АвтОрское право идея
Подборка наиболее важных документов по запросу АвтОрское право идея (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: В российском авторском праве идеи не охраняются
(Гаврилов Э.П.)
("Хозяйство и право", 2021, N 3)"Хозяйство и право", 2021, N 3
(Гаврилов Э.П.)
("Хозяйство и право", 2021, N 3)"Хозяйство и право", 2021, N 3
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"В силу пункта 5 статьи 1259 ГК РФ не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения.
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"В силу пункта 5 статьи 1259 ГК РФ не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
(ред. от 23.07.2025)5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
Статья: Концепция плагиата как негативного социально-правового явления
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 4)4. Гаврилов Э.П. В российском авторском праве идеи не охраняются // Хозяйство и право. 2021. N 3.
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 4)4. Гаврилов Э.П. В российском авторском праве идеи не охраняются // Хозяйство и право. 2021. N 3.
Статья: Онлайн-курсы как разновидность сложных объектов интеллектуальных прав
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Вместе с тем следует отметить, что сама методика обучения в онлайн-курсах не охраняется, поскольку согласно п. 5 ст. 1259 ГК РФ не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия. Аналогичного подхода придерживается и ВС РФ. Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств <6>. Поэтому при определении правовой природы онлайн-курса речь прежде всего идет о результатах интеллектуальной деятельности, которые вошли в состав данного объекта.
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Вместе с тем следует отметить, что сама методика обучения в онлайн-курсах не охраняется, поскольку согласно п. 5 ст. 1259 ГК РФ не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия. Аналогичного подхода придерживается и ВС РФ. Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств <6>. Поэтому при определении правовой природы онлайн-курса речь прежде всего идет о результатах интеллектуальной деятельности, которые вошли в состав данного объекта.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)В то же время со ссылкой на п. 5 ст. 1259 ГК РФ, устанавливающий, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах, а также на п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10), касающийся критериев охраноспособности объектов авторских прав, суд первой инстанции признал: "Схема является формой предоставления текстовой информации, но не самостоятельным охраноспособным объектом интеллектуальной собственности" <1>.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)В то же время со ссылкой на п. 5 ст. 1259 ГК РФ, устанавливающий, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах, а также на п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10), касающийся критериев охраноспособности объектов авторских прав, суд первой инстанции признал: "Схема является формой предоставления текстовой информации, но не самостоятельным охраноспособным объектом интеллектуальной собственности" <1>.
Статья: Авторское право в эпоху нейросетей
(Артемова А.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)С одной стороны, в авторском праве действует принцип "эстетической нейтральности" <11>, в основе которого лежит конституционная гарантия свободы творчества (п. 1 ст. 44 Конституции РФ). В силу указанного принципа произведения пользуются правовой охраной независимо от их художественной ценности. В абз. 3 п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" прямо указано, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. Авторское право защищает не идеи, а форму их выражения, действует презумпция творчества: пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом <12>.
(Артемова А.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)С одной стороны, в авторском праве действует принцип "эстетической нейтральности" <11>, в основе которого лежит конституционная гарантия свободы творчества (п. 1 ст. 44 Конституции РФ). В силу указанного принципа произведения пользуются правовой охраной независимо от их художественной ценности. В абз. 3 п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" прямо указано, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. Авторское право защищает не идеи, а форму их выражения, действует презумпция творчества: пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом <12>.
Статья: Особенности прекращения действия исключительного права на примере программного обеспечения
(Евдокимова М.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)По общему правилу для получения правовой охраны авторским правом необходимо появление результата в объективной форме. Пункты 3 и 5 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) содержат указание на объективную форму, а также на нераспространение авторского права на идеи, методы, языки программирования и т.д.
