Автор фотографии
Подборка наиболее важных документов по запросу Автор фотографии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ст. 19, ч. 152.1, п. 3 ст. 1252, ст. 1255, ст. 1257,. 3 ст. 1228, ст. 1259, ст. 1233, п. 1 ст. 1265, ст. 1266, подп. 9 п. 2 ст. 1270, ч. 1 ст. 1274, ст. 1276, ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 32 - 34, 56, 57, 59, 63 - 64, 71 и п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 года N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 5.13.1, п. 5.13.2, п. 5.13.3, п. 5.13.7, п. 5.13.10, Правил пользования Сайтом "ВКонтакте", ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", исходил из того, что ИП Г.С.НА. является единственным автором спорных фотографий, представляющих собой результат творческого труда, используемого ответчиками без согласия истца и без указания его как автора, а также без его согласия на обнародование указанных фотографий, установив, факт нарушения ответчиками интеллектуальных прав в отношении объектов авторского и исключительного права истца на фотографические произведения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль компенсацию, выплаченную автору фотографий на основании его досудебной претензии в связи с использованием в коммерческих целях организацией фотографий без получения согласия автора? Если вправе, то какие документы необходимы?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль компенсацию, выплаченную автору фотографий на основании его досудебной претензии в связи с использованием в коммерческих целях организацией фотографий без получения согласия автора? Если вправе, то какие документы необходимы?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль компенсацию, выплаченную автору фотографий на основании его досудебной претензии в связи с использованием в коммерческих целях организацией фотографий без получения согласия автора? Если вправе, то какие документы необходимы?
Статья: Проблемы защиты авторских прав на фотографию
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)"Российская юстиция", 2024, N 5
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)"Российская юстиция", 2024, N 5
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1280.1. Использование правомерно обнародованных произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографического произведения, произведения, полученного способами, аналогичными фотографии, музыкального произведения (с текстом или без текста), автор или иной правообладатель которых предполагается неизвестным
(ред. от 23.07.2025)Статья 1280.1. Использование правомерно обнародованных произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографического произведения, произведения, полученного способами, аналогичными фотографии, музыкального произведения (с текстом или без текста), автор или иной правообладатель которых предполагается неизвестным
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Ответчик не указал автора фотографии и источник заимствования по тексту статьи либо под или над фотографией, что не позволяет пользователю при просмотре данной фотографии на сайте ответчика узнать, кто является ее автором.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Ответчик не указал автора фотографии и источник заимствования по тексту статьи либо под или над фотографией, что не позволяет пользователю при просмотре данной фотографии на сайте ответчика узнать, кто является ее автором.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Определением Верховного Суда РФ от 20 сентября 2022 г. N 58-КГ22-7-К9 возвращено на новое рассмотрение дело о нарушении личных неимущественных прав автора фотографий квартиры, выставленной на продажу. Ответчик разместил объявления о продаже квартиры с фотографиями истца без указания имени истца. Суды нижестоящих инстанций проигнорировали факт нарушения личных неимущественных прав истца, что послужило основанием для отмены вынесенных судебных актов.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Определением Верховного Суда РФ от 20 сентября 2022 г. N 58-КГ22-7-К9 возвращено на новое рассмотрение дело о нарушении личных неимущественных прав автора фотографий квартиры, выставленной на продажу. Ответчик разместил объявления о продаже квартиры с фотографиями истца без указания имени истца. Суды нижестоящих инстанций проигнорировали факт нарушения личных неимущественных прав истца, что послужило основанием для отмены вынесенных судебных актов.
Готовое решение: Какой порядок защиты авторских прав
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что можно заявить сразу несколько гражданско-правовых требований, которые применимы к вашему случаю, не исключают друг друга и обеспечат необходимую защиту. Например, автор фотографий, размещенных без его согласия в интернет-СМИ, может потребовать признать за ним авторство и удалить с интернет-сайта эти фотографии. Вместе с этим он может потребовать опубликовать на сайте ответчика решение суда о допущенном нарушении и указать действительного правообладателя.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что можно заявить сразу несколько гражданско-правовых требований, которые применимы к вашему случаю, не исключают друг друга и обеспечат необходимую защиту. Например, автор фотографий, размещенных без его согласия в интернет-СМИ, может потребовать признать за ним авторство и удалить с интернет-сайта эти фотографии. Вместе с этим он может потребовать опубликовать на сайте ответчика решение суда о допущенном нарушении и указать действительного правообладателя.
