Археологический надзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Археологический надзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 по делу N 88-19639/2023 (УИД 23RS0004-01-2020-003001-73)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на объект незавершенного строительства.
Требования: 2) О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что разрешительная документация на строительство каких-либо объектов на земельных участках ответчику не выдавалась, проектная документация не подготавливалась.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.В отношении доводов о нахождении земельных участков ФИО1 в границах зоны охраны объекта культурного наследия, то само по себе данное обстоятельство подтверждает только существующие ограничения при производстве каких-либо земляных работ, связанных с разрытием грунта (с присутствием специалиста-археолога) и само по себе препятствием к использованию земельных участков под размещение существующих объектов недвижимости не является. Судом также учтено наличие технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий N 97-2020-ИГИ, отчета о выполнении археологического надзора за земляными работами на территории земельного массива, состоящего из четырех земельных участков общей площадью 2 900 кв. м, находящегося в границах зон охраны памятников археологии, что свидетельствует о согласовании работ, отсутствии угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на объект незавершенного строительства.
Требования: 2) О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что разрешительная документация на строительство каких-либо объектов на земельных участках ответчику не выдавалась, проектная документация не подготавливалась.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.В отношении доводов о нахождении земельных участков ФИО1 в границах зоны охраны объекта культурного наследия, то само по себе данное обстоятельство подтверждает только существующие ограничения при производстве каких-либо земляных работ, связанных с разрытием грунта (с присутствием специалиста-археолога) и само по себе препятствием к использованию земельных участков под размещение существующих объектов недвижимости не является. Судом также учтено наличие технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий N 97-2020-ИГИ, отчета о выполнении археологического надзора за земляными работами на территории земельного массива, состоящего из четырех земельных участков общей площадью 2 900 кв. м, находящегося в границах зон охраны памятников археологии, что свидетельствует о согласовании работ, отсутствии угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования использования территорий, подлежащих археологическим разведкам
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Положение о проведении ГИКЭ исходит из того, что она проводится экспертом путем археологической разведки (п. 11(3)). Вместе с тем Постановление N 2418 использует термины "археологическая разведка" и "ГИКЭ" путем их перечисления, как если бы это были отдельные процедуры и равноположенные понятия. Более того, нельзя не обратить внимания на то, что ГИКЭ является одним из элементов государственной охраны объектов культурного наследия, отнесенным к полномочиям органов публичной власти, в то время как проведение археологической разведки - это предпринимательская деятельность, для которой в Законе N 73-ФЗ не установлена ни предельная цена, ни сроки проведения, ни требования к исполнителям, а проверка соблюдения порядка выполнения археологической разведки не включена в предмет государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия. Принимая во внимание изложенное, система регулирования проведения археологических разведок требует совершенствования с привлечением представителей научного и профессионального сообщества.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Положение о проведении ГИКЭ исходит из того, что она проводится экспертом путем археологической разведки (п. 11(3)). Вместе с тем Постановление N 2418 использует термины "археологическая разведка" и "ГИКЭ" путем их перечисления, как если бы это были отдельные процедуры и равноположенные понятия. Более того, нельзя не обратить внимания на то, что ГИКЭ является одним из элементов государственной охраны объектов культурного наследия, отнесенным к полномочиям органов публичной власти, в то время как проведение археологической разведки - это предпринимательская деятельность, для которой в Законе N 73-ФЗ не установлена ни предельная цена, ни сроки проведения, ни требования к исполнителям, а проверка соблюдения порядка выполнения археологической разведки не включена в предмет государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия. Принимая во внимание изложенное, система регулирования проведения археологических разведок требует совершенствования с привлечением представителей научного и профессионального сообщества.
Статья: Роль и место духовно-культурной (цивилизационной) безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В системе обеспечения национальной безопасности применительно к исследуемой сфере государственное управление осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, которое совмещает функции нормативно-правового регулирования в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, а также обширные контрольные и надзорные полномочия <14>. Их осуществление возложено на территориальные органы, образованные в семи федеральных округах во взаимодействии с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, подведомственными организациями и широким кругом институтов гражданского общества. Законодательное закрепление сферы духовно-культурной безопасности повлечет уточнение компетенции не только Минкультуры России, но и иных субъектов обеспечения национальной безопасности, включая федеральные органы исполнительной власти (Минюста России, Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзора, ФАДН, Росмолодежи, Минцифры, МВД, ФСБ России и др.), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в государственной функции по обеспечению национальной безопасности.
