Автономное учреждение участник бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Автономное учреждение участник бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неучастники бюджетного процесса
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)9. В части 9 комментируемой статьи установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений осуществляются резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Банка России, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством РФ открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, через счета в иностранной валюте, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках, в случае проведения расчетов в валюте, в которой открыты такие счета, либо через счета в валюте России, открытые ему в Банке России в соответствии с БК РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)9. В части 9 комментируемой статьи установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений осуществляются резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Банка России, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством РФ открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, через счета в иностранной валюте, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках, в случае проведения расчетов в валюте, в которой открыты такие счета, либо через счета в валюте России, открытые ему в Банке России в соответствии с БК РФ.
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<5> Под данными лицами подразумеваются получатели средств из бюджета, к которым на основании ст. 6 БК РФ относятся юридические лица (не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридические лица, которым в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<5> Под данными лицами подразумеваются получатели средств из бюджета, к которым на основании ст. 6 БК РФ относятся юридические лица (не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридические лица, которым в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Субсидии из федерального бюджета перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый Федеральному казначейству, с отражением операций со средствами, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии, на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Субсидии из федерального бюджета перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый Федеральному казначейству, с отражением операций со средствами, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии, на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;
(ред. от 31.07.2025)получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;
Статья: Зачет взаимных требований по импортному и экспортному контрактам
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Частью 8 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ отменено обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена плата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары (за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с единой ТНВД ЕАЭС), выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Указанное послабление не распространяется на внешнеторговые договоры (контракты), заключенные между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, и нерезидентами.
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Частью 8 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ отменено обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена плата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары (за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с единой ТНВД ЕАЭС), выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Указанное послабление не распространяется на внешнеторговые договоры (контракты), заключенные между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, и нерезидентами.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ;
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<21> Как следует из ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, получателем средств из бюджета выступает юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ. См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998 N 31 Ст. 3823. Институты развития, выступая в качестве получателей государственной поддержки, могут быть отнесены именно к числу юридических лиц - получателей средств из бюджета. Вместе с тем необходимо также заметить, что получение указанными институтами средств бюджета может осуществляться и в других формах бюджетного финансирования (например, посредством предоставления государственных гарантий, имущественных взносов и т.д.). В этой связи полагаем, что указанное определение категории "получатель средств из бюджета" не охватывает всех случаев получения институтами развития бюджетных средств.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<21> Как следует из ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, получателем средств из бюджета выступает юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ. См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998 N 31 Ст. 3823. Институты развития, выступая в качестве получателей государственной поддержки, могут быть отнесены именно к числу юридических лиц - получателей средств из бюджета. Вместе с тем необходимо также заметить, что получение указанными институтами средств бюджета может осуществляться и в других формах бюджетного финансирования (например, посредством предоставления государственных гарантий, имущественных взносов и т.д.). В этой связи полагаем, что указанное определение категории "получатель средств из бюджета" не охватывает всех случаев получения институтами развития бюджетных средств.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Причиной особого внимания к данному объекту контроля со стороны публично-правовых образований и самостоятельного выделения его в законодательно закрепленном перечне объектов является то, что государственный финансовый контроль должен осуществляться не только за расходами, но и за доходами бюджетов (к каковым относятся, например, и доходы от использования имущества, в том числе дивиденды по акциям или в виде прибыли на долю участия в уставном капитале), а также за эффективностью управления не только средствами бюджетов, но и имуществом публично-правового образования (в том числе долями, акциями и т.п.). Таким образом, корпоративные коммерческие организации как объекты внешнего финансового контроля в данном случае становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством (а точнее - законодательством, регулирующим осуществление бюджетного контроля). Это согласуется с выводом Н.А. Поветкиной, в соответствии с которым происходит расширение круга участников бюджетных отношений, в том числе за счет включения в него юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, причем автор оценивает это как позитивный процесс <11>. В литературе также подчеркивается, что все отношения, возникающие по поводу осуществления бюджетного контроля, признаются бюджетными, так как права и обязанности их участников регулируются бюджетным законодательством <12>.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Причиной особого внимания к данному объекту контроля со стороны публично-правовых образований и самостоятельного выделения его в законодательно закрепленном перечне объектов является то, что государственный финансовый контроль должен осуществляться не только за расходами, но и за доходами бюджетов (к каковым относятся, например, и доходы от использования имущества, в том числе дивиденды по акциям или в виде прибыли на долю участия в уставном капитале), а также за эффективностью управления не только средствами бюджетов, но и имуществом публично-правового образования (в том числе долями, акциями и т.п.). Таким образом, корпоративные коммерческие организации как объекты внешнего финансового контроля в данном случае становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством (а точнее - законодательством, регулирующим осуществление бюджетного контроля). Это согласуется с выводом Н.А. Поветкиной, в соответствии с которым происходит расширение круга участников бюджетных отношений, в том числе за счет включения в него юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, причем автор оценивает это как позитивный процесс <11>. В литературе также подчеркивается, что все отношения, возникающие по поводу осуществления бюджетного контроля, признаются бюджетными, так как права и обязанности их участников регулируются бюджетным законодательством <12>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наряду с указанными пояснениями и критическими замечаниями, согласно проекту нового БК РФ, получателей бюджетных средств планируется именовать как администратор расходов бюджета (получатель бюджетных средств), под которым понимаются государственный (муниципальный) орган, казенное учреждение, а также в случаях, установленных настоящим Кодексом, иная организация, имеющие право на принятие и (или) исполнение расходных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Также предлагается ввести такое понятие, как получатель средств из бюджета, под которым понимаются юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель (физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг), которым в соответствии с настоящим Кодексом предоставляются денежные средства из бюджета в форме субсидии (гранта), взноса в уставный (складочный) капитал юридического лица, оплаты исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту <439>. Вместе с тем перспективы введения нового БК РФ пока остаются неясными.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наряду с указанными пояснениями и критическими замечаниями, согласно проекту нового БК РФ, получателей бюджетных средств планируется именовать как администратор расходов бюджета (получатель бюджетных средств), под которым понимаются государственный (муниципальный) орган, казенное учреждение, а также в случаях, установленных настоящим Кодексом, иная организация, имеющие право на принятие и (или) исполнение расходных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Также предлагается ввести такое понятие, как получатель средств из бюджета, под которым понимаются юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель (физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг), которым в соответствии с настоящим Кодексом предоставляются денежные средства из бюджета в форме субсидии (гранта), взноса в уставный (складочный) капитал юридического лица, оплаты исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту <439>. Вместе с тем перспективы введения нового БК РФ пока остаются неясными.
Статья: Категория "добросовестность" в бюджетном праве: постановка проблемы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)<4> БК РФ в ст. 6 определяет получателей средств из бюджета как "юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом". Следует подчеркнуть, что, на взгляд автора, законодатель выбрал порочную конструкцию в названии данных субъектов, близкую с названием иной группы субъектов - получателей бюджетных средств, соответственно, связанную с необоснованным разграничением терминов "средств из бюджета" и "бюджетных средств".
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)<4> БК РФ в ст. 6 определяет получателей средств из бюджета как "юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом". Следует подчеркнуть, что, на взгляд автора, законодатель выбрал порочную конструкцию в названии данных субъектов, близкую с названием иной группы субъектов - получателей бюджетных средств, соответственно, связанную с необоснованным разграничением терминов "средств из бюджета" и "бюджетных средств".