Аудит как вид финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудит как вид финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аудит как вид финансового контроля
(Ершов А.А.)
("Финансовое право", 2010, N 10)"Финансовое право", 2010, N 10
(Ершов А.А.)
("Финансовое право", 2010, N 10)"Финансовое право", 2010, N 10
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая понятия "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые полагают, что государственный аудит - это "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависит от органов исполнительной власти и подотчетен органам законодательной власти" <4>, другие утверждают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <5>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая понятия "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые полагают, что государственный аудит - это "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависит от органов исполнительной власти и подотчетен органам законодательной власти" <4>, другие утверждают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <5>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита соответствия, аудита эффективности, иных видов аудита (контроля) в соответствии с настоящим Федеральным законом и со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита соответствия, аудита эффективности, иных видов аудита (контроля) в соответствии с настоящим Федеральным законом и со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В Федеральном законе N 6-ФЗ финансовый или другие разновидности аудита не упоминаются, за исключением полномочия по проведению аудита в сфере закупок (п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2) <1>. С точки зрения Федерального закона N 41-ФЗ финансовый аудит не является методом, он поименован как вид аудита в ст. 14, устанавливающей полномочия СП РФ: "Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита" (ч. 4 ст. 14). Анализ региональных законов о КСО субъектов Российской Федерации также не выявил в них положений о цифровом аудите, цифровом контроле или иных указаний на цифровой формат контрольной (экспертно-аналитической) деятельности данных органов.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В Федеральном законе N 6-ФЗ финансовый или другие разновидности аудита не упоминаются, за исключением полномочия по проведению аудита в сфере закупок (п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2) <1>. С точки зрения Федерального закона N 41-ФЗ финансовый аудит не является методом, он поименован как вид аудита в ст. 14, устанавливающей полномочия СП РФ: "Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита" (ч. 4 ст. 14). Анализ региональных законов о КСО субъектов Российской Федерации также не выявил в них положений о цифровом аудите, цифровом контроле или иных указаний на цифровой формат контрольной (экспертно-аналитической) деятельности данных органов.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита" внутренний финансовый аудит представляет собой особый вид деятельности по формированию и предоставлению руководству необходимой информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности, а также предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента. Внутренний финансовый аудит - это не финансовый контроль в чистом виде, а особый вид управленческой деятельности, направленный на повышение качества организации и осуществления финансовой работы органа исполнительной власти. Следовательно, внутренний финансовый аудит необходимо рассматривать в большей степени как административный или управленческий контроль, в котором, однако, содержатся отдельные элементы финансового контроля как института финансового права <2>.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита" внутренний финансовый аудит представляет собой особый вид деятельности по формированию и предоставлению руководству необходимой информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности, а также предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента. Внутренний финансовый аудит - это не финансовый контроль в чистом виде, а особый вид управленческой деятельности, направленный на повышение качества организации и осуществления финансовой работы органа исполнительной власти. Следовательно, внутренний финансовый аудит необходимо рассматривать в большей степени как административный или управленческий контроль, в котором, однако, содержатся отдельные элементы финансового контроля как института финансового права <2>.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Рассматривая соотношение понятий "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые рассматривают государственный аудит как "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависящий от органов исполнительной власти и подотчетный органам законодательной власти" <297>, другие полагают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <298>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Рассматривая соотношение понятий "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые рассматривают государственный аудит как "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависящий от органов исполнительной власти и подотчетный органам законодательной власти" <297>, другие полагают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <298>.
Статья: Контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты РФ по своему содержанию классифицируется на следующие виды: финансовый аудит (контроль), аудит эффективности, стратегический аудит, а также иные виды аудита (контроля) <16>. Необходимо оговориться, что, исходя из того, как сформулированы данные виды деятельности, можно заключить, что законодатель ставит знак равенства между терминами "аудит" и "контроль". Между тем в доктрине исследователи обозначают различия между контролем и аудитом с точки зрения целевой направленности <17>, однако для целей настоящей работы автор в первую очередь исходит из той позиции, что государственный аудит является одним из видов государственного контроля со своим специфическим предметом (оценка состояния и выявление негативных факторов) <18>. Так или иначе данная специфика государственного аудита, осуществляемого Счетной палатой РФ, проявляется в его видах, к рассмотрению которых полагаем необходимым перейти.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты РФ по своему содержанию классифицируется на следующие виды: финансовый аудит (контроль), аудит эффективности, стратегический аудит, а также иные виды аудита (контроля) <16>. Необходимо оговориться, что, исходя из того, как сформулированы данные виды деятельности, можно заключить, что законодатель ставит знак равенства между терминами "аудит" и "контроль". Между тем в доктрине исследователи обозначают различия между контролем и аудитом с точки зрения целевой направленности <17>, однако для целей настоящей работы автор в первую очередь исходит из той позиции, что государственный аудит является одним из видов государственного контроля со своим специфическим предметом (оценка состояния и выявление негативных факторов) <18>. Так или иначе данная специфика государственного аудита, осуществляемого Счетной палатой РФ, проявляется в его видах, к рассмотрению которых полагаем необходимым перейти.