Археологические полевые работы
Подборка наиболее важных документов по запросу Археологические полевые работы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным допуск заявки на участие в конкурсе в электронной форме, если в подтверждение дополнительных требований она содержит отчет о выполненных археологических полевых работах вместо акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным допуск заявки на участие в конкурсе в электронной форме, если в подтверждение дополнительных требований она содержит отчет о выполненных археологических полевых работах вместо акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 52.1-1. Использование водных объектов для целей проведения археологических полевых работ
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 52.1-1. Использование водных объектов для целей проведения археологических полевых работ
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (п. 3 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (п. 3 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ
Статья: Социальный спрос на уголовно-правовую охрану исторического и культурного наследия как фактор, оказывающий влияние на уголовно-правовую политику в указанной сфере
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2024, N 3)Особую озабоченность со стороны представителей государственных органов охраны культурного наследия, профессиональных археологов вызывает отношение со стороны общества к потребности в принятии мер по недопущению утраты элементов археологического наследия. В России до 2013 г., в отличие от большинства стран Европы, богатых элементами археологического наследия, отсутствовала уголовная ответственность за незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания. До указанного времени на территории нашей страны сформировалась культура свободного металлопоиска. Через призму историко-культурной комплементарности она была признана обществом как хобби, безобидное увлечение по изучению отечественной истории, истории родного края. И тут в одночасье с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" <6> одобряемое обществом поведение стало рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации <7> (далее - УК РФ). При этом государство сочло излишним необходимость разъяснения общественной опасности содеянного и самоустранилось от создания социально-правовых условий включения владельцев металлоискателей в процесс археологических полевых работ либо осуществления контроля за реализацией специальных приборов поиска, а также их применением. Кроме этого, отечественным законодателем не был воспринят ценный, благодаря продолжительности формирования, зарубежный опыт, предлагающий заслуживающие внимание решения. Так, при изучении зарубежного опыта автором проводимого исследования отмечено, что в странах Европы существуют две модели взаимодействия государства, органов охраны исторического и культурного наследия с любителями металлопоиска. В Греции, Испании и Франции установлена жесткая процедура получения разрешения на пользование специальными приборами поиска археологических предметов (металлоискателями). В указанных странах заинтересованность в сохранении национального материального наследия доминирует над частным (обывательским) интересом <8>. К примеру, в Греческой Республике установлена уголовная ответственность за использование металлоискателей. Так, в части первой ст. 62 "противоправное использование металлоискателя" Кодекса законодательства об охране древностей и культурного наследия (Закон N 4858/2021 от 19 ноября 2021 г.) указано, что тот, кто использует металлоискатель либо иной специальный прибор поиска без соответствующего разрешения, предусмотренного п. 2 ст. 38 Закона, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не менее трех месяцев. Вторая часть нормы предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех лет за использование специального прибора поиска на территории проведения археологических раскопок или профессиональным археологом <9>. Подобное законодательное предписание - это форма отношения государства к указанному виду деятельности, выраженного в недопустимости бесконтрольного использования специальных приборов поиска. Иная модель, либеральная, сложилась в Англии и Уэльсе, где частные лица - владельцы металлоискателей - могут участвовать в проведении археологических раскопок под патронажем профессиональных археологов <10>. Между моделями существует консолидирующая системная связь, направленная на поиск наиболее оптимальных путей взаимодействия любителей металлопоиска и государства. Это происходит в том числе благодаря имплементации положений Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной) (ETS N 143) (Мальта, 16 января 1992 г.) <11> в национальном законодательстве стран Европы <12>. Российская Федерация ратифицировала указанный международный документ, но не стала предпринимать усилий по поиску путей взаимодействия органов государственной власти с владельцами специальных технических приборов поиска археологических предметов. Так, в ст. 45.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <13> не предусмотрена возможность привлечения граждан - пользователей специальных приборов поиска - к проведению археологических полевых работ, легальное использование подобных технических средств запрещено под угрозой административной ответственности. Как результат, российское общество не рассматривает деяния, совершенные в отношении археологического наследия, как общественно опасные и уголовно наказуемые. Отсутствие должного социального спроса, потребности в уголовно-правовой охране исторического и культурного наследия, привело к ориентации правоприменителя на экономию репрессивного потенциала, заложенного в нормах уголовного закона при индивидуализации уголовной ответственности. Схожее отношение со стороны правоприменительной практики сложилось и в части квалификации деяния по ст. 243 УК РФ.
