Архив отдела кадров
Подборка наиболее важных документов по запросу Архив отдела кадров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.03.2023 по делу N 33-4340/2023
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О признании права пользования комнатами на условиях договора социального найма.
Обстоятельства: Истец, которому комнаты в общежитии предоставлены в связи с поступлением на работу, указал, что вынужденно (ввиду расторжения брака) не проживает в них, по данному адресу в качестве членов семьи зарегистрированы и проживают его бывшая жена и сын, другого жилья на праве собственности или на условиях договора социального найма они не имеют, бывшее здание общежития принято в муниципальную собственность, в предоставлении дубликата ордера истцу отказано ввиду отсутствия ордера на вселение.
Решение: Удовлетворено.Дополнительно свидетель З. в судебном заседании пояснила, что в период с 1986 по 1997 годы работала инженером по строительству в Северском леспромхозе, отвечала за жилищный фонд, когда в 1989 году к ним устроился О.Ю.А. в качестве плотника и ему для проживания с семьей на основании ордера были предоставлены указанные комнаты в общежитии. Ордера хранились у коменданта общежития, потом оставались в архиве отдела кадров, после чего были переданы на склад, который сгорел.
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О признании права пользования комнатами на условиях договора социального найма.
Обстоятельства: Истец, которому комнаты в общежитии предоставлены в связи с поступлением на работу, указал, что вынужденно (ввиду расторжения брака) не проживает в них, по данному адресу в качестве членов семьи зарегистрированы и проживают его бывшая жена и сын, другого жилья на праве собственности или на условиях договора социального найма они не имеют, бывшее здание общежития принято в муниципальную собственность, в предоставлении дубликата ордера истцу отказано ввиду отсутствия ордера на вселение.
Решение: Удовлетворено.Дополнительно свидетель З. в судебном заседании пояснила, что в период с 1986 по 1997 годы работала инженером по строительству в Северском леспромхозе, отвечала за жилищный фонд, когда в 1989 году к ним устроился О.Ю.А. в качестве плотника и ему для проживания с семьей на основании ордера были предоставлены указанные комнаты в общежитии. Ордера хранились у коменданта общежития, потом оставались в архиве отдела кадров, после чего были переданы на склад, который сгорел.
Апелляционное определение Московского городского суда от 21.03.2023 по делу N 33-10798/2023 (УИД 77RS0016-02-2021-026900-76)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О перерасчете денежных выплат; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истица указала, что работодатель не учел степень вины, работодателем в нарушение действующего трудового законодательства не определена дата совершения указанного в приказе дисциплинарного проступка, в связи с чем установить срок, в течение которого она могла быть привлечена к дисциплинарной ответственности, не представляется возможным; кроме того, она не была уведомлена об изменениях в должностной инструкции.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.При этом, ссылки истца на вину работодателя в связи с отсутствием архива и высокой загруженности отдела кадров, не свидетельствуют об уважительности причин неисполнения должностных обязанностей и отсутствии оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О перерасчете денежных выплат; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истица указала, что работодатель не учел степень вины, работодателем в нарушение действующего трудового законодательства не определена дата совершения указанного в приказе дисциплинарного проступка, в связи с чем установить срок, в течение которого она могла быть привлечена к дисциплинарной ответственности, не представляется возможным; кроме того, она не была уведомлена об изменениях в должностной инструкции.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.При этом, ссылки истца на вину работодателя в связи с отсутствием архива и высокой загруженности отдела кадров, не свидетельствуют об уважительности причин неисполнения должностных обязанностей и отсутствии оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В рассматриваемом деле пенсионный орган отказал гражданке в перерасчете размера назначенной пенсии исходя из среднемесячной заработной платы за 60 месяцев работы на конкретном предприятии, поскольку в качестве документа, подтверждающего размер ее заработка, была предоставлена справка Федеральной службы государственной статистики о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации и промышленности Чечено-Ингушской АССР за период с 1976 по 1983 г. Архивные материалы по отделу кадров и бухгалтерии нефтеперерабатывающего завода, на котором трудилась истец, были уничтожены в результате военных действий на территории Чеченской Республики в 1994 - 1996 и 1999 - 2000 гг.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В рассматриваемом деле пенсионный орган отказал гражданке в перерасчете размера назначенной пенсии исходя из среднемесячной заработной платы за 60 месяцев работы на конкретном предприятии, поскольку в качестве документа, подтверждающего размер ее заработка, была предоставлена справка Федеральной службы государственной статистики о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации и промышленности Чечено-Ингушской АССР за период с 1976 по 1983 г. Архивные материалы по отделу кадров и бухгалтерии нефтеперерабатывающего завода, на котором трудилась истец, были уничтожены в результате военных действий на территории Чеченской Республики в 1994 - 1996 и 1999 - 2000 гг.
