Аварийный дом оплата жкх
Подборка наиболее важных документов по запросу Аварийный дом оплата жкх (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 169 "Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" ЖК РФ"Собственники помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таком доме. Освобождение собственников в аварийном многоквартирном доме от обязанности по уплате иных жилищно-коммунальных услуг (до прекращения права собственности в установленном порядке) законодательством не предусмотрено, что следует из положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 2 статьи 153, части 2 статьи 154, части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2025 N 17АП-8458/2025-ГКу по делу N А50-13364/2025
Требование: О взыскании задолженности за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы о том, что спорный дом признан аварийным, отклоняются апелляционным судом, поскольку сам по себе факт признания домов аварийными не исключает обязанности собственника вносить плату за оказанные коммунальные услуги в отношении нежилых помещений. Освобождение собственников в аварийном многоквартирном доме от обязанности по уплате иных жилищно-коммунальных услуг (до прекращения права собственности в установленном порядке) законодательством не предусмотрено, что следует из положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 2 статьи 153, части 2 статьи 154, части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требование: О взыскании задолженности за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы о том, что спорный дом признан аварийным, отклоняются апелляционным судом, поскольку сам по себе факт признания домов аварийными не исключает обязанности собственника вносить плату за оказанные коммунальные услуги в отношении нежилых помещений. Освобождение собственников в аварийном многоквартирном доме от обязанности по уплате иных жилищно-коммунальных услуг (до прекращения права собственности в установленном порядке) законодательством не предусмотрено, что следует из положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 2 статьи 153, части 2 статьи 154, части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Доказывает ли выполнение работ по договору подряда односторонний акт приемки, если заказчик не был извещен об окончании работ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, МУП "ЖКХ" (исполнитель) и ООО "Монострой" (заказчик) заключили договор от 31.12.2008 N 4, по условиям которого заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по локализации аварий, возникающих на системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, в жилых домах N 19 и 21 третьего квартала (пункт 1.1 договора).
Доказывает ли выполнение работ по договору подряда односторонний акт приемки, если заказчик не был извещен об окончании работ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, МУП "ЖКХ" (исполнитель) и ООО "Монострой" (заказчик) заключили договор от 31.12.2008 N 4, по условиям которого заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по локализации аварий, возникающих на системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, в жилых домах N 19 и 21 третьего квартала (пункт 1.1 договора).
Ситуация: Как признать дом аварийным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственники помещений в МКД, признанном аварийным, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таком доме. Освобождение собственников помещений в аварийном МКД от обязанности по уплате иных жилищно-коммунальных услуг (до прекращения права собственности в установленном порядке) законодательством не предусмотрено (ст. 210 ГК РФ; п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 2 ст. 154, ч. 2 ст. 169 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственники помещений в МКД, признанном аварийным, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таком доме. Освобождение собственников помещений в аварийном МКД от обязанности по уплате иных жилищно-коммунальных услуг (до прекращения права собственности в установленном порядке) законодательством не предусмотрено (ст. 210 ГК РФ; п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 2 ст. 154, ч. 2 ст. 169 ЖК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования местной администрации о выплате собственниками разницы стоимости между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования частично.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования местной администрации о выплате собственниками разницы стоимости между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования частично.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) осуществление мониторинга устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства в случаях и порядке, которые определены уполномоченным органом;
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) осуществление мониторинга устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства в случаях и порядке, которые определены уполномоченным органом;
Ситуация: В каких случаях могут выселить из жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии письменного согласия нанимателя по договору социального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи допускается предоставление им взамен жилого помещения в аварийном доме жилого помещения меньшей площади. Такое согласие должно быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма (Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 27.06.2019 N ВТ-07/1062).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии письменного согласия нанимателя по договору социального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи допускается предоставление им взамен жилого помещения в аварийном доме жилого помещения меньшей площади. Такое согласие должно быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма (Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 27.06.2019 N ВТ-07/1062).
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)По оценкам, на широкое обновление систем ЖКХ до 2030 года потребуется не менее 4,5 триллиона рублей - как бюджетных, так и частных инвестиций. При этом надо обеспечить использование всех внутренних ресурсов и резервов отрасли, в том числе для выявления зон риска, предотвращения аварийных ситуаций.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)По оценкам, на широкое обновление систем ЖКХ до 2030 года потребуется не менее 4,5 триллиона рублей - как бюджетных, так и частных инвестиций. При этом надо обеспечить использование всех внутренних ресурсов и резервов отрасли, в том числе для выявления зон риска, предотвращения аварийных ситуаций.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии письменного согласия нанимателя по договору социального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи допускается предоставление им взамен жилого помещения в аварийном доме жилого помещения меньшей площади. Такое согласие может быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма (ст. 81 ЖК РФ; Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 27.06.2019 N ВТ-07/1062).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии письменного согласия нанимателя по договору социального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи допускается предоставление им взамен жилого помещения в аварийном доме жилого помещения меньшей площади. Такое согласие может быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма (ст. 81 ЖК РФ; Письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 27.06.2019 N ВТ-07/1062).
