АвтОрское право на персонаж
Подборка наиболее важных документов по запросу АвтОрское право на персонаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)§ 2. Понятие и виды персонажей в авторском праве
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)§ 2. Понятие и виды персонажей в авторском праве
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Обладателем исключительного авторского права на мультипликационные фильмы в настоящее время является ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (до переименования - ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"), которое предоставило ответчику права на использование соответствующих объектов авторского права - персонажей аудиовизуальных произведений (мультипликационных фильмов) производства киностудии "Союзмультфильм".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Обладателем исключительного авторского права на мультипликационные фильмы в настоящее время является ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (до переименования - ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"), которое предоставило ответчику права на использование соответствующих объектов авторского права - персонажей аудиовизуальных произведений (мультипликационных фильмов) производства киностудии "Союзмультфильм".
Статья: Проблемы произведений фанатского творчества
(Сидоренко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Однако эта форма выражения сопряжена с использованием персонажа произведения, а деятельность косплеера очень схожа с работой аниматора, деятельность которого является нарушением авторского права на персонажа. В судебной практике Российской Федерации есть судебные дела, связанные с взысканием компенсации с аниматоров за использование персонажей и товарных знаков на них. При этом как аниматор, так и косплеер надевает костюм персонажа, делает соответствующий макияж, но на косплееров судебные иски не подают. Связано это с разной целью их деятельности. Аниматор - это работа, приносящая доход, использование персонажа происходит без получения согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Косплей - это в первую очередь фанатское творчество, возникающее без цели извлечения прибыли. Многие косплееры самостоятельно создают костюмы в домашних условиях для личного использования. Иногда тематические мероприятия для косплееров предполагают денежный приз за лучший костюм или лучшее выступление в образе персонажа. В этом случае в доктрине предлагается учитывать добросовестное использование персонажа (доктрина fair use). Так, Б.Е. Семенюта отмечает, что деятельность аниматора не увеличивает популяризацию персонажа правообладателя, направлена лишь на незаконную эксплуатацию персонажа с целью получения дохода, тогда как деятельность косплеера, скорее, увеличивает популярность персонажа и осуществляется с целью продемонстрировать свое мастерство перевоплощения и создания костюма, а получаемый доход - лишь побочный приятный бонус <12> (который не во всех случаях получит косплеер, в отличие от аниматора. - Прим. авт.).
(Сидоренко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Однако эта форма выражения сопряжена с использованием персонажа произведения, а деятельность косплеера очень схожа с работой аниматора, деятельность которого является нарушением авторского права на персонажа. В судебной практике Российской Федерации есть судебные дела, связанные с взысканием компенсации с аниматоров за использование персонажей и товарных знаков на них. При этом как аниматор, так и косплеер надевает костюм персонажа, делает соответствующий макияж, но на косплееров судебные иски не подают. Связано это с разной целью их деятельности. Аниматор - это работа, приносящая доход, использование персонажа происходит без получения согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Косплей - это в первую очередь фанатское творчество, возникающее без цели извлечения прибыли. Многие косплееры самостоятельно создают костюмы в домашних условиях для личного использования. Иногда тематические мероприятия для косплееров предполагают денежный приз за лучший костюм или лучшее выступление в образе персонажа. В этом случае в доктрине предлагается учитывать добросовестное использование персонажа (доктрина fair use). Так, Б.Е. Семенюта отмечает, что деятельность аниматора не увеличивает популяризацию персонажа правообладателя, направлена лишь на незаконную эксплуатацию персонажа с целью получения дохода, тогда как деятельность косплеера, скорее, увеличивает популярность персонажа и осуществляется с целью продемонстрировать свое мастерство перевоплощения и создания костюма, а получаемый доход - лишь побочный приятный бонус <12> (который не во всех случаях получит косплеер, в отличие от аниматора. - Прим. авт.).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- использование зарегистрированных товарных знаков, в которых воплощены/отражены персонажи и иные охраняемые объекты авторских прав, вошедшие в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (Письмо от 11.06.2021 N 03-07-11/46161).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- использование зарегистрированных товарных знаков, в которых воплощены/отражены персонажи и иные охраняемые объекты авторских прав, вошедшие в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (Письмо от 11.06.2021 N 03-07-11/46161).
