Аудит заработной платы
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудит заработной платы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 151 "Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 91, 99, 103, 104, 135, 136, 151 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об оплате труда и социальной защищенности в ООО ЧОП "РН-Охрана-Нижневартовск", приняв в качестве доказательства заключение судебной бухгалтерской экспертизы ООО "Югра-Аудит" N 04/ДУ-2022 от 30 июня 2022 года, исходил из того, что в период осуществления трудовой деятельности Ш. работал у ответчика по основному месту работы, а также по совместительству в качестве охранника и инспектора по организации охраны объектов по графикам сменности; табелирование рабочего времени производилось работодателем под двумя разными номерами: по основной должности и по совместительству; для исполнения трудовых обязанностей истец осуществлял управление транспортным средством, что не было предусмотрено должностными инструкциями охранника и инспектора по организации охраны объектов, в связи с чем признал обоснованными требования Ш. о наличии оснований для взыскания невыплаченной заработной платы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав работников от дискриминации по заработной плате: опыт Евросоюза
(Цветков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Рекомендации 2014 г. можно охарактеризовать как набор инструментов, состоящий из четырех ключевых мер: индивидуальных прав на информацию о заработной плате, отчетности на уровне компании, аудита заработной платы и равной оплаты труда в коллективных договорах <9>.
(Цветков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Рекомендации 2014 г. можно охарактеризовать как набор инструментов, состоящий из четырех ключевых мер: индивидуальных прав на информацию о заработной плате, отчетности на уровне компании, аудита заработной платы и равной оплаты труда в коллективных договорах <9>.
Статья: Особенности организации внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в сельскохозяйственных субъектах
(Калинина И.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)10. Швырева О.И., Петух А.В., Петух М.В. Аналитические процедуры в аудите оплаты труда: Монография. Краснодар: КубГАУ, 2019. 103 с.
(Калинина И.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)10. Швырева О.И., Петух А.В., Петух М.В. Аналитические процедуры в аудите оплаты труда: Монография. Краснодар: КубГАУ, 2019. 103 с.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.3. Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, вправе оценивать систему оплаты труда кредитной организации в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда лиц, указанных в статье 60 настоящего Федерального закона, руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации и иных руководителей (работников), принимающих решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. В случае несоответствия системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков либо в случае отсутствия в политике кредитной организации в части оплаты труда условий об отсрочке и о последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат лицам, указанным в настоящей статье, исходя из сроков реализации результатов их деятельности (но не менее трех лет), в том числе возможности сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности, Банк России в установленном им порядке направляет в кредитную организацию предписание об устранении соответствующего нарушения.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.3. Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, вправе оценивать систему оплаты труда кредитной организации в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда лиц, указанных в статье 60 настоящего Федерального закона, руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации и иных руководителей (работников), принимающих решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. В случае несоответствия системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков либо в случае отсутствия в политике кредитной организации в части оплаты труда условий об отсрочке и о последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат лицам, указанным в настоящей статье, исходя из сроков реализации результатов их деятельности (но не менее трех лет), в том числе возможности сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности, Банк России в установленном им порядке направляет в кредитную организацию предписание об устранении соответствующего нарушения.
Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1
(ред. от 08.08.2024)
"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"Оплата труда наблюдателя и услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя.
(ред. от 08.08.2024)
"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"Оплата труда наблюдателя и услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя.
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)При этом высказывались три основных мотива таких серьезных изменений. Первый: расходы на аудит для малого бизнеса слишком велики. Но согласно [3, с. 5] доля расходов на аудиторскую проверку в общей себестоимости продукции у малых предприятий составляет менее 0,1% <6>. Кроме того, как указано в [5, с. 8], аудит небольших предприятий с оборотом менее 20 млн руб. стоит обычно 75 - 90 тыс. руб. Добавим, что при аудите ГУПов начальная цена контрактов часто устанавливается на уровне около 250 тыс. руб. и ниже (поскольку при этом открытый конкурс не обязателен и можно прибегнуть к более простой конструкции - разместить госзаказ путем запроса котировок [6, с. 80]); окончательная цена, естественно, ниже, и иногда значительно ниже. Ввиду этого можно считать, что такой аудит составляет примерно среднюю квартальную зарплату одного работника. В предположении, что среднее число работников на предприятиях малого бизнеса составляет примерно 25 человек, получаем, что вывод такого предприятия из круга СОА эквивалентен экономии фонда его зарплаты всего на 1%. Так что этот мотив при ближайшем рассмотрении его с цифрами оказывается несколько надуманным.
