Аудит корпоративного управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудит корпоративного управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные векторы развития корпоративных отношений в России: финансово-правовой аспект
(Эскиндаров М.А.)
("Банковское право", 2025, N 3)Современное нормативное регулирование корпоративных финансов в России, таким образом, основывается на сочетании частного и публичного права, обеспечивая баланс интересов бизнеса, государства и общества. Ключевую роль играют Гражданский кодекс и федеральные законы о хозяйственных обществах, акционерных обществах, банкротстве, которые формируют базовые правовые рамки финансовых операций компаний. Подзаконные акты и разъяснения регуляторов, таких как Центральный банк России, детализуют вопросы бухгалтерского учета, раскрытия информации, аудита, корпоративного управления и отчетности.
(Эскиндаров М.А.)
("Банковское право", 2025, N 3)Современное нормативное регулирование корпоративных финансов в России, таким образом, основывается на сочетании частного и публичного права, обеспечивая баланс интересов бизнеса, государства и общества. Ключевую роль играют Гражданский кодекс и федеральные законы о хозяйственных обществах, акционерных обществах, банкротстве, которые формируют базовые правовые рамки финансовых операций компаний. Подзаконные акты и разъяснения регуляторов, таких как Центральный банк России, детализуют вопросы бухгалтерского учета, раскрытия информации, аудита, корпоративного управления и отчетности.
Статья: Состав совета директоров, порядок организации работы и принятия решений советом директоров хозяйственного общества
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 3)Кодексом корпоративного управления в качестве лучшей практики корпоративного управления признано целесообразным формировать при советах директоров комитеты для подготовки рекомендаций совету директоров по вопросам его компетенции. Решения комитетов носят рекомендательный характер, при этом способствуя росту эффективности деятельности совета директоров, повышая качество разработки проектов решений, и предварительному согласованию позиций членов совета директоров. При советах директоров могут создаваться в том числе комитеты по стратегическому планированию, по аудиту, по корпоративному управлению, по номинациям, по вознаграждениям, по взаимодействию с миноритарными акционерами. Перечень комитетов определяется советом директоров в зависимости от стоящих перед ним задач. Функции отдельных комитетов могут быть совмещены. Например, часто функции по номинациям и вознаграждениям членов органов управления и руководителей компании совмещаются в одном комитете - по кадрам и вознаграждениям.
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 3)Кодексом корпоративного управления в качестве лучшей практики корпоративного управления признано целесообразным формировать при советах директоров комитеты для подготовки рекомендаций совету директоров по вопросам его компетенции. Решения комитетов носят рекомендательный характер, при этом способствуя росту эффективности деятельности совета директоров, повышая качество разработки проектов решений, и предварительному согласованию позиций членов совета директоров. При советах директоров могут создаваться в том числе комитеты по стратегическому планированию, по аудиту, по корпоративному управлению, по номинациям, по вознаграждениям, по взаимодействию с миноритарными акционерами. Перечень комитетов определяется советом директоров в зависимости от стоящих перед ним задач. Функции отдельных комитетов могут быть совмещены. Например, часто функции по номинациям и вознаграждениям членов органов управления и руководителей компании совмещаются в одном комитете - по кадрам и вознаграждениям.
Нормативные акты
Положение Банка России от 02.11.2024 N 845-П
"О порядке расчета величины кредитного риска банками с применением банковских методик управления кредитным риском и моделей количественной оценки кредитного риска"
(вместе с "Требованиями к качеству используемых в банковских моделях количественной оценки кредитного риска данных", "Требованиями к консервативной надбавке, применяемой в рамках порядка расчета величины принимаемого банком кредитного риска с применением банковских методик управления кредитным риском и моделей количественной оценки кредитного риска")
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80878)Глава 16. Требования к банковским методикам управления кредитным риском по корпоративному управлению, внутреннему аудиту и внутреннему контролю
"О порядке расчета величины кредитного риска банками с применением банковских методик управления кредитным риском и моделей количественной оценки кредитного риска"
(вместе с "Требованиями к качеству используемых в банковских моделях количественной оценки кредитного риска данных", "Требованиями к консервативной надбавке, применяемой в рамках порядка расчета величины принимаемого банком кредитного риска с применением банковских методик управления кредитным риском и моделей количественной оценки кредитного риска")
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80878)Глава 16. Требования к банковским методикам управления кредитным риском по корпоративному управлению, внутреннему аудиту и внутреннему контролю
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Комитеты совета директоров: по аудиту, по вознаграждениям, по номинациям, по стратегии, по корпоративному управлению, по этике, по управлению рисками, по бюджету, по здоровью, безопасности и окружающей среде и др.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Комитеты совета директоров: по аудиту, по вознаграждениям, по номинациям, по стратегии, по корпоративному управлению, по этике, по управлению рисками, по бюджету, по здоровью, безопасности и окружающей среде и др.
