Аудит расчетов с бюджетом
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудит расчетов с бюджетом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2024 N 88а-16556/2024 (УИД 61RS0003-01-2022-009060-43)
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней; 2) О взыскании недоимки по налогу на имущество и пеней; 3) О взыскании недоимки по земельному налогу и пеней.
Требования налогоплательщика: 4) Об обязании произвести перерасчет земельного налога.
Обстоятельства: В связи с образовавшейся у ответчика задолженностью по налогам налоговый орган выставил и направил в его адрес налоговые требования. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил требования.
Решение: 1) - 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.В том числе судом дана оценка представленной административным ответчиком аналитической справке расчета с бюджетом по имущественным налогам и сборам от 11 сентября 2023 года, выполненная аудиторской организацией индивидуальным предпринимателем Б., которую суд правомерно не принял в качестве надлежащего доказательства, так как из данной справки не следует, что выполнившее ее лицо обладает специальными познаниями для производства налоговых экспертиз.
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней; 2) О взыскании недоимки по налогу на имущество и пеней; 3) О взыскании недоимки по земельному налогу и пеней.
Требования налогоплательщика: 4) Об обязании произвести перерасчет земельного налога.
Обстоятельства: В связи с образовавшейся у ответчика задолженностью по налогам налоговый орган выставил и направил в его адрес налоговые требования. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил требования.
Решение: 1) - 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.В том числе судом дана оценка представленной административным ответчиком аналитической справке расчета с бюджетом по имущественным налогам и сборам от 11 сентября 2023 года, выполненная аудиторской организацией индивидуальным предпринимателем Б., которую суд правомерно не принял в качестве надлежащего доказательства, так как из данной справки не следует, что выполнившее ее лицо обладает специальными познаниями для производства налоговых экспертиз.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 16.10.2023 по делу N 33а-16215/2023 (УИД 61RS0003-01-2022-009060-43)
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней; 2) О взыскании недоимки по налогу на имущество и пеней; 3) О взыскании недоимки по земельному налогу и пеней.
Требования налогоплательщика: 4) Об обязании произвести перерасчет земельного налога.
Обстоятельства: В связи с образовавшейся у ответчика задолженностью по налогам налоговый орган выставил и направил в его адрес налоговые требования. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил требования.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.Представленная П. аналитическая справка расчета с бюджетом по имущественным налогам и сборам от 11 сентября 2023 года, выполненная аудиторской организацией ИП Б.Е. исполнителем - финансовым аналитиком И. (т. 2 л.д. 17-32) не может быть принята судебной коллегий в качестве надлежащего доказательства, отражающего достоверность расчетов с бюджет налогоплательщика П. Из представленной справки не следует, что лицо ее составившее обладает специальными познаниями для производства налоговых экспертиз. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что указанная справка содержит анализ начисленного налога и поступивших от налогоплательщика платежей за период с 15 июня 2020 года по 1 декабря 2022 года на основании таблицы, составленной налоговым органом, отражающей состояние расчетов с бюджетом налогоплательщика П. Между тем из данной таблицы невозможно установить в счет оплаты какого налогового периода зачтены уплаченные налогоплательщиком денежные средства при том, что за П. зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - 24 июля 2008 года, а земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - 17 ноября 2008 года. Таким образом, указанный расчет не содержит сведений о начисленных суммах налогов за период с 2008 по 2010 годы.
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней; 2) О взыскании недоимки по налогу на имущество и пеней; 3) О взыскании недоимки по земельному налогу и пеней.
Требования налогоплательщика: 4) Об обязании произвести перерасчет земельного налога.
Обстоятельства: В связи с образовавшейся у ответчика задолженностью по налогам налоговый орган выставил и направил в его адрес налоговые требования. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил требования.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.Представленная П. аналитическая справка расчета с бюджетом по имущественным налогам и сборам от 11 сентября 2023 года, выполненная аудиторской организацией ИП Б.Е. исполнителем - финансовым аналитиком И. (т. 2 л.д. 17-32) не может быть принята судебной коллегий в качестве надлежащего доказательства, отражающего достоверность расчетов с бюджет налогоплательщика П. Из представленной справки не следует, что лицо ее составившее обладает специальными познаниями для производства налоговых экспертиз. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что указанная справка содержит анализ начисленного налога и поступивших от налогоплательщика платежей за период с 15 июня 2020 года по 1 декабря 2022 года на основании таблицы, составленной налоговым органом, отражающей состояние расчетов с бюджетом налогоплательщика П. Между тем из данной таблицы невозможно установить в счет оплаты какого налогового периода зачтены уплаченные налогоплательщиком денежные средства при том, что за П. зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - 24 июля 2008 года, а земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - 17 ноября 2008 года. Таким образом, указанный расчет не содержит сведений о начисленных суммах налогов за период с 2008 по 2010 годы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности методики и организации налогового аудита
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)"Налоговый аудит - это комплекс мероприятий, направленных на проверку правильности и полноты исчисления, уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый аудит позволяет осуществлять налоговые проверки, контролировать соблюдение ответственности хозяйствующих субъектов по налоговому законодательству, выявлять нарушения и минимизировать налоговые риски" [1, 2].