(Евдокимова М.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)По общему правилу для получения правовой охраны авторским правом необходимо появление результата в объективной форме. Пункты 3 и 5 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) содержат указание на объективную форму, а также на нераспространение авторского права на идеи, методы, языки программирования и т.д.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)- императивно продиктованы внешними факторами, такими как стандарты устройства или обеспечения совместимости, и не допускают различных вариантов удовлетворения их требований, поскольку такие компоненты могут рассматриваться как не охраняемые авторским правом идеи. Предоставление авторско-правовой охраны подобным фрагментам исходного кода означало бы монополизацию соответствующих идей и решений с последующей возможностью запрета другим лицам использовать их при разработке собственных программ. Это создало бы значительные барьеры для создания новых программ и вступало бы в противоречие с положениями п. 5 ст. 1259 ГК РФ, выводящими из-под сферы авторского права языки программирования, идеи, способы и решения технических задач.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)- императивно продиктованы внешними факторами, такими как стандарты устройства или обеспечения совместимости, и не допускают различных вариантов удовлетворения их требований, поскольку такие компоненты могут рассматриваться как не охраняемые авторским правом идеи. Предоставление авторско-правовой охраны подобным фрагментам исходного кода означало бы монополизацию соответствующих идей и решений с последующей возможностью запрета другим лицам использовать их при разработке собственных программ. Это создало бы значительные барьеры для создания новых программ и вступало бы в противоречие с положениями п. 5 ст. 1259 ГК РФ, выводящими из-под сферы авторского права языки программирования, идеи, способы и решения технических задач.
Статья: Критерии охраноспособности объектов авторского права
(Титова Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Если бы авторское право распространялось на идеи, это сильно препятствовало бы творчеству, так как фактически потребовало бы абсолютной новизны защищаемых произведений, что привело бы к монополии на существующую информацию. Если идею рассматривать узко, то правообладатели получают чрезмерную защиту и потенциально могут защитить авторским правом основную информацию, и напротив, при слишком широком толковании идеи - авторское право будет защищать только новые произведения, что означает, что авторы будут ограничены в создании произведений. Вопрос о том, что именно составляет идею и каким правовым критерием можно провести границу между идеей и ее внешним выражением, пока не получил ясного разрешения. Предполагается, что для определения различия между идеей и ее внешним выражением логично использовать "доктрину слияния". Согласно этой концепции, "когда идея может быть выражена только определенным образом, выражение не подлежит защите". То есть если выражение неразрывно связано с лежащей в ее основе идеей и существует только одна форма ее выражения, то выражение такой идеи не может быть защищено авторским правом; это значительно ограничило бы общественность в использовании этой идеи в будущем и фактически означало бы защиту авторского права на идею.
(Титова Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Если бы авторское право распространялось на идеи, это сильно препятствовало бы творчеству, так как фактически потребовало бы абсолютной новизны защищаемых произведений, что привело бы к монополии на существующую информацию. Если идею рассматривать узко, то правообладатели получают чрезмерную защиту и потенциально могут защитить авторским правом основную информацию, и напротив, при слишком широком толковании идеи - авторское право будет защищать только новые произведения, что означает, что авторы будут ограничены в создании произведений. Вопрос о том, что именно составляет идею и каким правовым критерием можно провести границу между идеей и ее внешним выражением, пока не получил ясного разрешения. Предполагается, что для определения различия между идеей и ее внешним выражением логично использовать "доктрину слияния". Согласно этой концепции, "когда идея может быть выражена только определенным образом, выражение не подлежит защите". То есть если выражение неразрывно связано с лежащей в ее основе идеей и существует только одна форма ее выражения, то выражение такой идеи не может быть защищено авторским правом; это значительно ограничило бы общественность в использовании этой идеи в будущем и фактически означало бы защиту авторского права на идею.
Статья: Об объекте авторского права
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2022, N 2)В.С. Витко указывает, что словосочетание "форма произведения" якобы упоминается в п. 3 ст. 1259 ГК РФ и якобы это имеет решающее значение. На самом деле решающее значение имеет п. 5 ст. 1259 ГК РФ, где указывается, что авторское право не охраняет идею произведения. Авторское право, действительно, не охраняет идею произведения и прочие элементы его содержания. Авторское право не охраняет содержание произведения не потому, что не хочет, а потому, что не может, так как содержание произведения охраняется на основе принципа новизны, а авторское право не знает такого принципа и связанного с ним принципа приоритета.
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2022, N 2)В.С. Витко указывает, что словосочетание "форма произведения" якобы упоминается в п. 3 ст. 1259 ГК РФ и якобы это имеет решающее значение. На самом деле решающее значение имеет п. 5 ст. 1259 ГК РФ, где указывается, что авторское право не охраняет идею произведения. Авторское право, действительно, не охраняет идею произведения и прочие элементы его содержания. Авторское право не охраняет содержание произведения не потому, что не хочет, а потому, что не может, так как содержание произведения охраняется на основе принципа новизны, а авторское право не знает такого принципа и связанного с ним принципа приоритета.