Статья: Правовое обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 2)Одновременно приведенные данные иллюстрируют не только состав субъектов - участников российской экономики, но и общую конъюнктуру финансового рынка, а указанные процессы поднимают ряд вопросов, сопряженных как с балансом публичных активов на рынке капитала, так и с особенностями корпоративного управления компаниями с государственным участием, финансированием их деятельности. Привлечение на протяжении значительного времени в сферу корпоративного управления и финансовых рынков иностранных капиталов, в первую очередь европейских, спровоцировало в том числе возникновение специфических субъектов в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. В свою очередь, этот процесс требовал, например, унификации подходов к формированию финансовой отчетности, следствием чего стало принятие Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (IFRS), взаимного признания стандартов аудиторской деятельности, оптимизации корпоративного управления. Вместе с тем сохранение корпоративной природы ряда юридических лиц, которые фактически осуществляют не предпринимательскую, а иную деятельность, не ориентированную напрямую на получение дохода <19>, видится иррациональным. В российском гражданском законодательстве закреплено множество альтернативных организационно-правовых форм, не препятствующих участию организаций на финансовом рынке и при этом соответствующих целям, например институтов развития, и позволяющих реализовывать более эффективные подходы к управлению (государственные компании, государственные корпорации, публично-правовые компании). Соответствующие корректировки субъектного состава позволили бы более достоверно определять фактическую конъюнктуру финансового рынка и принимать своевременные меры по созданию условий для привлечения именно частных инвестиций. Более того, в перспективе такой подход позволил бы единовременно смягчать требования к допуску на финансовый рынок более широкого круга именно публично-правовых компаний. Одновременно с этим существовавший ранее вектор адаптации правового пространства под европейское правовое регулирование на данный момент хоть и видится менее актуальным, в сущности, сохраняет базовые перспективы привлечения денежных средств на российский финансовый рынок, в том числе в связи с тем, что множество иных, "дружественных" правопорядков также придерживаются аналогичных стандартов.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 2)Одновременно приведенные данные иллюстрируют не только состав субъектов - участников российской экономики, но и общую конъюнктуру финансового рынка, а указанные процессы поднимают ряд вопросов, сопряженных как с балансом публичных активов на рынке капитала, так и с особенностями корпоративного управления компаниями с государственным участием, финансированием их деятельности. Привлечение на протяжении значительного времени в сферу корпоративного управления и финансовых рынков иностранных капиталов, в первую очередь европейских, спровоцировало в том числе возникновение специфических субъектов в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. В свою очередь, этот процесс требовал, например, унификации подходов к формированию финансовой отчетности, следствием чего стало принятие Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (IFRS), взаимного признания стандартов аудиторской деятельности, оптимизации корпоративного управления. Вместе с тем сохранение корпоративной природы ряда юридических лиц, которые фактически осуществляют не предпринимательскую, а иную деятельность, не ориентированную напрямую на получение дохода <19>, видится иррациональным. В российском гражданском законодательстве закреплено множество альтернативных организационно-правовых форм, не препятствующих участию организаций на финансовом рынке и при этом соответствующих целям, например институтов развития, и позволяющих реализовывать более эффективные подходы к управлению (государственные компании, государственные корпорации, публично-правовые компании). Соответствующие корректировки субъектного состава позволили бы более достоверно определять фактическую конъюнктуру финансового рынка и принимать своевременные меры по созданию условий для привлечения именно частных инвестиций. Более того, в перспективе такой подход позволил бы единовременно смягчать требования к допуску на финансовый рынок более широкого круга именно публично-правовых компаний. Одновременно с этим существовавший ранее вектор адаптации правового пространства под европейское правовое регулирование на данный момент хоть и видится менее актуальным, в сущности, сохраняет базовые перспективы привлечения денежных средств на российский финансовый рынок, в том числе в связи с тем, что множество иных, "дружественных" правопорядков также придерживаются аналогичных стандартов.
Статья: Модели внутреннего контроля: исторические трансформации и перспективы развития
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Рассматривая современные трансформации, происходящие в мировой экономике и способствующие развитию нормативно-правового регулирования и методологии систем внутреннего контроля, следует обратить внимание на знаковое событие - это принятие в 2002 г. в США Закона Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley) <5>, формирующего основные требования к системе внутреннего контроля, состоящего из 11 разделов и требующего для публичных акционерных обществ создания обновленных форм контроля. Закон преследует цели полной финансовой открытости, избежания конфликта интересов, проведения независимого аудита отчета лиц, отвечающих за корпоративное управление, о функционировании системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта и ее эффективности.
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Рассматривая современные трансформации, происходящие в мировой экономике и способствующие развитию нормативно-правового регулирования и методологии систем внутреннего контроля, следует обратить внимание на знаковое событие - это принятие в 2002 г. в США Закона Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley) <5>, формирующего основные требования к системе внутреннего контроля, состоящего из 11 разделов и требующего для публичных акционерных обществ создания обновленных форм контроля. Закон преследует цели полной финансовой открытости, избежания конфликта интересов, проведения независимого аудита отчета лиц, отвечающих за корпоративное управление, о функционировании системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта и ее эффективности.
