АвтОрское право 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу АвтОрское право 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования государственного заказа в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)Примечательно, что армянский закон предусматривает среди обстоятельств, разрешающих приобретение у одного-единственного поставщика, так же и авторские и смежные права либо наличие "особого или исключительного права". Вместе с тем российский Федеральный закон N 44-ФЗ, который достаточно подробно урегулировал правила закупки у единственного поставщика, такого условия не содержит.
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)Примечательно, что армянский закон предусматривает среди обстоятельств, разрешающих приобретение у одного-единственного поставщика, так же и авторские и смежные права либо наличие "особого или исключительного права". Вместе с тем российский Федеральный закон N 44-ФЗ, который достаточно подробно урегулировал правила закупки у единственного поставщика, такого условия не содержит.
Готовое решение: Как заключаются контракты с единственным поставщиком в отдельных случаях
(КонсультантПлюс, 2025)У единственного поставщика без ограничений по цене и годовому объему можно приобрести печатные и электронные издания определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)У единственного поставщика без ограничений по цене и годовому объему можно приобрести печатные и электронные издания определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 364
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (часть 6 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (часть 6 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)7. Приобретение учебных и других материалов для государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется, как правило, через процедуру торгов согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пункт 14 ст. 93 вышеуказанного Закона позволяет осуществлять закупку печатных или электронных изданий определенных авторов непосредственно у издателя как единственного поставщика, если издатель является обладателем исключительных прав или исключительной лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)7. Приобретение учебных и других материалов для государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется, как правило, через процедуру торгов согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пункт 14 ст. 93 вышеуказанного Закона позволяет осуществлять закупку печатных или электронных изданий определенных авторов непосредственно у издателя как единственного поставщика, если издатель является обладателем исключительных прав или исключительной лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций.
Статья: О правовой природе специального инвестиционного контракта
(Алексеев С.С.)
("Право и экономика", 2024, N 4)<7> Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 488-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств. Анализ правил, внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о закупке товаров, произведенных в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, см.: § 2 "Специальный инвестиционный контракт - новая договорная форма обеспечения государственных нужд" (автор - Андреева Л.В.) (гл. 5 "Правовое обеспечение отдельных видов предпринимательской деятельности") // Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / В.К. Андреев, Л.В. Андреева, К.М. Арсланов и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. С 345 - 356.
(Алексеев С.С.)
("Право и экономика", 2024, N 4)<7> Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 488-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств. Анализ правил, внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о закупке товаров, произведенных в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, см.: § 2 "Специальный инвестиционный контракт - новая договорная форма обеспечения государственных нужд" (автор - Андреева Л.В.) (гл. 5 "Правовое обеспечение отдельных видов предпринимательской деятельности") // Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / В.К. Андреев, Л.В. Андреева, К.М. Арсланов и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. С 345 - 356.
Статья: О роли стандартов организаций, технических условий, технических спецификаций при описании объекта закупки по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Разумеется, смысл данных поправок в Закон о стандартизации состоял не в том, чтобы облегчить работу заказчиков по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ. По мнению автора, данные поправки были нацелены на то, чтобы легализовать многолетнюю работу некоторых государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием в области разработки собственных стандартов и систем стандартизации <7>, с тем чтобы они могли беспрепятственно использовать свои наработки при описании закупаемой продукции <8>. Для этого им теперь достаточно зарегистрировать разработанные ранее СТО и ТУ в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Разумеется, смысл данных поправок в Закон о стандартизации состоял не в том, чтобы облегчить работу заказчиков по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ. По мнению автора, данные поправки были нацелены на то, чтобы легализовать многолетнюю работу некоторых государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием в области разработки собственных стандартов и систем стандартизации <7>, с тем чтобы они могли беспрепятственно использовать свои наработки при описании закупаемой продукции <8>. Для этого им теперь достаточно зарегистрировать разработанные ранее СТО и ТУ в Федеральном информационном фонде стандартов.
Статья: Применение электронных документов и их образов при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б., Вдовина А.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Анализ Правил ведения реестра договоров <45> позволяет сделать вывод о схожести терминов Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ и даже более - о правовом аналоге применяемых ими дефиниций: "электронный документ" и "документ в электронном виде", о схожести и в то же время о некоторых различиях терминов "электронный образ документа" и "графический образ оригинала документа (графический вид)", о способах формирования "электронного образа документа" и "графического образа документа" путем их сканирования - и в том и в другом Законе. Как указано в Правилах, принятых Правительством РФ, в соответствии со ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ <46> информация и документы, подлежащие включению в реестр договоров, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика. При этом такие документы формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного в том числе посредством его сканирования (курсив наш. - Авторы), или в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде <47>. То есть электронный образ бумажного документа - это термин не только Закона N 44-ФЗ, но и Закона о "корпоративных" закупках (N 223-ФЗ), а сканирование - это универсальный способ формирования образа документа и один из способов формирования графического вида.