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)В целях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет средств федерального бюджета реализуется специальная программа, которая предусматривает предоставление гражданам в соответствии с Жилищным кодексом РФ других жилых помещений или выплату собственникам возмещения за изъятие для муниципальных нужд жилого помещения в аварийном доме <4>. Однако такая программа, финансируемая только за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, не может решить проблему полностью. Кроме того, она не распространяется на ветхий и неблагоустроенный жилищный фонд, который пока не является аварийным, но не обеспечивает комфортных условий проживания и требует больших затрат на содержание и ремонт.
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)В целях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет средств федерального бюджета реализуется специальная программа, которая предусматривает предоставление гражданам в соответствии с Жилищным кодексом РФ других жилых помещений или выплату собственникам возмещения за изъятие для муниципальных нужд жилого помещения в аварийном доме <4>. Однако такая программа, финансируемая только за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, не может решить проблему полностью. Кроме того, она не распространяется на ветхий и неблагоустроенный жилищный фонд, который пока не является аварийным, но не обеспечивает комфортных условий проживания и требует больших затрат на содержание и ремонт.
Статья: "Я хочу минимум информации с максимальной вежливостью"
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Если в ГИС ЖКХ ТСЖ не разместило адрес официального сайта товарищества; номер контактного телефона аварийно-диспетчерской службы товарищества; место размещения информации для собственников и пользователей в многоквартирном доме; информацию о председателе, членах правления и ревизионной комиссии товарищества; платежные реквизиты в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; неверно указано количество жилых помещений - суд удовлетворяет требования прокурора!
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Если в ГИС ЖКХ ТСЖ не разместило адрес официального сайта товарищества; номер контактного телефона аварийно-диспетчерской службы товарищества; место размещения информации для собственников и пользователей в многоквартирном доме; информацию о председателе, членах правления и ревизионной комиссии товарищества; платежные реквизиты в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; неверно указано количество жилых помещений - суд удовлетворяет требования прокурора!
Статья: Влияние новых угроз безопасности жилого помещения на изменение содержания принципа безопасности жилых помещений
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)1. Информационная угроза. Угрозы информационной безопасности исследуются многими авторами <3> и разделяются ими на два вида - внешние <4> и внутренние <5>. Еще недавно мы ничего не знали об информационных угрозах, а сейчас их разнообразие уже разделяется на виды: физические, технические и административные угрозы безопасности. Примеры угроз информационной безопасности: вредоносное ПО, утечка данных, хакерские атаки, вирусы, черви и троянские программы, физические атаки, социальная инженерия, ошибки сотрудников, неавторизованный доступ, аварии, стихийные бедствия и другие. В связи с использованием информационного портала "ГИС ЖКХ" и сайта "Госуслуги" информационная угроза при реализации гражданами жилищных прав очень актуальна, <6> так как возрастает число преступлений, совершаемых в сети Интернет. Кроме того, встраивание в жилой дом технологии "умный дом" требует использования различных мобильных приложений и совместимости домашних приборов друг с другом, что также создает различные опасности. Отношения по предоставлению коммунальных услуг требуют оплаты этих услуг, и тут нам тоже помогают различные приложения. Кроме того, есть проблемы функциональной совместимости приложений и бытовых приборов, которые предлагается решать путем принятия международных унифицированных стандартов для производителей разных стран и регионов.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)1. Информационная угроза. Угрозы информационной безопасности исследуются многими авторами <3> и разделяются ими на два вида - внешние <4> и внутренние <5>. Еще недавно мы ничего не знали об информационных угрозах, а сейчас их разнообразие уже разделяется на виды: физические, технические и административные угрозы безопасности. Примеры угроз информационной безопасности: вредоносное ПО, утечка данных, хакерские атаки, вирусы, черви и троянские программы, физические атаки, социальная инженерия, ошибки сотрудников, неавторизованный доступ, аварии, стихийные бедствия и другие. В связи с использованием информационного портала "ГИС ЖКХ" и сайта "Госуслуги" информационная угроза при реализации гражданами жилищных прав очень актуальна, <6> так как возрастает число преступлений, совершаемых в сети Интернет. Кроме того, встраивание в жилой дом технологии "умный дом" требует использования различных мобильных приложений и совместимости домашних приборов друг с другом, что также создает различные опасности. Отношения по предоставлению коммунальных услуг требуют оплаты этих услуг, и тут нам тоже помогают различные приложения. Кроме того, есть проблемы функциональной совместимости приложений и бытовых приборов, которые предлагается решать путем принятия международных унифицированных стандартов для производителей разных стран и регионов.
