Аварийный сброс сточных вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Аварийный сброс сточных вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 N 15АП-103/2023 по делу N А53-26632/2022
Требование: О взыскании суммы вреда, причиненного водному объекту, как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам апелляционной жалобы, авария на основном канализационном коллекторе сама по себе не исключает ответственности общества за сброс сточных вод, минуя очистные сооружения, по трубопроводу в водный объект.
Требование: О взыскании суммы вреда, причиненного водному объекту, как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено.Вопреки доводам апелляционной жалобы, авария на основном канализационном коллекторе сама по себе не исключает ответственности общества за сброс сточных вод, минуя очистные сооружения, по трубопроводу в водный объект.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности организации и проведения природоресурсных аукционов
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)При подаче заявки на участие в конкурсе на пользование водным объектом или его частью потенциальный водопользователь должен будет приложить технико-экономические предложения, включающие лабораторно-технические условия для обеспечения организации учета забираемых и используемых вод, количества загрязняющих веществ в рамках разработанного плана мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта, а также предложения по предотвращению аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов. Следовательно, предлагаемый конкурсный порядок заключения договоров водопользования будет наиболее привлекателен как с природоохранной, так и с социально-экономической точек зрения, поскольку будет включать (кроме цены), требования к качеству работ и услуг, квалификации участников, а также сроки и гарантии эффективности выполнения работ, связанных с осуществлением водопользования в различных целях.
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)При подаче заявки на участие в конкурсе на пользование водным объектом или его частью потенциальный водопользователь должен будет приложить технико-экономические предложения, включающие лабораторно-технические условия для обеспечения организации учета забираемых и используемых вод, количества загрязняющих веществ в рамках разработанного плана мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта, а также предложения по предотвращению аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов. Следовательно, предлагаемый конкурсный порядок заключения договоров водопользования будет наиболее привлекателен как с природоохранной, так и с социально-экономической точек зрения, поскольку будет включать (кроме цены), требования к качеству работ и услуг, квалификации участников, а также сроки и гарантии эффективности выполнения работ, связанных с осуществлением водопользования в различных целях.
Статья: Мероприятия по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в результате частичного или полного отключения электроэнергии
(Архипов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 12)Ограничение режима электропотребления окажет негативное влияние на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Нарушится управление многоквартирными домами, ресурсоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт инженерных объектов и коммуникаций, нормальное функционирование дорожно-мостового хозяйства, иллюминации и освещения, системы обращения с ТКО. Нарушится электроснабжение жилых домов и организаций. Прекращение подачи электроэнергии приведет к сбою в работе водопроводных станций. Аварии на станциях аэрации приведут к сбросу неочищенных сточных вод. Приостановится работа канализационных насосных станций города. Гидравлический удар в системе канализации может привести к прорыву сточных вод и затоплению значительной площади городской застройки.
(Архипов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 12)Ограничение режима электропотребления окажет негативное влияние на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Нарушится управление многоквартирными домами, ресурсоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт инженерных объектов и коммуникаций, нормальное функционирование дорожно-мостового хозяйства, иллюминации и освещения, системы обращения с ТКО. Нарушится электроснабжение жилых домов и организаций. Прекращение подачи электроэнергии приведет к сбою в работе водопроводных станций. Аварии на станциях аэрации приведут к сбросу неочищенных сточных вод. Приостановится работа канализационных насосных станций города. Гидравлический удар в системе канализации может привести к прорыву сточных вод и затоплению значительной площади городской застройки.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 346
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")канализационные сети для отведения сточных вод на поля фильтрации, поля орошения, к специально построенным накопителям, испарителям; внеплощадочные сети канализации для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений на них - станций перекачки, станций по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм с последующей передачей на станции очистки. При этом в основные коммуникации не входят внутриплощадочные сети промышленных организаций;
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")канализационные сети для отведения сточных вод на поля фильтрации, поля орошения, к специально построенным накопителям, испарителям; внеплощадочные сети канализации для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений на них - станций перекачки, станций по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм с последующей передачей на станции очистки. При этом в основные коммуникации не входят внутриплощадочные сети промышленных организаций;
Статья: Возмещение ущерба, причиненного недвижимому имуществу при чрезвычайных ситуациях
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Что касается противоправности или незаконности деяний делинквента, необходимо заметить, что принятие любого управленческого решения относительно объекта эксплуатации или совершение действия в рамках режима чрезвычайной ситуации без необходимого на то законного основания, или противозаконное бездействие лиц, чьи полномочия включали совершение активных действий по предотвращению, прекращению вредоносных событий или уменьшению их последствий, будет расцениваться в качестве основания деликтной ответственности. В частности, регулирование стока рек в нарушение утвержденных правил использования водных ресурсов водохранилищ будет рассматриваться как противоправное деяние. В то же время, как отмечают суды, при возникновении аварийных ситуаций сброса паводковых вод действия регламентируются специальными инструкциями, и такой сброс "осуществляется уже без учета интересов нижележащих поселений" <17>. Соответственно, соблюдение всех необходимых специальных нормативных актов, даже приведшее к возникновению чрезвычайной ситуации и порче имущества, не может рассматриваться как деяние, противоречащее закону, и исключает наличие состава деликтного правонарушения. Полагаем, подобные деяния могут охватываться также такой категорией, как крайняя необходимость (ст. 1067 ГК РФ). Когда действия органов государственной власти или иных субъектов - владельцев опасных объектов были обусловлены предотвращением аварий, уменьшением негативных последствий чрезвычайных ситуаций. В таком случае суды с учетом обстоятельств дела могут освободить причинителя вреда от возмещения либо уменьшить размер компенсируемого вреда.