Статья: Попытка толкования вопросов, возникающих при применении п. 7 ст. 1259 ГК РФ
(Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)На наш взгляд, в этом разъяснении справедливо отмечено, что частью произведения могут быть признаны название произведения, отрывки текста и пр., поскольку заглавие или отрывок текста могут быть результатом творческого труда автора данного произведения. Но при этом трудно согласиться с тем, что персонаж произведения может не являться частью произведения в смысле п. 7 ст. 1259 ГК РФ. На наш взгляд, персонаж произведения всегда является частью произведения. Другое дело, что действующее лицо произведения может быть так неразвито (бесхарактерно, безлично), что его невозможно признать персонажем. Исходя из этого в приведенном выше п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 точнее было бы сказать, что частью произведения может быть описание и (или) изображение действующего лица произведения. В случае когда описание и (или) изображение действующего лица является результатом творческого труда в смысле ст. 1257 ГК РФ, действующее лицо произведения признается авторским правом персонажем.
(Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)На наш взгляд, в этом разъяснении справедливо отмечено, что частью произведения могут быть признаны название произведения, отрывки текста и пр., поскольку заглавие или отрывок текста могут быть результатом творческого труда автора данного произведения. Но при этом трудно согласиться с тем, что персонаж произведения может не являться частью произведения в смысле п. 7 ст. 1259 ГК РФ. На наш взгляд, персонаж произведения всегда является частью произведения. Другое дело, что действующее лицо произведения может быть так неразвито (бесхарактерно, безлично), что его невозможно признать персонажем. Исходя из этого в приведенном выше п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 точнее было бы сказать, что частью произведения может быть описание и (или) изображение действующего лица произведения. В случае когда описание и (или) изображение действующего лица является результатом творческого труда в смысле ст. 1257 ГК РФ, действующее лицо произведения признается авторским правом персонажем.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Следующий пример злоупотребления правообладателем своими возможностями. Представитель правообладателя "Смешариков" <1> (персонажи как объекты авторского права и права средств индивидуализации, включая имена персонажей <2>, их изображения и словесно-изобразительные товарные знаки) заказал в пекарне торт с изображениями главных героев мультфильма. Затем правообладатель заявил изготовителю торта иск с требованием о выплате компенсации за незаконное использование объектов интеллектуальных прав. По этому поводу Е.Ю. Пашкова резонно удивляется: "Чего только... не предпринимают, чтобы поймать и наказать "злостных" нарушителей своих исключительных прав" <3>. Суд первой инстанции в иске отказал, апелляционная и кассационная инстанции оставили решение суда без изменений <4>. Высший Арбитражный Суд РФ Определением от 6 февраля 2013 г. N 17584/12 отказался передать дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда. В ходе разбирательства был установлен факт злоупотребления исключительными правами.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Следующий пример злоупотребления правообладателем своими возможностями. Представитель правообладателя "Смешариков" <1> (персонажи как объекты авторского права и права средств индивидуализации, включая имена персонажей <2>, их изображения и словесно-изобразительные товарные знаки) заказал в пекарне торт с изображениями главных героев мультфильма. Затем правообладатель заявил изготовителю торта иск с требованием о выплате компенсации за незаконное использование объектов интеллектуальных прав. По этому поводу Е.Ю. Пашкова резонно удивляется: "Чего только... не предпринимают, чтобы поймать и наказать "злостных" нарушителей своих исключительных прав" <3>. Суд первой инстанции в иске отказал, апелляционная и кассационная инстанции оставили решение суда без изменений <4>. Высший Арбитражный Суд РФ Определением от 6 февраля 2013 г. N 17584/12 отказался передать дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда. В ходе разбирательства был установлен факт злоупотребления исключительными правами.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- использование зарегистрированных товарных знаков, в которых воплощены/отражены персонажи и иные охраняемые объекты авторских прав, вошедшие в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (письмо от 11.06.2021 N 03-07-11/46161).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- использование зарегистрированных товарных знаков, в которых воплощены/отражены персонажи и иные охраняемые объекты авторских прав, вошедшие в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (письмо от 11.06.2021 N 03-07-11/46161).