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)"Налоговый аудит - это комплекс мероприятий, направленных на проверку правильности и полноты исчисления, уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый аудит позволяет осуществлять налоговые проверки, контролировать соблюдение ответственности хозяйствующих субъектов по налоговому законодательству, выявлять нарушения и минимизировать налоговые риски" [1, 2].
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Согласно этой методике Федеральное казначейство после окончания аналитического мероприятия в отношении главных администраторов средств федерального бюджета и в дополнение к формированию аналитического отчета направляет в Минфин России в срок до 1 сентября текущего финансового года результаты оценки осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового аудита в отчетном финансовом году <28>, которые необходимы для расчета показателей качества финансового менеджмента, характеризующих ВФА, проведенный администраторами средств федерального бюджета.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Согласно этой методике Федеральное казначейство после окончания аналитического мероприятия в отношении главных администраторов средств федерального бюджета и в дополнение к формированию аналитического отчета направляет в Минфин России в срок до 1 сентября текущего финансового года результаты оценки осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового аудита в отчетном финансовом году <28>, которые необходимы для расчета показателей качества финансового менеджмента, характеризующих ВФА, проведенный администраторами средств федерального бюджета.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг"
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)ПРОГРАММА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)ПРОГРАММА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"14. В целях возмещения затрат организация, реализующая проект, направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, и (или) в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) в уполномоченный орган местного самоуправления, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств местного бюджета, расчет объема возмещения затрат, положительное заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов недвижимости (капитального строительства) и линейных объектов, подлежащих созданию (строительству) либо реконструкции в рамках инвестиционного проекта, затраты в отношении которых подлежат возмещению в соответствии с настоящей статьей, положительное заключение о проведении технологического аудита, предусмотренные пунктами 5 - 7 части 9 настоящей статьи, а также иные документы, перечень и состав которых устанавливаются порядком возмещения затрат, утверждаемым в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"14. В целях возмещения затрат организация, реализующая проект, направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, и (или) в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) в уполномоченный орган местного самоуправления, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств местного бюджета, расчет объема возмещения затрат, положительное заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов недвижимости (капитального строительства) и линейных объектов, подлежащих созданию (строительству) либо реконструкции в рамках инвестиционного проекта, затраты в отношении которых подлежат возмещению в соответствии с настоящей статьей, положительное заключение о проведении технологического аудита, предусмотренные пунктами 5 - 7 части 9 настоящей статьи, а также иные документы, перечень и состав которых устанавливаются порядком возмещения затрат, утверждаемым в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на прибыль, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на прибыль, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Согласно Рекомендациям уплаченные (подлежащие уплате) организацией суммы торгового сбора, которые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, относятся в бухгалтерском учете на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль. Это значит, что начисление суммы торгового сбора (ТС) отражается проводкой:
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Согласно Рекомендациям уплаченные (подлежащие уплате) организацией суммы торгового сбора, которые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, относятся в бухгалтерском учете на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль. Это значит, что начисление суммы торгового сбора (ТС) отражается проводкой:
Вопрос: Об отражении в бухучете расчетов с бюджетом по акцизам с учетом вычетов по ним.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 07-01-09/69021)Вопрос: Об отражении в бухучете расчетов с бюджетом по акцизам с учетом вычетов по ним.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 07-01-09/69021)Вопрос: Об отражении в бухучете расчетов с бюджетом по акцизам с учетом вычетов по ним.
Корреспонденция счетов: Как учитывается плата по системе "Платон"?..