Вопрос: Организация планирует использовать в рекламных целях фотографию, размещенную на сайте в Интернете. Автор фото на сайте не указан; на запрос о правообладателе ответ не получен. Могут ли организацию привлечь к ответственности в случае использования фотографии? Если да, то к какой? Может ли автор потребовать компенсацию?
(Консультация эксперта, Роспатент, 2025)Вопрос: Организация планирует использовать в рекламных целях фотографию, размещенную на сайте в Интернете. Автор фото на сайте не указан. На запрос о правообладателе, направленный на электронную почту, указанную на сайте, ответ не получен. Могут ли организацию в случае использования этой фотографии привлечь к ответственности, и если могут, то к какой? Может ли автор фото впоследствии потребовать компенсацию (после подтверждения авторства)?
(Консультация эксперта, Роспатент, 2025)Вопрос: Организация планирует использовать в рекламных целях фотографию, размещенную на сайте в Интернете. Автор фото на сайте не указан. На запрос о правообладателе, направленный на электронную почту, указанную на сайте, ответ не получен. Могут ли организацию в случае использования этой фотографии привлечь к ответственности, и если могут, то к какой? Может ли автор фото впоследствии потребовать компенсацию (после подтверждения авторства)?
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Воспроизведение на сайте фотографии, размещенной ее автором
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Воспроизведение на сайте фотографии, размещенной ее автором
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (первое полугодие 2024 г.)
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.1. Конституционный Суд РФ разъяснил, в каком случае
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2.1. Конституционный Суд РФ разъяснил, в каком случае
Статья: Роль судебной экспертизы в спорах о защите авторских и смежных прав в сети Интернет
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Таким образом, отсутствие в фотографии нематериальной составляющей в виде авторского стиля, художественного замысла, оригинальности восприятия объекта съемки фотографом, в том числе с применением особенного ракурса, освещения, фильтров, надлежит доказывать лицу, оспаривающему нарушение им прав правообладателя фотографического произведения. Полагаем возложение на автора фотографий обязанности доказывания, что конкретная фотография в серии носит иной творческий характер, не совсем обоснованным в споре о защите авторских и смежных прав.
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Таким образом, отсутствие в фотографии нематериальной составляющей в виде авторского стиля, художественного замысла, оригинальности восприятия объекта съемки фотографом, в том числе с применением особенного ракурса, освещения, фильтров, надлежит доказывать лицу, оспаривающему нарушение им прав правообладателя фотографического произведения. Полагаем возложение на автора фотографий обязанности доказывания, что конкретная фотография в серии носит иной творческий характер, не совсем обоснованным в споре о защите авторских и смежных прав.
Статья: Особенности осуществления и защиты интеллектуальных прав несовершеннолетних в цифровой среде
(Ситдикова Л.Б.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Об успешности применения данных рекомендаций свидетельствует судебная практика. Так, при рассмотрении судебного иска несовершеннолетнего, которому к моменту судебного спора исполнилось 14 лет, к рекламной кампании о защите исключительного права на фотографическое произведение было доказано, что используемое рекламной кампанией фотографическое произведение принадлежит именно ему. Данное обстоятельство было подтверждено сведениями, содержащимися на интернет-странице несовершеннолетнего, согласно которым автором фотографии является он. Кроме этого, несовершеннолетний истец показал, что на свои фотографии им добавлен знак охраны авторского права <12>. Примечательно, что в качестве третьих лиц судом были привлечены родители несовершеннолетнего. Данный пример демонстрирует актуальность вопроса как осуществления и реализации интеллектуальных прав несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, так и принятия мер для защиты своих произведений. Несовершеннолетний доказал свое авторство и смог защитить нарушенное исключительное право на фотографию. Этот пример к тому же показывает, что в цифровой среде происходит активное использование произведений, в том числе несовершеннолетних авторов, и оно может быть незаконным и нарушать права авторов.
(Ситдикова Л.Б.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Об успешности применения данных рекомендаций свидетельствует судебная практика. Так, при рассмотрении судебного иска несовершеннолетнего, которому к моменту судебного спора исполнилось 14 лет, к рекламной кампании о защите исключительного права на фотографическое произведение было доказано, что используемое рекламной кампанией фотографическое произведение принадлежит именно ему. Данное обстоятельство было подтверждено сведениями, содержащимися на интернет-странице несовершеннолетнего, согласно которым автором фотографии является он. Кроме этого, несовершеннолетний истец показал, что на свои фотографии им добавлен знак охраны авторского права <12>. Примечательно, что в качестве третьих лиц судом были привлечены родители несовершеннолетнего. Данный пример демонстрирует актуальность вопроса как осуществления и реализации интеллектуальных прав несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, так и принятия мер для защиты своих произведений. Несовершеннолетний доказал свое авторство и смог защитить нарушенное исключительное право на фотографию. Этот пример к тому же показывает, что в цифровой среде происходит активное использование произведений, в том числе несовершеннолетних авторов, и оно может быть незаконным и нарушать права авторов.
