Авторизация через есиа
Подборка наиболее важных документов по запросу Авторизация через есиа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об использовании двухфакторной аутентификации в процессах информационных систем финансовых организаций, использующих авторизацию в ЕСИА.
(Письмо Банка России от 04.10.2023 N 13-2-1/283)Вопрос: Об использовании двухфакторной аутентификации в процессах информационных систем финансовых организаций, использующих авторизацию в ЕСИА.
(Письмо Банка России от 04.10.2023 N 13-2-1/283)Вопрос: Об использовании двухфакторной аутентификации в процессах информационных систем финансовых организаций, использующих авторизацию в ЕСИА.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Возможность подать электронное обращение реализована в том числе на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, а также на Едином портале госуслуг с использованием авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
(КонсультантПлюс, 2025)Возможность подать электронное обращение реализована в том числе на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, а также на Едином портале госуслуг с использованием авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)2) посредством прохождения субъектом кредитной истории авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации. Идентификация, предусмотренная настоящим пунктом, проводится на основании следующих сведений о субъекте кредитной истории, предоставленных из единой системы идентификации и аутентификации, - фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, а также даты рождения;
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)2) посредством прохождения субъектом кредитной истории авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации. Идентификация, предусмотренная настоящим пунктом, проводится на основании следующих сведений о субъекте кредитной истории, предоставленных из единой системы идентификации и аутентификации, - фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, а также даты рождения;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ч. 4.1 ст. 14 Закона о защите информации Правительство РФ определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ч. 4.1 ст. 14 Закона о защите информации Правительство РФ определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
Статья: Обзор электронных сервисов в сфере интеллектуальной собственности
(Кононенко И.Ю., Заставный Д.В., Лагида Ю.А., Зубов Д.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)А. Авторизацию через ЕСИА <7>. Пользователям не нужно создавать дополнительный личный кабинет в системе, так как авторизация происходит с помощью ЕСИА, что обеспечивает защиту личных данных, а также не требует от пользователя Системы дополнительного прохождения аутентификации или регистрации в ней. Все необходимые сведения будут автоматически "подставлены" в заявление на регистрацию объекта интеллектуальной собственности.
(Кононенко И.Ю., Заставный Д.В., Лагида Ю.А., Зубов Д.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)А. Авторизацию через ЕСИА <7>. Пользователям не нужно создавать дополнительный личный кабинет в системе, так как авторизация происходит с помощью ЕСИА, что обеспечивает защиту личных данных, а также не требует от пользователя Системы дополнительного прохождения аутентификации или регистрации в ней. Все необходимые сведения будут автоматически "подставлены" в заявление на регистрацию объекта интеллектуальной собственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4.1. Комментируемая часть закрепляет общее правило, в соответствии с которым любое лицо может свободно получить информацию, содержащуюся в государственной информационной системе. Однако Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации. В частности, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 N 453 "О проведении эксперимента по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" пользователей социальных сетей, потребителей (заказчиков) и продавцов (исполнителей), иных сторон договоров при использовании ими информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляющих возможность ознакомиться с предложением о заключении договора купли-продажи товара (выполнения работ, оказания услуг), заключить такой договор, в том числе агрегаторов информации о товарах (услугах), а также пользователей информационных ресурсов поиска сотрудников и работы", которое закрепляет случаи необходимости аутентификации для заключения договора в электронной письменной форме. Также Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" устанавливает порядок использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4.1. Комментируемая часть закрепляет общее правило, в соответствии с которым любое лицо может свободно получить информацию, содержащуюся в государственной информационной системе. Однако Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации. В частности, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 N 453 "О проведении эксперимента по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" пользователей социальных сетей, потребителей (заказчиков) и продавцов (исполнителей), иных сторон договоров при использовании ими информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляющих возможность ознакомиться с предложением о заключении договора купли-продажи товара (выполнения работ, оказания услуг), заключить такой договор, в том числе агрегаторов информации о товарах (услугах), а также пользователей информационных ресурсов поиска сотрудников и работы", которое закрепляет случаи необходимости аутентификации для заключения договора в электронной письменной форме. Также Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" устанавливает порядок использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Статья: Правовое регулирование государственных информационных систем субъектов Российской Федерации и гарантии конституционных прав граждан
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)В научной литературе отмечают и ряд других проблемных аспектов, связанных с предоставлением государственных услуг исключительно в электронной форме, а именно: принуждение граждан к регистрации и авторизации с использованием единой системы идентификации и аутентификации; оформление результатов государственных услуг в электронной форме и, как следствие, сложность с доказыванием тех или иных юридических фактов; отслеживание жизнедеятельности граждан (при проактивном режиме предоставления государственных услуг) <17>.