Статья: Культура работы с документами: проблемы и решения
(Ярославцева Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Назначение портала - содействовать актуализации знаний в области документационного обеспечения управления. Целевая аудитория ресурса включает в себя специалистов разного уровня: от сотрудников служб документационного обеспечения управления, отделов делопроизводства, кадровых и архивных служб до секретарей, помощников руководителей и самих руководителей организаций.
(Ярославцева Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Назначение портала - содействовать актуализации знаний в области документационного обеспечения управления. Целевая аудитория ресурса включает в себя специалистов разного уровня: от сотрудников служб документационного обеспечения управления, отделов делопроизводства, кадровых и архивных служб до секретарей, помощников руководителей и самих руководителей организаций.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")33. Материалы проверки хранятся в Управлении, подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации или в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.
(ред. от 06.10.2025)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")33. Материалы проверки хранятся в Управлении, подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации или в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Статья: Нерабочие дни в мае: как отметить в табеле и как оплатить (Данилова В.В.) ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 6)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Статья: Нерабочие дни в мае: как отметить в табеле и как оплатить (Данилова В.В.) ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2021, N 6)
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Следует отметить, что в системе арбитражных судов РФ применяются две основные системы организации делопроизводства: централизованная и децентрализованная. При централизованной системе создается отдельное подразделение, которое осуществляет все необходимые операции с делом и при необходимости передает готовое дело судье по запросу для проведения процессуальных действий. В данной системе секретарь судебного заседания работает не в составе офиса судьи, а в крупном отделе. При децентрализованной системе делопроизводство осуществляется непосредственно в офисе судьи помощником судьи, секретарем судебного заседания или специалистом. Здесь дело находится в офисе судьи до окончательного рассмотрения и последующей передачи его в архив. Термины "офис судьи", "децентрализованная" и "централизованная" системы делопроизводства впервые были закреплены в инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ <3>. На основании изложенного видится целесообразным отличать работников аппарата суда от работников офиса судьи. Традиционно в состав офиса судьи входят: судья, помощник судьи, секретарь судебного заседания и иные специалисты. К работникам аппарата суда наряду с вышеперечисленными следует относить: IT-специалистов; работников кадровых служб, бухгалтерии; специалистов судебной практики; иных специалистов, которые не работают в офисе судьи.
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Следует отметить, что в системе арбитражных судов РФ применяются две основные системы организации делопроизводства: централизованная и децентрализованная. При централизованной системе создается отдельное подразделение, которое осуществляет все необходимые операции с делом и при необходимости передает готовое дело судье по запросу для проведения процессуальных действий. В данной системе секретарь судебного заседания работает не в составе офиса судьи, а в крупном отделе. При децентрализованной системе делопроизводство осуществляется непосредственно в офисе судьи помощником судьи, секретарем судебного заседания или специалистом. Здесь дело находится в офисе судьи до окончательного рассмотрения и последующей передачи его в архив. Термины "офис судьи", "децентрализованная" и "централизованная" системы делопроизводства впервые были закреплены в инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ <3>. На основании изложенного видится целесообразным отличать работников аппарата суда от работников офиса судьи. Традиционно в состав офиса судьи входят: судья, помощник судьи, секретарь судебного заседания и иные специалисты. К работникам аппарата суда наряду с вышеперечисленными следует относить: IT-специалистов; работников кадровых служб, бухгалтерии; специалистов судебной практики; иных специалистов, которые не работают в офисе судьи.
Статья: К вопросу о передаче дела социального обеспечения в ведение профсоюзных органов (1958 - 1959 гг.)
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<30> Интервью сотрудников горсобеса Исполкома депутатов трудящихся районного города (Владимирская область); Интервью работников отделов кадров предприятий и организаций районного города (Владимирская область) // Личный архив автора.
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<30> Интервью сотрудников горсобеса Исполкома депутатов трудящихся районного города (Владимирская область); Интервью работников отделов кадров предприятий и организаций районного города (Владимирская область) // Личный архив автора.
Статья: Как Закон о защите персданных распространяется на архивные документы
(Храмцовская Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9
(Храмцовская Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9
Статья: К чему готовиться работодателям в 2023 году?
(Свистунова Н., Стародубцев В., Емельянова Е., Черемисова С., Родионова Е., Баскина Т.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)4. Кадровый электронный документооборот. Кадровое ЭДО - это платформы для создания, подписания и хранения документов, связанных с выполнением работы, в электронном виде без бумажных носителей. Организации, уже внедрившие или тестировавшие КЭДО, отмечают кратную экономию временных затрат сотрудников отделов кадров, финансовых издержек на печать, хранение и доставку документов; расходов на помещения для бумажных архивов. При подготовке к аудитам и проверкам экономится время, повышается уровень прозрачности процессов и актуальности данных. Платформы интегрированы с госструктурами, что ускоряет представление внешней отчетности, и с учетными системами компании - для оперативного представления внутренней отчетности и аналитики для руководства. Сотрудники таких организаций уже оценили удобство безбумажного взаимодействия с кадровыми службами через личный кабинет при найме, оформлении различных справок, коммуникациях через сервисы быстрых сообщений с учетом часовых поясов и прочих кадровых процедурах.