Статья: Фотографические произведения в российской и зарубежной практике: авторско-правовой аспект
(Чинчевич Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В настоящей статье анализируются нормы законодательства и материалы судебной практики, связанные с использованием фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии. Отмечается, что на сегодняшний день отсутствует общий подход к решению споров, объектом которых выступают права на фотографии, что нарушает принцип единообразия судебной практики. Сделан вывод, что фактически единственным критерием, который должен установить суд, является наличие творческого характера труда его автора. В связи с существующей презумпцией автор фотографии не должен доказывать творческий характер своего произведения. В случае сомнения относительно наличии критерия "творчества" следует назначать экспертизу.
(Чинчевич Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В настоящей статье анализируются нормы законодательства и материалы судебной практики, связанные с использованием фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии. Отмечается, что на сегодняшний день отсутствует общий подход к решению споров, объектом которых выступают права на фотографии, что нарушает принцип единообразия судебной практики. Сделан вывод, что фактически единственным критерием, который должен установить суд, является наличие творческого характера труда его автора. В связи с существующей презумпцией автор фотографии не должен доказывать творческий характер своего произведения. В случае сомнения относительно наличии критерия "творчества" следует назначать экспертизу.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> В этой связи можно вспомнить также громкое дело, в котором встал вопрос о возможности признания автором фотографии обезьяны, которая сама сделала селфи. В 2011 г. фотограф Дэвид Слейтер оставил свою камеру в лесу на острове Сулавеси в Индонезии, где она была найдена обезьяной Наруто, которая случайно сделала несколько селфи. Фото было опубликовано в интернете и стало популярным, но затем компания PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) подала иск от имени обезьяны Наруто, требуя признать ее автором фотографии и передать ей все права на нее. В итоге суд решил в пользу фотографа, отказав обезьяне в правах на фотографию. Суд при этом исходил из того, что только человек может выступать в качестве автора (Naruto v. Slater, 888 F.3d 418, 426 (9th Cir. 2018)).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> В этой связи можно вспомнить также громкое дело, в котором встал вопрос о возможности признания автором фотографии обезьяны, которая сама сделала селфи. В 2011 г. фотограф Дэвид Слейтер оставил свою камеру в лесу на острове Сулавеси в Индонезии, где она была найдена обезьяной Наруто, которая случайно сделала несколько селфи. Фото было опубликовано в интернете и стало популярным, но затем компания PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) подала иск от имени обезьяны Наруто, требуя признать ее автором фотографии и передать ей все права на нее. В итоге суд решил в пользу фотографа, отказав обезьяне в правах на фотографию. Суд при этом исходил из того, что только человек может выступать в качестве автора (Naruto v. Slater, 888 F.3d 418, 426 (9th Cir. 2018)).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Представляется, что черно-белая фотография, подпадающая под критерии фотографического произведения, как объект для последующей ее колоризации может быть использована при условии соблюдения авторских прав ее создателя. Например, если на это имеется согласие автора фотографии или иного правообладателя <1> и передается цифровая форма фотографии, фотография на бумажном или ином материальном носителе, например фотогравюра, сделанная с фотографии. Фотография также может быть предоставлена автором или иным правообладателем для свободного ее использования третьими лицами (выложена в Интернете, помещена в фонды свободного доступа и т.п.) <2>. Например, известный российский фотоколорист Ольга Ширнина (псевдоним Klimbim) использовала для колоризации архивные фотографии известных исторических личностей. За основу были взяты черно-белые фотографии, копированные в цифровом формате и способом колоризации преобразованные в новую форму фотографического произведения, с указанием на каждом цифровом экземпляре Color by Klimbim. В частности, О. Ширниной были колоризированы черно-белые фотографии участников Костюмированного бала в Санкт-Петербурге в феврале 1903 г., в том числе фотографии Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. Созданные О. Ширниной способом колоризации фотографии, несомненно, представляют собой фотографические произведения, имеющие авторский стиль использования цветовой гаммы, но ею не указаны авторы использованных ею черно-белых фотографий (первоисточника), а они известны, сведения о них имеются в музейных фондах, где находятся в настоящее время данные фотографии, доступны в Интернете, в частности это фотографы Л.