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Что касается противоправности или незаконности деяний делинквента, необходимо заметить, что принятие любого управленческого решения относительно объекта эксплуатации или совершение действия в рамках режима чрезвычайной ситуации без необходимого на то законного основания, или противозаконное бездействие лиц, чьи полномочия включали совершение активных действий по предотвращению, прекращению вредоносных событий или уменьшению их последствий, будет расцениваться в качестве основания деликтной ответственности. В частности, регулирование стока рек в нарушение утвержденных правил использования водных ресурсов водохранилищ будет рассматриваться как противоправное деяние. В то же время, как отмечают суды, при возникновении аварийных ситуаций сброса паводковых вод действия регламентируются специальными инструкциями, и такой сброс "осуществляется уже без учета интересов нижележащих поселений" <17>. Соответственно, соблюдение всех необходимых специальных нормативных актов, даже приведшее к возникновению чрезвычайной ситуации и порче имущества, не может рассматриваться как деяние, противоречащее закону, и исключает наличие состава деликтного правонарушения. Полагаем, подобные деяния могут охватываться также такой категорией, как крайняя необходимость (ст. 1067 ГК РФ). Когда действия органов государственной власти или иных субъектов - владельцев опасных объектов были обусловлены предотвращением аварий, уменьшением негативных последствий чрезвычайных ситуаций. В таком случае суды с учетом обстоятельств дела могут освободить причинителя вреда от возмещения либо уменьшить размер компенсируемого вреда.
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Транспортные прокуроры проверяли исполнение законодательства, направленного на предотвращение загрязнения моря. Ущерб окружающей среде причиняется в результате разливов нефти вследствие аварий с танкерами и нарушений технологии при бункеровке топлива, сброса сточных вод, мусора, балластных вод. Основой нормативной базы, регламентирующей соответствующие требования, является заключенная в Лондоне Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ/MARPOL) <16>. Документы, прилагаемые к ней, регламентируют вопросы о сообщениях об инцидентах, связанных со сбросом с судов вредных веществ, контроле при перевозке ядовитых жидких веществ наливом, вредных веществ, перевозимых в упаковке; о сбросе сточных вод и мусора с судов, загрязнении воздушной среды; требованиях к журналам нефтяных и грузовых операций, к реестру, акту о соответствии, накладной на поставку бункерного топлива и др. Проверки исполнения соответствующих требований проводились и на внутреннем водном транспорте.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Транспортные прокуроры проверяли исполнение законодательства, направленного на предотвращение загрязнения моря. Ущерб окружающей среде причиняется в результате разливов нефти вследствие аварий с танкерами и нарушений технологии при бункеровке топлива, сброса сточных вод, мусора, балластных вод. Основой нормативной базы, регламентирующей соответствующие требования, является заключенная в Лондоне Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ/MARPOL) <16>. Документы, прилагаемые к ней, регламентируют вопросы о сообщениях об инцидентах, связанных со сбросом с судов вредных веществ, контроле при перевозке ядовитых жидких веществ наливом, вредных веществ, перевозимых в упаковке; о сбросе сточных вод и мусора с судов, загрязнении воздушной среды; требованиях к журналам нефтяных и грузовых операций, к реестру, акту о соответствии, накладной на поставку бункерного топлива и др. Проверки исполнения соответствующих требований проводились и на внутреннем водном транспорте.