Статья: Свободное использование объектов авторских и смежных прав при обработке больших данных (Big Data)
(Кольздорф М.А.)
("Закон", 2021, N 5)Чтобы избежать необоснованного ущемления материального интереса правообладателя, в законе может быть установлено вознаграждение. Однако это повлечет вопрос об условиях сбора и распределения этого вознаграждения; может быть проблематично установить, чьи произведения использовались (особенно в случае обработки данных в Интернете), и определить, кому вознаграждение должно быть выплачено и в каком порядке. Если с операторов ТДМ будет взиматься сбор, аккумулироваться в едином пуле, а потом распределяться на всех правообладателей (аналогично сейчас обстоит дело при копировании произведений для личных целей), то вознаграждение, которое правообладатель получит таким образом, скорее всего, будет меньше, чем при заключении отдельного лицензионного договора. В связи с этим спорно, сможет ли установление в законе вознаграждения за ТДМ в полной мере исключить ущемление интересов правообладателя <117>. В некоторых случаях, когда при ТДМ будут преследоваться не частные интересы отдельных пользователей, а общественные интересы (например, научные исследования), с учетом вышеуказанных идей авторского права и фундаментальных прав это может служить обоснованием ущемления интересов правообладателя (соответственно, использование возможно без выплаты вознаграждения).
(Кольздорф М.А.)
("Закон", 2021, N 5)Чтобы избежать необоснованного ущемления материального интереса правообладателя, в законе может быть установлено вознаграждение. Однако это повлечет вопрос об условиях сбора и распределения этого вознаграждения; может быть проблематично установить, чьи произведения использовались (особенно в случае обработки данных в Интернете), и определить, кому вознаграждение должно быть выплачено и в каком порядке. Если с операторов ТДМ будет взиматься сбор, аккумулироваться в едином пуле, а потом распределяться на всех правообладателей (аналогично сейчас обстоит дело при копировании произведений для личных целей), то вознаграждение, которое правообладатель получит таким образом, скорее всего, будет меньше, чем при заключении отдельного лицензионного договора. В связи с этим спорно, сможет ли установление в законе вознаграждения за ТДМ в полной мере исключить ущемление интересов правообладателя <117>. В некоторых случаях, когда при ТДМ будут преследоваться не частные интересы отдельных пользователей, а общественные интересы (например, научные исследования), с учетом вышеуказанных идей авторского права и фундаментальных прав это может служить обоснованием ущемления интересов правообладателя (соответственно, использование возможно без выплаты вознаграждения).
Статья: Коллизии авторского права и охрана произведений науки
(Близнец И.А., Леонтьев Б.Б.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 4)Обратимся для начала к одному из самых авторитетных справочных изданий ВОИС "Введение в интеллектуальную собственность", выпущенному в Женеве в 1998 году. В нем все статьи имеют свою системно представленную нумерацию. В разделе "Авторское право", в п. 8, говорится: "Авторское право распространяется на все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа или формы выражения. Однако только оригинальные произведения могут быть объектом авторского права. Сами идеи, заложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения, будь то научная, литературная или художественная, обязательно должна быть оригинальной. И наконец, охрана и защита произведения не поставлена в зависимость от его качества или ценности. Объектами охраны могут быть как плохие, так и хорошие произведения литературы или музыки (в конечном итоге это определяется вкусом каждой конкретной личности); даже назначение произведения не играет роли, так как использование произведения не имеет ничего общего с его охраной".
(Близнец И.А., Леонтьев Б.Б.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 4)Обратимся для начала к одному из самых авторитетных справочных изданий ВОИС "Введение в интеллектуальную собственность", выпущенному в Женеве в 1998 году. В нем все статьи имеют свою системно представленную нумерацию. В разделе "Авторское право", в п. 8, говорится: "Авторское право распространяется на все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа или формы выражения. Однако только оригинальные произведения могут быть объектом авторского права. Сами идеи, заложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения, будь то научная, литературная или художественная, обязательно должна быть оригинальной. И наконец, охрана и защита произведения не поставлена в зависимость от его качества или ценности. Объектами охраны могут быть как плохие, так и хорошие произведения литературы или музыки (в конечном итоге это определяется вкусом каждой конкретной личности); даже назначение произведения не играет роли, так как использование произведения не имеет ничего общего с его охраной".