Аудит малого бизнеса
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудит малого бизнеса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Вопрос: Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены для коммерческих организаций (в том числе малых предприятий, не подлежащих обязательному аудиту и не являющихся микрофинансовыми организациями)?
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2025 г.Вопрос: Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены для коммерческих организаций (в том числе малых предприятий, не подлежащих обязательному аудиту и не являющихся микрофинансовыми организациями)?
Нормативные акты
Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Проведение аудита с помощью компьютеров"
(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1)8. Использование компьютеров при аудиторской
"Проведение аудита с помощью компьютеров"
(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1)8. Использование компьютеров при аудиторской
Статья: Упрощения в учете НМА для малых предприятий (комментарий к ФСБУ 14/2022, ФСБУ 26/2020)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 3)Малые предприятия, если они не должны проходить аудит и при этом не являются микрофинансовыми организациями, могут вести бухучет упрощенными способами. Посмотрим, какими упрощениями можно воспользоваться в рамках нового порядка бухучета нематериальных активов и вложений в них.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 3)Малые предприятия, если они не должны проходить аудит и при этом не являются микрофинансовыми организациями, могут вести бухучет упрощенными способами. Посмотрим, какими упрощениями можно воспользоваться в рамках нового порядка бухучета нематериальных активов и вложений в них.
Готовое решение: Какие упрощения в бухгалтерском учете запасов допускает ФСБУ 5/2019
(КонсультантПлюс, 2025)1. ООО "Иголочка" - малое предприятие, не подлежит обязательному аудиту, является плательщиком НДС. Все затраты на производство и продажу продукции организация учитывает на счете 20.
(КонсультантПлюс, 2025)1. ООО "Иголочка" - малое предприятие, не подлежит обязательному аудиту, является плательщиком НДС. Все затраты на производство и продажу продукции организация учитывает на счете 20.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ изменены финансовые показатели, по которым определяется необходимость аудита годовой бухгалтерской отчетности с целью освобождения от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства и тем самым снижения в отношении них финансового и административного обременения.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ изменены финансовые показатели, по которым определяется необходимость аудита годовой бухгалтерской отчетности с целью освобождения от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства и тем самым снижения в отношении них финансового и административного обременения.
Вопрос: О соответствии финансовых условий, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, показателям для субъектов малого предпринимательства.
(Письмо Минфина России от 31.03.2023 N 07-02-11/28593)Вопрос: О соответствии финансовых условий, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, показателям для субъектов малого предпринимательства.
(Письмо Минфина России от 31.03.2023 N 07-02-11/28593)Вопрос: О соответствии финансовых условий, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, показателям для субъектов малого предпринимательства.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Обобщение по вопросам, поступающим в отношении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, доведено информацией Минфина России N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" <68>. С материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Минфином России предлагалось ознакомиться на своем официальном интернет-сайте www.minfin.ru в разделе "Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет - Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства". Кроме того, Минфином России рекомендовано ознакомиться с Рекомендациями для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданными в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". Как отмечено, в этих Рекомендациях детально рассмотрены различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Обобщение по вопросам, поступающим в отношении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, доведено информацией Минфина России N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" <68>. С материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Минфином России предлагалось ознакомиться на своем официальном интернет-сайте www.minfin.ru в разделе "Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет - Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства". Кроме того, Минфином России рекомендовано ознакомиться с Рекомендациями для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданными в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". Как отмечено, в этих Рекомендациях детально рассмотрены различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.
Статья: Корпоративные венчурные стратегии для стимулирования инноваций
(Сушкова О.В.)
("Гражданское право", 2023, N 3)<5> Тарасенко О.А. Аудит мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. N 2. С. 52.
(Сушкова О.В.)
("Гражданское право", 2023, N 3)<5> Тарасенко О.А. Аудит мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. N 2. С. 52.
Статья: Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Белоусов Андрей Л. 2020. Аудит мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальные проблемы экономики и права 14 (1): 5 - 21. https://doi.org/10.21202/1993-047X. 14.2020.1.5-21.