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).
Готовое решение: Как исчисляется НДС при оказании услуг и выполнении работ для иностранной компании, в том числе нерезидента
(КонсультантПлюс, 2025)Если права на указанную продукцию и права на использование персонажей и других объектов авторских и смежных прав передаются иностранным лицам, НДС начислять не нужно, "входной" налог можно принять к вычету (если вы применяете общеустановленные ставки НДС). По мнению Минфина России, операции по передаче прав в целях определения места их реализации относятся к операциям по оказанию услуг. Местом реализации услуг по предоставлению лицензий, передаче авторских прав или иных аналогичных прав территория РФ не признается, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Таким образом, указанные услуги не являются объектом налогообложения НДС (пп. 4 п. 1.1, пп. 4 п. 1 ст. 148, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2024 N 03-07-08/28906).
(КонсультантПлюс, 2025)Если права на указанную продукцию и права на использование персонажей и других объектов авторских и смежных прав передаются иностранным лицам, НДС начислять не нужно, "входной" налог можно принять к вычету (если вы применяете общеустановленные ставки НДС). По мнению Минфина России, операции по передаче прав в целях определения места их реализации относятся к операциям по оказанию услуг. Местом реализации услуг по предоставлению лицензий, передаче авторских прав или иных аналогичных прав территория РФ не признается, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Таким образом, указанные услуги не являются объектом налогообложения НДС (пп. 4 п. 1.1, пп. 4 п. 1 ст. 148, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2024 N 03-07-08/28906).
Статья: К вопросу о творческом характере труда как критерии охраноспособности объектов авторского права
(Чурилов А.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2021, N 1)7. Сухарева А.Е., Туркин Р.Э. Охрана персонажа авторским правом Российской Федерации и США // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 5. С. 37 - 46.
(Чурилов А.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2021, N 1)7. Сухарева А.Е., Туркин Р.Э. Охрана персонажа авторским правом Российской Федерации и США // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 5. С. 37 - 46.
Статья: Гражданско-правовая ответственность за незаконное использование персонажей
(Матиосова Н.В.)
("Юрист", 2023, N 10)В заключение: гражданско-правовая ответственность за незаконное использование персонажей представляет собой серьезную проблему в современном информационном обществе. Нарушение авторских прав на персонажи может привести к серьезным последствиям для правообладателей, индустрии и культурной сферы в целом. Соблюдение авторских прав является не только важным юридическим аспектом, но и неотъемлемой составляющей поддержания творческого разнообразия и инноваций.
(Матиосова Н.В.)
("Юрист", 2023, N 10)В заключение: гражданско-правовая ответственность за незаконное использование персонажей представляет собой серьезную проблему в современном информационном обществе. Нарушение авторских прав на персонажи может привести к серьезным последствиям для правообладателей, индустрии и культурной сферы в целом. Соблюдение авторских прав является не только важным юридическим аспектом, но и неотъемлемой составляющей поддержания творческого разнообразия и инноваций.
Статья: Проблемы использования объектов авторских прав в товарных знаках
(Ренжин С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 2)Ключевые слова: интеллектуальная собственность, товарный знак, авторское право, персонаж, административное обжалование, государственные услуги.
(Ренжин С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 2)Ключевые слова: интеллектуальная собственность, товарный знак, авторское право, персонаж, административное обжалование, государственные услуги.