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)2) адресата. Традиционно адресатом аудиторского заключения является лицо, для которого данное заключение подготовлено (например: акционер; лицо, отвечающее за корпоративное управление организации, аудит финансовой отчетности которой проводится);
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)2) адресата. Традиционно адресатом аудиторского заключения является лицо, для которого данное заключение подготовлено (например: акционер; лицо, отвечающее за корпоративное управление организации, аудит финансовой отчетности которой проводится);
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Внутренний "аудит" управленческих инструментов, "корпоративной гигиены" <90> и "инвентаризации" человеческого капитала.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Внутренний "аудит" управленческих инструментов, "корпоративной гигиены" <90> и "инвентаризации" человеческого капитала.
Статья: Тенденции раскрытия информации эмитентами на российском рынке ценных бумаг
(Сидоренко А., Саббаг Р.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)Эмитенты для выхода на публичный рынок в России, как правило, обязаны составить проспект ценных бумаг, подготовить финансовую отчетность, в отношении которой проведен аудит, соблюсти требования по корпоративному управлению, а после публичного размещения осуществлять регулярное раскрытие отчетов эмитента и финансовой отчетности и публиковать отдельные сообщения о своей деятельности. Требования к содержанию раскрываемой информации на данный момент достаточно гибкие, а некоторые эмитенты получили право самостоятельно определять содержание раскрываемой ими информации, согласно Указу Президента РФ от 27.11.2023 N 903 "О временном порядке раскрытия и предоставления информации некоторыми российскими хозяйственными обществами" (до недавнего времени в рамках антикризисных мер всем российским эмитентам предоставлялось право не раскрывать или раскрывать в ограниченном виде любую информацию). В частности, обеспокоенность состоянием практики раскрытия высказывают Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), которые обратились в Правительство РФ и Центральный банк РФ с просьбой рассмотреть вопрос о постепенном уменьшении доли сведений, не подлежащих раскрытию публичными эмитентами ценных бумаг.
(Сидоренко А., Саббаг Р.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)Эмитенты для выхода на публичный рынок в России, как правило, обязаны составить проспект ценных бумаг, подготовить финансовую отчетность, в отношении которой проведен аудит, соблюсти требования по корпоративному управлению, а после публичного размещения осуществлять регулярное раскрытие отчетов эмитента и финансовой отчетности и публиковать отдельные сообщения о своей деятельности. Требования к содержанию раскрываемой информации на данный момент достаточно гибкие, а некоторые эмитенты получили право самостоятельно определять содержание раскрываемой ими информации, согласно Указу Президента РФ от 27.11.2023 N 903 "О временном порядке раскрытия и предоставления информации некоторыми российскими хозяйственными обществами" (до недавнего времени в рамках антикризисных мер всем российским эмитентам предоставлялось право не раскрывать или раскрывать в ограниченном виде любую информацию). В частности, обеспокоенность состоянием практики раскрытия высказывают Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), которые обратились в Правительство РФ и Центральный банк РФ с просьбой рассмотреть вопрос о постепенном уменьшении доли сведений, не подлежащих раскрытию публичными эмитентами ценных бумаг.
Статья: Единый классификатор аналитических счетов в целях формирования показателей отчетности об устойчивом развитии
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)3. Гришкина С.Н., Честнова К.С. Развитие функций управленческого учета в системе корпоративного управления // Учет. Анализ. Аудит. 2023. Т. 10. N 5. С. 38 - 49. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-38-49. EDN: LSDRLC.
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)3. Гришкина С.Н., Честнова К.С. Развитие функций управленческого учета в системе корпоративного управления // Учет. Анализ. Аудит. 2023. Т. 10. N 5. С. 38 - 49. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-38-49. EDN: LSDRLC.
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Поскольку согласно Закону об АО система управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита как часть корпоративного управления подчинена совету директоров, возникают вопросы о распределении полномочий в части формирования и функционирования системы антимонопольного комплаенса между советом директоров и исполнительными органами ПАО, об элементах системы корпоративного управления, интегрированных в систему антимонопольного комплаенса, и об ответственности органов управления корпорации за нарушение антимонопольного законодательства.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Поскольку согласно Закону об АО система управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита как часть корпоративного управления подчинена совету директоров, возникают вопросы о распределении полномочий в части формирования и функционирования системы антимонопольного комплаенса между советом директоров и исполнительными органами ПАО, об элементах системы корпоративного управления, интегрированных в систему антимонопольного комплаенса, и об ответственности органов управления корпорации за нарушение антимонопольного законодательства.
Статья: Особенности методики и организации налогового аудита
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)6. Клычова Г.С., Клычова А.С., Закирова А.Р., Гимадиев И.М. Внутренний аудит - эффективный инструмент системы корпоративного управления // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2016. Т. 11. N 2. С. 95 - 99. DOI: 10.12737/20645. EDN: UBRTSH.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)6. Клычова Г.С., Клычова А.С., Закирова А.Р., Гимадиев И.М. Внутренний аудит - эффективный инструмент системы корпоративного управления // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2016. Т. 11. N 2. С. 95 - 99. DOI: 10.12737/20645. EDN: UBRTSH.