(Свистунова Н., Стародубцев В., Емельянова Е., Черемисова С., Родионова Е., Баскина Т.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)4. Кадровый электронный документооборот. Кадровое ЭДО - это платформы для создания, подписания и хранения документов, связанных с выполнением работы, в электронном виде без бумажных носителей. Организации, уже внедрившие или тестировавшие КЭДО, отмечают кратную экономию временных затрат сотрудников отделов кадров, финансовых издержек на печать, хранение и доставку документов; расходов на помещения для бумажных архивов. При подготовке к аудитам и проверкам экономится время, повышается уровень прозрачности процессов и актуальности данных. Платформы интегрированы с госструктурами, что ускоряет представление внешней отчетности, и с учетными системами компании - для оперативного представления внутренней отчетности и аналитики для руководства. Сотрудники таких организаций уже оценили удобство безбумажного взаимодействия с кадровыми службами через личный кабинет при найме, оформлении различных справок, коммуникациях через сервисы быстрых сообщений с учетом часовых поясов и прочих кадровых процедурах.
Статья: Представление гражданами (государственными служащими) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка их достоверности (полноты): проблемные вопросы, комментарии и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Материалы проверки хранятся в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Материалы проверки хранятся в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.
Статья: Уничтожение бухгалтерских и налоговых документов
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)3) совместно со структурным подразделением организации, осуществляющим хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, службой делопроизводства и кадровой службой организация для работников консультаций по вопросам работы с документами, оказание им методической помощи, участие в подготовке и проведении мероприятий по повышению их квалификации.
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)3) совместно со структурным подразделением организации, осуществляющим хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, службой делопроизводства и кадровой службой организация для работников консультаций по вопросам работы с документами, оказание им методической помощи, участие в подготовке и проведении мероприятий по повышению их квалификации.
Статья: 10 важных дел кадровика накануне Нового года
(Свистунова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)4. Составить, утвердить и ввести в действие номенклатуру дел на 2024 год. Структурные подразделения организации, в т.ч. кадровая служба, до конца года должны составить свои номенклатуры, из которых состоит общая номенклатура по организации. Рекомендуемая форма номенклатуры приведена в приложении N 2 к Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. Приказом Росархива от 31.07.2023 N 77). В ней указываются документы отдела кадров и сроки их хранения в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <1> и Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236) <2>.
(Свистунова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)4. Составить, утвердить и ввести в действие номенклатуру дел на 2024 год. Структурные подразделения организации, в т.ч. кадровая служба, до конца года должны составить свои номенклатуры, из которых состоит общая номенклатура по организации. Рекомендуемая форма номенклатуры приведена в приложении N 2 к Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. Приказом Росархива от 31.07.2023 N 77). В ней указываются документы отдела кадров и сроки их хранения в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <1> и Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236) <2>.
Статья: Топ-12 важных дел бухгалтера-кадровика накануне Нового года
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 12)В ней указываются документы отдела кадров и сроки их хранения в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 12)В ней указываются документы отдела кадров и сроки их хранения в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236).
Статья: Сроки хранения электронной кадровой отчетности
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)В номенклатуре дел необходимо было закрепить места хранения всех отчетных форм в отделе кадров и бухгалтерии, чтобы данные формы могли быть правильно включены в годовые разделы соответствующих описей дел. Если данные отчетные формы долговременного срока хранения формировались в информационной системе вашей организации в электронном виде, то они распечатываются, прошиваются, удостоверяются и передаются на архивное хранение в бумажной форме вместе с электронными подлинниками (пока долгожданный законопроект N 1173189-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1173189-7) еще не принят).
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)В номенклатуре дел необходимо было закрепить места хранения всех отчетных форм в отделе кадров и бухгалтерии, чтобы данные формы могли быть правильно включены в годовые разделы соответствующих описей дел. Если данные отчетные формы долговременного срока хранения формировались в информационной системе вашей организации в электронном виде, то они распечатываются, прошиваются, удостоверяются и передаются на архивное хранение в бумажной форме вместе с электронными подлинниками (пока долгожданный законопроект N 1173189-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1173189-7) еще не принят).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихЛичные дела уволенных с гражданской службы, за исключением назначенных на государственные должности, хранятся кадровой службой в течение 10 лет со дня увольнения и по истечении этого срока передаются в архив (п. 23 Положения).