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Белоусов Андрей Л. 2020. Аудит мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальные проблемы экономики и права 14 (1): 5 - 21. https://doi.org/10.21202/1993-047X. 14.2020.1.5-21.
Вопрос: Организация относится к малым предприятиям. Отчетность не подлежит обязательному аудиту. Вправе ли организация применять упрощенный порядок учета договоров аренды по ФСБУ 25/2018, не отражая ППА и арендные обязательства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация относится к малым предприятиям. Отчетность не подлежит обязательному аудиту. Вправе ли организация применять упрощенный порядок учета договоров аренды по ФСБУ 25/2018, не отражая ППА и арендные обязательства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация относится к малым предприятиям. Отчетность не подлежит обязательному аудиту. Вправе ли организация применять упрощенный порядок учета договоров аренды по ФСБУ 25/2018, не отражая ППА и арендные обязательства?
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)При этом высказывались три основных мотива таких серьезных изменений. Первый: расходы на аудит для малого бизнеса слишком велики. Но согласно [3, с. 5] доля расходов на аудиторскую проверку в общей себестоимости продукции у малых предприятий составляет менее 0,1% <6>. Кроме того, как указано в [5, с. 8], аудит небольших предприятий с оборотом менее 20 млн руб. стоит обычно 75 - 90 тыс. руб. Добавим, что при аудите ГУПов начальная цена контрактов часто устанавливается на уровне около 250 тыс. руб. и ниже (поскольку при этом открытый конкурс не обязателен и можно прибегнуть к более простой конструкции - разместить госзаказ путем запроса котировок [6, с. 80]); окончательная цена, естественно, ниже, и иногда значительно ниже. Ввиду этого можно считать, что такой аудит составляет примерно среднюю квартальную зарплату одного работника. В предположении, что среднее число работников на предприятиях малого бизнеса составляет примерно 25 человек, получаем, что вывод такого предприятия из круга СОА эквивалентен экономии фонда его зарплаты всего на 1%. Так что этот мотив при ближайшем рассмотрении его с цифрами оказывается несколько надуманным.
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)При этом высказывались три основных мотива таких серьезных изменений. Первый: расходы на аудит для малого бизнеса слишком велики. Но согласно [3, с. 5] доля расходов на аудиторскую проверку в общей себестоимости продукции у малых предприятий составляет менее 0,1% <6>. Кроме того, как указано в [5, с. 8], аудит небольших предприятий с оборотом менее 20 млн руб. стоит обычно 75 - 90 тыс. руб. Добавим, что при аудите ГУПов начальная цена контрактов часто устанавливается на уровне около 250 тыс. руб. и ниже (поскольку при этом открытый конкурс не обязателен и можно прибегнуть к более простой конструкции - разместить госзаказ путем запроса котировок [6, с. 80]); окончательная цена, естественно, ниже, и иногда значительно ниже. Ввиду этого можно считать, что такой аудит составляет примерно среднюю квартальную зарплату одного работника. В предположении, что среднее число работников на предприятиях малого бизнеса составляет примерно 25 человек, получаем, что вывод такого предприятия из круга СОА эквивалентен экономии фонда его зарплаты всего на 1%. Так что этот мотив при ближайшем рассмотрении его с цифрами оказывается несколько надуманным.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)16.1) назначает на должность и освобождает от должности руководителя службы внутреннего аудита Агентства по представлению генерального директора Агентства. Данный пункт введен с 1 января 2019 г. Законом 2018 г. N 322-ФЗ, принятым в рамках распространения ССВ на микропредприятия и малые предприятия. Иных норм, касающихся руководителя службы внутреннего аудита Агентства, комментируемый Закон не содержит;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)16.1) назначает на должность и освобождает от должности руководителя службы внутреннего аудита Агентства по представлению генерального директора Агентства. Данный пункт введен с 1 января 2019 г. Законом 2018 г. N 322-ФЗ, принятым в рамках распространения ССВ на микропредприятия и малые предприятия. Иных норм, касающихся руководителя службы внутреннего аудита Агентства, комментируемый Закон не содержит;