Статья: Роль публичных юридических лиц в предпринимательской деятельности в сфере строительства объектов жилой недвижимости
(Шаталова А.В., Селецкая С.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)1. Защита прав участников долевого строительства. Защита заключается в формировании компенсационного фонда, средства из которого выплачиваются обманутым дольщикам.
(Шаталова А.В., Селецкая С.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)1. Защита прав участников долевого строительства. Защита заключается в формировании компенсационного фонда, средства из которого выплачиваются обманутым дольщикам.
Статья: Комплексное развитие территорий населенных пунктов: правовые механизмы реализации
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Среди обязательных условий договора, перечисленных в пункте 4 статьи 68 ГрК РФ, называются, например, обязательство лица, заключившего его, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном ее развитии, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории; выполнить работы по благоустройству территории (п. 4 ст. 68 ГрК РФ). Дополнительными условиями договора могут быть обязательство лица, заключившего договор, безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность построенные объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств застройщика, а также обязательства этого лица подать в орган регистрации недвижимости заявление о государственной регистрации права собственности публичного образования на эти объекты недвижимости. При этом в нормах ГрК РФ в числе условий договора о комплексном развитии территории не предлагается ни одного, касающегося распределения затрат на строительство объектов инфраструктуры. Лишь в подпункте 11 части 4 статьи 68 ГрК РФ в числе условий договора указываются льготы и меры государственной поддержки, которые предоставляются лицу, заключившему договор. Но и в том и другом случае отмечается, что предоставляются они при их наличии. Мерой государственной поддержки является предоставление субсидий, но только лицам, заключившим договор о комплексном развитии жилой застройки. Субсидии предоставляются на возмещение расходов, которые были понесены на создание либо приобретение жилых помещений, предоставляемых гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на передачу таких помещений в государственную или муниципальную собственность, а также на уплату возмещения за изымаемые жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Размер субсидий может составлять от 25 до 100 процентов от нормативной стоимости переселения. Субсидии выплачиваются в случае обращения в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации (см. [10]). Такие же меры предусмотрены и нормой подпункта 4 пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 19 декабря 2022 года). Этим же лицам может предоставляться инвестиционный налоговый вычет. Согласно статье 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лицам, заключившим договор о КРТ, законами субъекта Российской Федерации может предоставляться инвестиционный налоговый вычет, но при условии, что договором предусматривается строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, а также инфраструктурных объектов. Максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры (подп. 5 ч. 2 ст. 286.1 НК РФ). Закон, предусматривающий такой вид налогового вычета, принят, например, в Московской области (см. [13]). Этим Законом устанавливается максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов текущего периода на создание объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, субсидии компенсируют затраты, связанные с созданием (приобретением) жилых помещением, а налоговый вычет стимулирует строительство объектов инфраструктуры.
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Среди обязательных условий договора, перечисленных в пункте 4 статьи 68 ГрК РФ, называются, например, обязательство лица, заключившего его, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном ее развитии, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории; выполнить работы по благоустройству территории (п. 4 ст. 68 ГрК РФ). Дополнительными условиями договора могут быть обязательство лица, заключившего договор, безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность построенные объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств застройщика, а также обязательства этого лица подать в орган регистрации недвижимости заявление о государственной регистрации права собственности публичного образования на эти объекты недвижимости. При этом в нормах ГрК РФ в числе условий договора о комплексном развитии территории не предлагается ни одного, касающегося распределения затрат на строительство объектов инфраструктуры. Лишь в подпункте 11 части 4 статьи 68 ГрК РФ в числе условий договора указываются льготы и меры государственной поддержки, которые предоставляются лицу, заключившему договор. Но и в том и другом случае отмечается, что предоставляются они при их наличии. Мерой государственной поддержки является предоставление субсидий, но только лицам, заключившим договор о комплексном развитии жилой застройки. Субсидии предоставляются на возмещение расходов, которые были понесены на создание либо приобретение жилых помещений, предоставляемых гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на передачу таких помещений в государственную или муниципальную собственность, а также на уплату возмещения за изымаемые жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Размер субсидий может составлять от 25 до 100 процентов от нормативной стоимости переселения. Субсидии выплачиваются в случае обращения в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации (см. [10]). Такие же меры предусмотрены и нормой подпункта 4 пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 19 декабря 2022 года). Этим же лицам может предоставляться инвестиционный налоговый вычет. Согласно статье 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лицам, заключившим договор о КРТ, законами субъекта Российской Федерации может предоставляться инвестиционный налоговый вычет, но при условии, что договором предусматривается строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, а также инфраструктурных объектов. Максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры (подп. 5 ч. 2 ст. 286.1 НК РФ). Закон, предусматривающий такой вид налогового вычета, принят, например, в Московской области (см. [13]). Этим Законом устанавливается максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов текущего периода на создание объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, субсидии компенсируют затраты, связанные с созданием (приобретением) жилых помещением, а налоговый вычет стимулирует строительство объектов инфраструктуры.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен дом;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен дом;