть невозможно.
Статья: Деятельность татуировщиков и тату-салонов и ее результаты с точки зрения гражданского и предпринимательского права
(Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)М. Паркер, рассматривая конфликт авторских прав на татуировку и права ее носителя на публичность (publicity - признаваемое на уровне штатов США право человека контролировать коммерческое использование своей внешности и других элементов индивидуальности), предлагает достаточно необычную аналогию - с распределением правомочий между обладателем авторских прав на произведение архитектуры и собственником здания: правообладатель не может запретить собственнику здания разрушать и перестраивать его, не вправе препятствовать изготовлению, распространению и публичной демонстрации изображений здания (в том числе в коммерческих целях), если оно находится в публичном месте или может быть видно оттуда без специальных приспособлений. Подобным образом и в случае с татуировкой за автором сохраняется право самостоятельно использовать свой рисунок, но он не может запрещать носителю татуировки появляться где бы то ни было и демонстрировать свою татуировку, не вправе претендовать на какую-либо денежную компенсацию или долю от прибыли, получаемой от коммерческой деятельности, в ходе которой демонстрируется татуировка; разумеется, не вправе он и воспрепятствовать изменению или удалению татуировки, равно как требовать ее изменения или удаления, причем эти правила не могут быть изменены никаким лицензионным договором. Единственное, что он может требовать от носителя татуировки, - это не лгать о том, кто является ее автором. Носитель татуировки имеет все права в отношении демонстрации, изображения и использования, в том числе коммерческого, татуировки на своем теле, вправе заключать договоры об использовании своего изображения, в том числе такого, на котором будет видна татуировка; вместе с тем он не вправе разрешать использовать татуировку в отрыве от своего тела, запрещать автору использовать рисунок, по которому была сделана татуировка, претендовать на какие-либо выплаты в связи с таким использованием, запрещать другим лицам делать такие же татуировки, требовать за это выплат в свою пользу <7>. Интересные параллели между авторскими правами на татуировки и на другой специфический объект авторских прав - граффити - проводит в своей статье А.А. Сивергин <8>.
(Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)М. Паркер, рассматривая конфликт авторских прав на татуировку и права ее носителя на публичность (publicity - признаваемое на уровне штатов США право человека контролировать коммерческое использование своей внешности и других элементов индивидуальности), предлагает достаточно необычную аналогию - с распределением правомочий между обладателем авторских прав на произведение архитектуры и собственником здания: правообладатель не может запретить собственнику здания разрушать и перестраивать его, не вправе препятствовать изготовлению, распространению и публичной демонстрации изображений здания (в том числе в коммерческих целях), если оно находится в публичном месте или может быть видно оттуда без специальных приспособлений. Подобным образом и в случае с татуировкой за автором сохраняется право самостоятельно использовать свой рисунок, но он не может запрещать носителю татуировки появляться где бы то ни было и демонстрировать свою татуировку, не вправе претендовать на какую-либо денежную компенсацию или долю от прибыли, получаемой от коммерческой деятельности, в ходе которой демонстрируется татуировка; разумеется, не вправе он и воспрепятствовать изменению или удалению татуировки, равно как требовать ее изменения или удаления, причем эти правила не могут быть изменены никаким лицензионным договором. Единственное, что он может требовать от носителя татуировки, - это не лгать о том, кто является ее автором. Носитель татуировки имеет все права в отношении демонстрации, изображения и использования, в том числе коммерческого, татуировки на своем теле, вправе заключать договоры об использовании своего изображения, в том числе такого, на котором будет видна татуировка; вместе с тем он не вправе разрешать использовать татуировку в отрыве от своего тела, запрещать автору использовать рисунок, по которому была сделана татуировка, претендовать на какие-либо выплаты в связи с таким использованием, запрещать другим лицам делать такие же татуировки, требовать за это выплат в свою пользу <7>. Интересные параллели между авторскими правами на татуировки и на другой специфический объект авторских прав - граффити - проводит в своей статье А.А. Сивергин <8>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> "Объектами авторских прав являются... произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> "Объектами авторских прав являются... произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов".
Статья: Произведения садово-паркового искусства как объект авторского права
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)<3> См.: Макаров О.В. Проблемы авторского права на произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. N 2. С. 13 - 21.
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)<3> См.: Макаров О.В. Проблемы авторского права на произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. N 2. С. 13 - 21.
Статья: Формирование рынка интеллектуальной собственности в виртуальных мирах (на примере метавселенных): анализ основных проблем
(Косовская И.М., Писарев В.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Представим себе ситуацию. Объектами авторского права признаются произведения архитектуры и градостроительства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов (статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации). В метапространстве возводится виртуальное сооружение, воспроизводящее облик построенного в реальном мире здания. Вероятно, речь будет идти о нарушении пользователем метавселенной исключительных прав на произведение архитектуры. Но если мы вообразим обратную ситуацию, когда здание из метамира воспроизводится в реальности? Какой режим правовой охраны будет действовать в отношении такого объекта? Полагаем, что архитекторы реального мира и архитекторы виртуального мира могут рассчитывать на разную степень признания своих прав.
(Косовская И.М., Писарев В.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Представим себе ситуацию. Объектами авторского права признаются произведения архитектуры и градостроительства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов (статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации). В метапространстве возводится виртуальное сооружение, воспроизводящее облик построенного в реальном мире здания. Вероятно, речь будет идти о нарушении пользователем метавселенной исключительных прав на произведение архитектуры. Но если мы вообразим обратную ситуацию, когда здание из метамира воспроизводится в реальности? Какой режим правовой охраны будет действовать в отношении такого объекта? Полагаем, что архитекторы реального мира и архитекторы виртуального мира могут рассчитывать на разную степень признания своих прав.