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)При этом высказывались три основных мотива таких серьезных изменений. Первый: расходы на аудит для малого бизнеса слишком велики. Но согласно [3, с. 5] доля расходов на аудиторскую проверку в общей себестоимости продукции у малых предприятий составляет менее 0,1% <6>. Кроме того, как указано в [5, с. 8], аудит небольших предприятий с оборотом менее 20 млн руб. стоит обычно 75 - 90 тыс. руб. Добавим, что при аудите ГУПов начальная цена контрактов часто устанавливается на уровне около 250 тыс. руб. и ниже (поскольку при этом открытый конкурс не обязателен и можно прибегнуть к более простой конструкции - разместить госзаказ путем запроса котировок [6, с. 80]); окончательная цена, естественно, ниже, и иногда значительно ниже. Ввиду этого можно считать, что такой аудит составляет примерно среднюю квартальную зарплату одного работника. В предположении, что среднее число работников на предприятиях малого бизнеса составляет примерно 25 человек, получаем, что вывод такого предприятия из круга СОА эквивалентен экономии фонда его зарплаты всего на 1%. Так что этот мотив при ближайшем рассмотрении его с цифрами оказывается несколько надуманным.
Статья: Развитие методики расчета резервов по оплате труда в современных экономических условиях
(Сидоренко О.В., Гамидова Н.Г., Шабанникова Н.Н., Сергеева С.А.)
("Аудитор", 2023, N 11)5. Шабанникова Н.Н., Гамидова Н.Г. Современные методические подходы к планированию и проведению аудита расчетов с персоналом по оплате труда // Аудит. 2023. N 2. С. 21 - 28.
(Сидоренко О.В., Гамидова Н.Г., Шабанникова Н.Н., Сергеева С.А.)
("Аудитор", 2023, N 11)5. Шабанникова Н.Н., Гамидова Н.Г. Современные методические подходы к планированию и проведению аудита расчетов с персоналом по оплате труда // Аудит. 2023. N 2. С. 21 - 28.
Статья: Государство как специальный участник рынка ценных бумаг в Российской Федерации: финансово-правовой аспект
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)В последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется проблемам окружающей среды и экологии. В особенности эти вопросы стали значимыми для государств мира после подписания 12 декабря 2015 г. Парижского соглашения в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата <7>. Фактически государства стоят перед новой трансформацией, в рамках которой произойдет энергетический переход от традиционных ископаемых видов топлива к более экологичным, таким как водород, возобновляемые источники энергии и другие. Актуальными и по настоящее время остаются слова Д.И. Менделеева, который говорил о том, что сжигать нефть - это все равно, что топить печь ассигнациями <8>. Россия также использует свои возможности для развития тесно связанных с ископаемым топливом отраслей, например, газохимия, нефтехимия и углехимия. В мире для оценки качества управления организациями применяется сравнительно новый стандарт - ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance - экологическое, социальное и корпоративное управление). Стандарт включает три основных элемента: экологию, социальную ответственность и корпоративное управление. Экологическая составляющая заключается во влиянии хозяйственной деятельности компаний, которая оказывается на природу. В свою очередь, социальная ответственность регулирует отношения с работниками, клиентами, поставщиками и другими лицами, в то время как корпоративное управление охватывает такой ряд вопросов, как статус, права и обязанности руководства юридического лица, зарплату работников, внутренние механизмы контроля, аудит и, что не менее важно, права акционеров <9>.
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)В последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется проблемам окружающей среды и экологии. В особенности эти вопросы стали значимыми для государств мира после подписания 12 декабря 2015 г. Парижского соглашения в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата <7>. Фактически государства стоят перед новой трансформацией, в рамках которой произойдет энергетический переход от традиционных ископаемых видов топлива к более экологичным, таким как водород, возобновляемые источники энергии и другие. Актуальными и по настоящее время остаются слова Д.И. Менделеева, который говорил о том, что сжигать нефть - это все равно, что топить печь ассигнациями <8>. Россия также использует свои возможности для развития тесно связанных с ископаемым топливом отраслей, например, газохимия, нефтехимия и углехимия. В мире для оценки качества управления организациями применяется сравнительно новый стандарт - ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance - экологическое, социальное и корпоративное управление). Стандарт включает три основных элемента: экологию, социальную ответственность и корпоративное управление. Экологическая составляющая заключается во влиянии хозяйственной деятельности компаний, которая оказывается на природу. В свою очередь, социальная ответственность регулирует отношения с работниками, клиентами, поставщиками и другими лицами, в то время как корпоративное управление охватывает такой ряд вопросов, как статус, права и обязанности руководства юридического лица, зарплату работников, внутренние механизмы контроля, аудит и, что не менее важно, права акционеров <9>.