(Добрецов Г.Б., Вдовина А.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Анализ Правил ведения реестра договоров <45> позволяет сделать вывод о схожести терминов Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ и даже более - о правовом аналоге применяемых ими дефиниций: "электронный документ" и "документ в электронном виде", о схожести и в то же время о некоторых различиях терминов "электронный образ документа" и "графический образ оригинала документа (графический вид)", о способах формирования "электронного образа документа" и "графического образа документа" путем их сканирования - и в том и в другом Законе. Как указано в Правилах, принятых Правительством РФ, в соответствии со ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ <46> информация и документы, подлежащие включению в реестр договоров, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика. При этом такие документы формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного в том числе посредством его сканирования (курсив наш. - Авторы), или в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде <47>. То есть электронный образ бумажного документа - это термин не только Закона N 44-ФЗ, но и Закона о "корпоративных" закупках (N 223-ФЗ), а сканирование - это универсальный способ формирования образа документа и один из способов формирования графического вида.
Статья: Модернизация библиотек на основе модельного стандарта в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 8)Закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей в случае, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование изданий, осуществляется у единственного поставщика (пп. 14 п. 1 ст. 93 Федерального закона о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 8)Закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей в случае, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование изданий, осуществляется у единственного поставщика (пп. 14 п. 1 ст. 93 Федерального закона о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Статья: Третейское разбирательство как эффективный способ разрешения споров: актуальные проблемы
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Однако даже в случае принятия такого федерального закона абсолютно неарбитрабельными остались бы споры, вытекающие из Закона N 44-ФЗ и осложненные публичным элементом. Так, разновидностью государственных закупок являются закупки, проводимые для исполнения государственного оборонного заказа <17>. Размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <18>.
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Однако даже в случае принятия такого федерального закона абсолютно неарбитрабельными остались бы споры, вытекающие из Закона N 44-ФЗ и осложненные публичным элементом. Так, разновидностью государственных закупок являются закупки, проводимые для исполнения государственного оборонного заказа <17>. Размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <18>.
Статья: Упрощенная система налогообложения как инструмент налогового демпинга в публичных закупках
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Решить проблему НДС - УСН и налогового демпинга в публичных закупках возможно путем введения специального налогового режима <28> или полного упразднения НДС (как вариант - замена на налог с продажи). Однако данные вопросы в настоящее время представляются сложными, требующими дополнительного концептуального осмысления. На данный момент наиболее эффективным представляется принятие соответствующих поправок в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ, позволяющих заказчикам формировать начальную (максимальную) цену закупки без учета НДС - "чистую цену".
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Решить проблему НДС - УСН и налогового демпинга в публичных закупках возможно путем введения специального налогового режима <28> или полного упразднения НДС (как вариант - замена на налог с продажи). Однако данные вопросы в настоящее время представляются сложными, требующими дополнительного концептуального осмысления. На данный момент наиболее эффективным представляется принятие соответствующих поправок в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ, позволяющих заказчикам формировать начальную (максимальную) цену закупки без учета НДС - "чистую цену".
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Ссылка на п. 18 Обзора судебной практики, по мнению автора, выглядит более корректной, и это не удивительно, т.к. под перечисленные в настоящем пункте принципы может попасть практически любое нарушение Закона N 44-ФЗ. Справедливости ради надо отметить, что в данном пункте речь идет о ситуации, когда заказчик нарушил прямой запрет, предусмотренный ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и заключил один контракт на сумму, превышающую 100 тыс. руб. <24>.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Ссылка на п. 18 Обзора судебной практики, по мнению автора, выглядит более корректной, и это не удивительно, т.к. под перечисленные в настоящем пункте принципы может попасть практически любое нарушение Закона N 44-ФЗ. Справедливости ради надо отметить, что в данном пункте речь идет о ситуации, когда заказчик нарушил прямой запрет, предусмотренный ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и заключил один контракт на сумму, превышающую 100 тыс. руб. <24>.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В п. 1 комментируемой статьи говорится о принадлежности исключительного права на произведение науки, литературы или искусства, созданного по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. По общему правилу оно принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом (в последнем случае не совсем понятно, о ком идет речь).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В п. 1 комментируемой статьи говорится о принадлежности исключительного права на произведение науки, литературы или искусства, созданного по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. По общему правилу оно принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом (в последнем случае не совсем понятно, о ком идет речь).