(Консультация эксперта, 2025)<*> Механизм, предусматривающий зачет платы за проезд в счет уплаты транспортного налога, в настоящее время не применяется. Это следует из ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Плата за проезд является обязательным платежом для собственников большегрузов и не относится к налогам (сборам). В связи с этим считаем правомерным не применять рекомендованный на период действия зачетного механизма порядок ее учета с использованием счета учета расчетов с бюджетом (счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"), описанный в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875). Полагаем, что расчеты по плате за проезд можно отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
(Консультация эксперта, 2025)<*> Механизм, предусматривающий зачет платы за проезд в счет уплаты транспортного налога, в настоящее время не применяется. Это следует из ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Плата за проезд является обязательным платежом для собственников большегрузов и не относится к налогам (сборам). В связи с этим считаем правомерным не применять рекомендованный на период действия зачетного механизма порядок ее учета с использованием счета учета расчетов с бюджетом (счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"), описанный в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875). Полагаем, что расчеты по плате за проезд можно отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-покупателя перечисление 100%-ной предварительной оплаты в счет поставки товаров и последующее их принятие к учету?..
(Консультация эксперта, 2025)В общем случае налог, связанный с авансовым правом требования покупателя к продавцу, не включается в сумму этого актива. Он относится на расчеты с бюджетом по налогу. Если покупатель в момент признания авансового актива еще не реализует право на получение возмещения НДС из бюджета (т.е. не предъявляет вычет в расчеты с бюджетом по налогу), то до момента реализации права на вычет признается отложенный актив по налогу (отложенное право на вычет налога) (п. 5 Рекомендации Р-152/2023-КпР "Косвенные налоги в расчетах с контрагентами").
(Консультация эксперта, 2025)В общем случае налог, связанный с авансовым правом требования покупателя к продавцу, не включается в сумму этого актива. Он относится на расчеты с бюджетом по налогу. Если покупатель в момент признания авансового актива еще не реализует право на получение возмещения НДС из бюджета (т.е. не предъявляет вычет в расчеты с бюджетом по налогу), то до момента реализации права на вычет признается отложенный актив по налогу (отложенное право на вычет налога) (п. 5 Рекомендации Р-152/2023-КпР "Косвенные налоги в расчетах с контрагентами").
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете начисление и уплату торгового сбора, если не вся сумма торгового сбора уменьшает сумму налога на прибыль?..
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355) (далее - Рекомендации) суммы подлежащего уплате (уплаченного) торгового сбора, которые, в соответствии с требованиями законодательства РФ, уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, относятся на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355) (далее - Рекомендации) суммы подлежащего уплате (уплаченного) торгового сбора, которые, в соответствии с требованиями законодательства РФ, уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, относятся на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.
Вопрос: Как в бухгалтерском учете отражаются начисление и уплата торгового сбора?
(Консультация эксперта, 2024)Торговый сбор до момента его принятия в уменьшение налога на прибыль целесообразно учитывать на субсчете обособленно, поскольку в бухгалтерском балансе начисленный торговый сбор не может уменьшать показатели расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и его следует показывать в составе активов отдельно (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355)).
(Консультация эксперта, 2024)Торговый сбор до момента его принятия в уменьшение налога на прибыль целесообразно учитывать на субсчете обособленно, поскольку в бухгалтерском балансе начисленный торговый сбор не может уменьшать показатели расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и его следует показывать в составе активов отдельно (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355)).
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Вследствие различных причин российская организация может не удержать налог из доходов иностранного контрагента. Если при налоговом аудите выяснится, что налог удержать все же следовало, то нужно выполнить следующие действия.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Вследствие различных причин российская организация может не удержать налог из доходов иностранного контрагента. Если при налоговом аудите выяснится, что налог удержать все же следовало, то нужно выполнить следующие действия.
Статья: Особенности формирования расчетно-калькуляционных материалов по ГОЗ
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)- в случае отсутствия информации о ценах на такую продукцию - на основании самостоятельных расчетов, в том числе на основании ценовых показателей, рассчитанных исходя из количества продукции и объема ассигнований, предусмотренных ГОЗ (проектом ГОЗ).
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)- в случае отсутствия информации о ценах на такую продукцию - на основании самостоятельных расчетов, в том числе на основании ценовых показателей, рассчитанных исходя из количества продукции и объема ассигнований, предусмотренных ГОЗ (проектом ГОЗ).
Вопрос: Об определении стоимости имущества, приобретенного в кредит с использованием субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов, в целях налога на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 03-05-05-01/90325)Департамент налоговой политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрел письмо от 16.08.2023 об исчислении налога на имущество организаций и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 03-05-05-01/90325)Департамент налоговой политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрел письмо от 16.08.2023 об исчислении налога на имущество организаций и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.