Аукцион на аренду лесного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Аукцион на аренду лесного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора аренды земельного участка (под водным объектом и лесного)
(КонсультантПлюс, 2025)"...ИП... [арендатор - ред.] обратился в суд с требованиями о признании недействительными аукциона и договора [аренды лесного участка - ред.] в связи с несоответствием указанных в аукционной документации характеристик лесного участка фактическому состоянию объекта аренды...
(КонсультантПлюс, 2025)"...ИП... [арендатор - ред.] обратился в суд с требованиями о признании недействительными аукциона и договора [аренды лесного участка - ред.] в связи с несоответствием указанных в аукционной документации характеристик лесного участка фактическому состоянию объекта аренды...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продление договора аренды лесного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...без проведения аукциона заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе в случаях, предусмотренных ст. ...43... указанного Кодекса [для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - ред.].
(КонсультантПлюс, 2025)...без проведения аукциона заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе в случаях, предусмотренных ст. ...43... указанного Кодекса [для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - ред.].
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы аренды лесных участков
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Представляется, что антимонопольный орган при оспаривании аукциона в сфере аренды лесных участков должен обосновывать неправомерность укрупнения лота четкими и понятными участникам этого аукциона критериями и доводами, имеющими комплексный экономический и экологический характер. Это предполагает более активное использование экспертизы как допустимого и важного по своему значению доказательства по спорам в области конкурентного права. Экспертиза может быть инициирована антимонопольным органом, на котором лежит основное бремя доказывания, на любой стадии рассмотрения таких споров в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации". Однако, несмотря на наличие правовой основы для привлечения экспертов антимонопольным органом еще на досудебной стадии, на нормативном уровне не определен четкий порядок назначения и проведения досудебных экспертиз при рассмотрении антимонопольных дел, что является явным пробелом в нормативном регулировании. Последствием неназначения в необходимых случаях экспертизы являются поверхностные, вероятностные и научно не обоснованные выводы антимонопольного органа о нарушении конкуренции.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Представляется, что антимонопольный орган при оспаривании аукциона в сфере аренды лесных участков должен обосновывать неправомерность укрупнения лота четкими и понятными участникам этого аукциона критериями и доводами, имеющими комплексный экономический и экологический характер. Это предполагает более активное использование экспертизы как допустимого и важного по своему значению доказательства по спорам в области конкурентного права. Экспертиза может быть инициирована антимонопольным органом, на котором лежит основное бремя доказывания, на любой стадии рассмотрения таких споров в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации". Однако, несмотря на наличие правовой основы для привлечения экспертов антимонопольным органом еще на досудебной стадии, на нормативном уровне не определен четкий порядок назначения и проведения досудебных экспертиз при рассмотрении антимонопольных дел, что является явным пробелом в нормативном регулировании. Последствием неназначения в необходимых случаях экспертизы являются поверхностные, вероятностные и научно не обоснованные выводы антимонопольного органа о нарушении конкуренции.
Статья: Экологический договор: понятие и место в системе гражданско-правовых договоров
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Тенденции правовой цифровизации наложили свой отпечаток на природоресурсные договоры в виде электронной формы проведения аукциона по аренде лесных участков и купле-продаже лесных насаждений (ст. 80 Лесного кодекса РФ); по подготовке схем расположения земельного участка в электронной форме и проведению электронных аукционов по продаже земли в собственность или аренду (статьи 11.10 и 39.13 Земельного кодекса РФ); по проведению аукционов на право пользования участками недр (ст. 13.1 Закона РФ "О недрах"). Применительно к водным объектам и животному миру электронные торги не проводятся. Из других особенностей природоресурсных договоров выделим наличие норм публичного права, уточняющих права и обязанности сторон.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Тенденции правовой цифровизации наложили свой отпечаток на природоресурсные договоры в виде электронной формы проведения аукциона по аренде лесных участков и купле-продаже лесных насаждений (ст. 80 Лесного кодекса РФ); по подготовке схем расположения земельного участка в электронной форме и проведению электронных аукционов по продаже земли в собственность или аренду (статьи 11.10 и 39.13 Земельного кодекса РФ); по проведению аукционов на право пользования участками недр (ст. 13.1 Закона РФ "О недрах"). Применительно к водным объектам и животному миру электронные торги не проводятся. Из других особенностей природоресурсных договоров выделим наличие норм публичного права, уточняющих права и обязанности сторон.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 80. Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 80. Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме
Статья: Надзор за исполнением лесного законодательства
(Куницына Е.А., Сухов В.Е.)
("Законность", 2023, N 4)В то же время прокуратурой установлен факт незаконного распоряжения Министерством землями лесного фонда, выразившийся в заключении с гражданкой П. без проведения открытого аукциона договора аренды лесного участка для использования в рекреационных целях. Тем самым уполномоченным органом власти исключен легальный механизм вовлечения такого участка в оборот, нарушены права иных заинтересованных в предоставлении участка хозяйствующих субъектов. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой инициировано направление в Арбитражный суд Архангельской области заявления о признании сделки недействительной.
(Куницына Е.А., Сухов В.Е.)
("Законность", 2023, N 4)В то же время прокуратурой установлен факт незаконного распоряжения Министерством землями лесного фонда, выразившийся в заключении с гражданкой П. без проведения открытого аукциона договора аренды лесного участка для использования в рекреационных целях. Тем самым уполномоченным органом власти исключен легальный механизм вовлечения такого участка в оборот, нарушены права иных заинтересованных в предоставлении участка хозяйствующих субъектов. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой инициировано направление в Арбитражный суд Архангельской области заявления о признании сделки недействительной.
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)При установлении обязательной электронной формы торгов по предоставлению прав на природные ресурсы нормами-исключениями предусматриваются случаи, когда торги проводятся в традиционной форме. Например, в обязательной электронной форме проводятся аукционы на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в публичной собственности, на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации <9>, далее - Лесной кодекс РФ). Торги не проводятся в электронной форме при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в публичной собственности: 1) крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства; 2) для использования лесов в целях заготовки живицы и заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов как предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 80 Лесного кодекса РФ).
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)При установлении обязательной электронной формы торгов по предоставлению прав на природные ресурсы нормами-исключениями предусматриваются случаи, когда торги проводятся в традиционной форме. Например, в обязательной электронной форме проводятся аукционы на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в публичной собственности, на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации <9>, далее - Лесной кодекс РФ). Торги не проводятся в электронной форме при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в публичной собственности: 1) крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства; 2) для использования лесов в целях заготовки живицы и заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов как предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 80 Лесного кодекса РФ).