Аудит и контроль закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Аудит и контроль закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Аудит в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)"...Признавая недействительным представление в части подпункта 3.1 пункта 3, суды, правильно применяя положения статьи 98 Закона о контрактной системе, согласно которой контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок... а также с учетом полномочий КСП... области исходили из того, что вопросы создания рассматриваемыми действиями необоснованных препятствий третьим лицам на участие в аукционе не входят в компетенцию КСП... области, поскольку это не находится в сфере аудита сферы закупок; контроль в сфере закупок к компетенции КСП не отнесен..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Признавая недействительным представление в части подпункта 3.1 пункта 3, суды, правильно применяя положения статьи 98 Закона о контрактной системе, согласно которой контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок... а также с учетом полномочий КСП... области исходили из того, что вопросы создания рассматриваемыми действиями необоснованных препятствий третьим лицам на участие в аукционе не входят в компетенцию КСП... области, поскольку это не находится в сфере аудита сферы закупок; контроль в сфере закупок к компетенции КСП не отнесен..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финансовый контроль в сфере закупок
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать работу специалиста или эксперта в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)контроль - мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.
(КонсультантПлюс, 2025)контроль - мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)закупки осуществляются за счет бюджетных средств, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством предусматривают соблюдение положений данного Закона. В таком случае АНО обязаны применять их в части соблюдения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта, мониторинга, аудита и отдельных видов контроля в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: Закон N 44-ФЗ не применяется к закупкам за счет субсидии, предоставленной на осуществление уставной деятельности АНО (Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 24-01-08/82069);
(КонсультантПлюс, 2025)закупки осуществляются за счет бюджетных средств, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством предусматривают соблюдение положений данного Закона. В таком случае АНО обязаны применять их в части соблюдения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта, мониторинга, аудита и отдельных видов контроля в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: Закон N 44-ФЗ не применяется к закупкам за счет субсидии, предоставленной на осуществление уставной деятельности АНО (Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 24-01-08/82069);
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.1. Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(ред. от 04.11.2025)1.1. Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<2> Утв. Коллегией Счетной палаты РФ (Протокол от 21.03.2014 N 15К (961)), относятся к закупкам по Закону 44-ФЗ, но на него ориентируются контрольно-счетные органы и при проведении закупок по Закону 223-ФЗ. Также заслуживает упоминания Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 "Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)", утв. протоколом Коллегии СП РФ от 21.04.2016 N 17К (1092).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<2> Утв. Коллегией Счетной палаты РФ (Протокол от 21.03.2014 N 15К (961)), относятся к закупкам по Закону 44-ФЗ, но на него ориентируются контрольно-счетные органы и при проведении закупок по Закону 223-ФЗ. Также заслуживает упоминания Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 "Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)", утв. протоколом Коллегии СП РФ от 21.04.2016 N 17К (1092).
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Следует обратить внимание, что до ноября 2022 г. в рамках аудита государственных (муниципальных) закупок применялся СГА 302 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)" в целях анализа и оценки результата закупок, включая достижение поставленной при планировании закупок цели <10>. Многие регионы до настоящего времени имеют аналогичные стандарты, т.е. совокупность правил проведения аудита исключительно в сфере закупок, несмотря на отмену аналогичного стандарта на федеральном уровне.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Следует обратить внимание, что до ноября 2022 г. в рамках аудита государственных (муниципальных) закупок применялся СГА 302 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)" в целях анализа и оценки результата закупок, включая достижение поставленной при планировании закупок цели <10>. Многие регионы до настоящего времени имеют аналогичные стандарты, т.е. совокупность правил проведения аудита исключительно в сфере закупок, несмотря на отмену аналогичного стандарта на федеральном уровне.
Статья: Полномочия субъектов, обеспечивающих финансирование публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)<13> См.: СГА 302 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)": утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21.04.2016 N 17К (1092) // СПС "КонсультантПлюс".
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)<13> См.: СГА 302 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)": утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21.04.2016 N 17К (1092) // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченных органов определяется решением об их создании или о наделении полномочий. При этом в ходе определения поставщиков к уполномоченным органам применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок (ч. 10, 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченных органов определяется решением об их создании или о наделении полномочий. При этом в ходе определения поставщиков к уполномоченным органам применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок (ч. 10, 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)<14> Паулов П.А., Михайлова М.С. Проблемы осуществления мониторинга, аудита, контроля в сфере государственных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. N 6-1. С. 193 - 195.
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)<14> Паулов П.А., Михайлова М.С. Проблемы осуществления мониторинга, аудита, контроля в сфере государственных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. N 6-1. С. 193 - 195.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Кроме этого, Федеральное казначейство обменивается информацией, в том числе информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органами, осуществляющими функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 2261 "О случаях и порядке обмена информацией между Федеральным казначейством и органами, указанными в пункте 15 статьи 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Кроме этого, Федеральное казначейство обменивается информацией, в том числе информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органами, осуществляющими функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 2261 "О случаях и порядке обмена информацией между Федеральным казначейством и органами, указанными в пункте 15 статьи 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.