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В системе обеспечения национальной безопасности применительно к исследуемой сфере государственное управление осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, которое совмещает функции нормативно-правового регулирования в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, а также обширные контрольные и надзорные полномочия <14>. Их осуществление возложено на территориальные органы, образованные в семи федеральных округах во взаимодействии с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, подведомственными организациями и широким кругом институтов гражданского общества. Законодательное закрепление сферы духовно-культурной безопасности повлечет уточнение компетенции не только Минкультуры России, но и иных субъектов обеспечения национальной безопасности, включая федеральные органы исполнительной власти (Минюста России, Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзора, ФАДН, Росмолодежи, Минцифры, МВД, ФСБ России и др.), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в государственной функции по обеспечению национальной безопасности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)19) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящем подпункте - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия;
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)19) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящем подпункте - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия;
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.02.2023 N 03-07-07/9150 указывается, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.02.2023 N 03-07-07/9150 указывается, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при проведении работ по ремонту и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования под гостиницу.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-07-07/10465)Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-07-07/10465)Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Статья: Ремонт объектов культурного наследия в 2023 году - учет у заказчика работ
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Работы (услуги) по сохранению ОКН, выявленного ОКН не облагаются НДС (пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ). Льгота распространяется на консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению ОКН для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Льгота действует при наличии у подрядчика, выполняющего работы, лицензии.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Работы (услуги) по сохранению ОКН, выявленного ОКН не облагаются НДС (пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ). Льгота распространяется на консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению ОКН для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Льгота действует при наличии у подрядчика, выполняющего работы, лицензии.
Статья: Защита публичных интересов: возмещение вреда, причиненного объектам археологического наследия
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия (в том числе в отношении объектов археологического наследия, включенных в реестр, которые всегда являются объектами культурного наследия федерального значения) переданы Российской Федерацией органам государственной власти регионов. При этом полномочия по федеральному надзору в данной области фактически не обеспечены федеральными субвенциями <6>, в отличие от полномочий по государственной охране объектов культурного наследия <7>, и фактически осуществляются субъектами РФ за счет собственных средств.
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия (в том числе в отношении объектов археологического наследия, включенных в реестр, которые всегда являются объектами культурного наследия федерального значения) переданы Российской Федерацией органам государственной власти регионов. При этом полномочия по федеральному надзору в данной области фактически не обеспечены федеральными субвенциями <6>, в отличие от полномочий по государственной охране объектов культурного наследия <7>, и фактически осуществляются субъектами РФ за счет собственных средств.
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Устанавливаются особенности возникновения и прекращения имущественных прав на объект культурного наследия, включенный в Реестр, выявленный объект культурного наследия (гл. IX Закона об объектах культурного наследия). В частности, объект культурного наследия, включенный в Реестр, выявленный объект культурного наследия либо земельный участок, в пределах которого располагается объект археологического наследия, может быть изъят на основании решения суда в случае, если собственник не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения (п. 1 ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Устанавливаются особенности возникновения и прекращения имущественных прав на объект культурного наследия, включенный в Реестр, выявленный объект культурного наследия (гл. IX Закона об объектах культурного наследия). В частности, объект культурного наследия, включенный в Реестр, выявленный объект культурного наследия либо земельный участок, в пределах которого располагается объект археологического наследия, может быть изъят на основании решения суда в случае, если собственник не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения (п. 1 ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Как представляется, в отношении земельных участков, на которых располагаются указанные объекты, может проводиться региональный государственный земельный надзор.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Как представляется, в отношении земельных участков, на которых располагаются указанные объекты, может проводиться региональный государственный земельный надзор.
Вопрос: Об НДС при компенсации затрат на предоставление банковской гарантии и по страхованию объектов в рамках госконтракта по строительству (реконструкции).
(Письмо Минфина России от 17.09.2025 N 03-07-11/90767)Что касается работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), то в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 17.09.2025 N 03-07-11/90767)Что касается работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), то в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Вопрос: О применении освобождения от НДС в отношении работ по ремонту систем кондиционирования, вентиляции и отопления на объекте культурного наследия регионального значения.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 03-07-07/36274)В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) (освобождаются от налогообложения) работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенные в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. В отношении операций по реализации иных работ (услуг), не поименованных в указанном подпункте п. 2 ст. 149 НК РФ, применяется налоговая ставка в размере 20 процентов.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 03-07-07/36274)В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) (освобождаются от налогообложения) работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенные в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. В отношении операций по реализации иных работ (услуг), не поименованных в указанном подпункте п. 2 ст. 149 НК РФ, применяется налоговая ставка в размере 20 процентов.
Вопрос: Вправе ли организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, воспользоваться освобождением от НДС по договору с заказчиком, по условиям которого организация поставляет оборудование на объект культурного наследия и осуществляет его монтаж и пусконаладочные работы?
(Консультация эксперта, 2023)В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация работ (услуг) по сохранению, в частности, объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
(Консультация эксперта, 2023)В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация работ (услуг) по сохранению, в частности, объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.