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)В научной литературе отмечают и ряд других проблемных аспектов, связанных с предоставлением государственных услуг исключительно в электронной форме, а именно: принуждение граждан к регистрации и авторизации с использованием единой системы идентификации и аутентификации; оформление результатов государственных услуг в электронной форме и, как следствие, сложность с доказыванием тех или иных юридических фактов; отслеживание жизнедеятельности граждан (при проактивном режиме предоставления государственных услуг) <17>.
Ситуация: Как предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)через Портал госуслуг Московской области (далее - Портал) (при этом способе заполняется интерактивная форма запроса после авторизации на Портале посредством ЕСИА. Получить бесплатный доступ к Порталу для подачи запроса и документов в электронной форме можно через МФЦ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)через Портал госуслуг Московской области (далее - Портал) (при этом способе заполняется интерактивная форма запроса после авторизации на Портале посредством ЕСИА. Получить бесплатный доступ к Порталу для подачи запроса и документов в электронной форме можно через МФЦ).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правительство РФ определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации (ч. 4.1 ст. 14 Закона об информации). Вместе с тем Законом предусмотрены способы авторизации на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, и (или) в информационной системе, и (или) в программе для электронных вычислительных машин российского юридического лица или гражданина Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в сети Интернет на территории Российской Федерации, в случае если доступ к информации к информационным ресурсам предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правительство РФ определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации (ч. 4.1 ст. 14 Закона об информации). Вместе с тем Законом предусмотрены способы авторизации на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, и (или) в информационной системе, и (или) в программе для электронных вычислительных машин российского юридического лица или гражданина Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в сети Интернет на территории Российской Федерации, в случае если доступ к информации к информационным ресурсам предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) посредством прохождения субъектом КИ авторизации в ЕСИА при использовании УКЭП или ПЭП, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования ПЭП при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством РФ. При этом установлено, что идентификация, предусмотренная данным пунктом, проводится на основании следующих сведений о субъекте КИ, предоставленных из ЕСИА, - фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, а также даты рождения.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) посредством прохождения субъектом КИ авторизации в ЕСИА при использовании УКЭП или ПЭП, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования ПЭП при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством РФ. При этом установлено, что идентификация, предусмотренная данным пунктом, проводится на основании следующих сведений о субъекте КИ, предоставленных из ЕСИА, - фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, а также даты рождения.
Статья: Единая система идентификации и аутентификации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) Правительство РФ определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) Правительство РФ определяет случаи, при которых доступ с использованием сети Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
Статья: Применение технологии веб-конференции в судебной деятельности
(Афанасьева С.И.)
("Ex jure", 2025, N 1)В юридической литературе развернулась дискуссия относительно возможности присутствия в онлайн-заседании сразу нескольких участников процесса с одного электронного устройства. Следует солидаризироваться с авторами, утверждающими, что, поскольку действующее правовое регулирование для входа в виртуальный зал предусматривает обязательную идентификацию каждого участника процесса через предварительную авторизацию в ЕСИА, любой участник процесса, намеревающийся подключиться к заседанию с использованием средств веб-ВКС, должен заранее подать ходатайство об этом и только от своего имени <14>. При удовлетворении судом ходатайства такое лицо может участвовать в веб-процессе, то есть присутствовать в виртуальном зале заседания, причем исключительно с персонального электронного устройства. Таким образом, групповое использование одного электронного устройства для участия в судебном онлайн-заседании недопустимо.
(Афанасьева С.И.)
("Ex jure", 2025, N 1)В юридической литературе развернулась дискуссия относительно возможности присутствия в онлайн-заседании сразу нескольких участников процесса с одного электронного устройства. Следует солидаризироваться с авторами, утверждающими, что, поскольку действующее правовое регулирование для входа в виртуальный зал предусматривает обязательную идентификацию каждого участника процесса через предварительную авторизацию в ЕСИА, любой участник процесса, намеревающийся подключиться к заседанию с использованием средств веб-ВКС, должен заранее подать ходатайство об этом и только от своего имени <14>. При удовлетворении судом ходатайства такое лицо может участвовать в веб-процессе, то есть присутствовать в виртуальном зале заседания, причем исключительно с персонального электронного устройства. Таким образом, групповое использование одного электронного устройства для участия в судебном онлайн-заседании недопустимо.