С. Левицкий, Ф.Г. Боассон, Ф. Эгглер, Д.М. Асикритов, Д.С. Здобнов, Ив. Войно-Оранский, Е.Л. Мрозовская и др. <3> В Интернете, например, в свободном доступе была размещена фотокопия части 1 Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 г., с указанием авторов фотографий (СПб., 1904) <4>. Представляется, что такие публикации автором в Интернете или в иных источниках результатов своей творческой деятельности - колоризированных фотографических произведений нарушают неимущественные права авторов черно-белых фотографий - первоисточников, в частности право на имя. При этом следует указать на действие принципа добросовестности в сфере авторского права. Верно отмечает А.С. Ворожевич: "Как доктрина добросовестного использования, так и конкретный перечень случаев свободного использования устанавливают содержательные границы исключительного права - способы использования объекта авторского права, на которые не распространяется господство правообладателя. Для всех третьих лиц они разграничивают правомерное свободное использование и нарушение исключительного права" <5>. На своем сайте в блоге О. Ширнина указала: "Все раскрашенные мною изображения можно использовать бесплатно в любых целях, кроме коммерческих", тем самым автор предоставила свободный доступ к своим колоризированным фотографическим произведениям. В сети Интернет данные колоризированные фотографии неоднократно копируются и размещаются на многих сайтах, но имена авторов черно-белой фотографии (оригинала) при этом не указываются, есть только надпись Color by Klimbim <6>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Представляется, что черно-белая фотография, подпадающая под критерии фотографического произведения, как объект для последующей ее колоризации может быть использована при условии соблюдения авторских прав ее создателя. Например, если на это имеется согласие автора фотографии или иного правообладателя <1> и передается цифровая форма фотографии, фотография на бумажном или ином материальном носителе, например фотогравюра, сделанная с фотографии. Фотография также может быть предоставлена автором или иным правообладателем для свободного ее использования третьими лицами (выложена в Интернете, помещена в фонды свободного доступа и т.п.) <2>. Например, известный российский фотоколорист Ольга Ширнина (псевдоним Klimbim) использовала для колоризации архивные фотографии известных исторических личностей. За основу были взяты черно-белые фотографии, копированные в цифровом формате и способом колоризации преобразованные в новую форму фотографического произведения, с указанием на каждом цифровом экземпляре Color by Klimbim. В частности, О. Ширниной были колоризированы черно-белые фотографии участников Костюмированного бала в Санкт-Петербурге в феврале 1903 г., в том числе фотографии Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. Созданные О. Ширниной способом колоризации фотографии, несомненно, представляют собой фотографические произведения, имеющие авторский стиль использования цветовой гаммы, но ею не указаны авторы использованных ею черно-белых фотографий (первоисточника), а они известны, сведения о них имеются в музейных фондах, где находятся в настоящее время данные фотографии, доступны в Интернете, в частности это фотографы Л.С. Левицкий, Ф.Г. Боассон, Ф. Эгглер, Д.М. Асикритов, Д.С. Здобнов, Ив. Войно-Оранский, Е.Л. Мрозовская и др. <3> В Интернете, например, в свободном доступе была размещена фотокопия части 1 Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 г., с указанием авторов фотографий (СПб., 1904) <4>. Представляется, что такие публикации автором в Интернете или в иных источниках результатов своей творческой деятельности - колоризированных фотографических произведений нарушают неимущественные права авторов черно-белых фотографий - первоисточников, в частности право на имя. При этом следует указать на действие принципа добросовестности в сфере авторского права. Верно отмечает А.С. Ворожевич: "Как доктрина добросовестного использования, так и конкретный перечень случаев свободного использования устанавливают содержательные границы исключительного права - способы использования объекта авторского права, на которые не распространяется господство правообладателя. Для всех третьих лиц они разграничивают правомерное свободное использование и нарушение исключительного права" <5>. На своем сайте в блоге О. Ширнина указала: "Все раскрашенные мною изображения можно использовать бесплатно в любых целях, кроме коммерческих", тем самым автор предоставила свободный доступ к своим колоризированным фотографическим произведениям. В сети Интернет данные колоризированные фотографии неоднократно копируются и размещаются на многих сайтах, но имена авторов черно-белой фотографии (оригинала) при этом не указываются, есть только надпись Color by Klimbim <6>.