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2024, N 3)Особую озабоченность со стороны представителей государственных органов охраны культурного наследия, профессиональных археологов вызывает отношение со стороны общества к потребности в принятии мер по недопущению утраты элементов археологического наследия. В России до 2013 г., в отличие от большинства стран Европы, богатых элементами археологического наследия, отсутствовала уголовная ответственность за незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания. До указанного времени на территории нашей страны сформировалась культура свободного металлопоиска. Через призму историко-культурной комплементарности она была признана обществом как хобби, безобидное увлечение по изучению отечественной истории, истории родного края. И тут в одночасье с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" <6> одобряемое обществом поведение стало рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации <7> (далее - УК РФ). При этом государство сочло излишним необходимость разъяснения общественной опасности содеянного и самоустранилось от создания социально-правовых условий включения владельцев металлоискателей в процесс археологических полевых работ либо осуществления контроля за реализацией специальных приборов поиска, а также их применением. Кроме этого, отечественным законодателем не был воспринят ценный, благодаря продолжительности формирования, зарубежный опыт, предлагающий заслуживающие внимание решения. Так, при изучении зарубежного опыта автором проводимого исследования отмечено, что в странах Европы существуют две модели взаимодействия государства, органов охраны исторического и культурного наследия с любителями металлопоиска. В Греции, Испании и Франции установлена жесткая процедура получения разрешения на пользование специальными приборами поиска археологических предметов (металлоискателями). В указанных странах заинтересованность в сохранении национального материального наследия доминирует над частным (обывательским) интересом <8>. К примеру, в Греческой Республике установлена уголовная ответственность за использование металлоискателей. Так, в части первой ст. 62 "противоправное использование металлоискателя" Кодекса законодательства об охране древностей и культурного наследия (Закон N 4858/2021 от 19 ноября 2021 г.) указано, что тот, кто использует металлоискатель либо иной специальный прибор поиска без соответствующего разрешения, предусмотренного п. 2 ст. 38 Закона, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не менее трех месяцев. Вторая часть нормы предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех лет за использование специального прибора поиска на территории проведения археологических раскопок или профессиональным археологом <9>. Подобное законодательное предписание - это форма отношения государства к указанному виду деятельности, выраженного в недопустимости бесконтрольного использования специальных приборов поиска. Иная модель, либеральная, сложилась в Англии и Уэльсе, где частные лица - владельцы металлоискателей - могут участвовать в проведении археологических раскопок под патронажем профессиональных археологов <10>. Между моделями существует консолидирующая системная связь, направленная на поиск наиболее оптимальных путей взаимодействия любителей металлопоиска и государства. Это происходит в том числе благодаря имплементации положений Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной) (ETS N 143) (Мальта, 16 января 1992 г.) <11> в национальном законодательстве стран Европы <12>. Российская Федерация ратифицировала указанный международный документ, но не стала предпринимать усилий по поиску путей взаимодействия органов государственной власти с владельцами специальных технических приборов поиска археологических предметов. Так, в ст. 45.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <13> не предусмотрена возможность привлечения граждан - пользователей специальных приборов поиска - к проведению археологических полевых работ, легальное использование подобных технических средств запрещено под угрозой административной ответственности. Как результат, российское общество не рассматривает деяния, совершенные в отношении археологического наследия, как общественно опасные и уголовно наказуемые. Отсутствие должного социального спроса, потребности в уголовно-правовой охране исторического и культурного наследия, привело к ориентации правоприменителя на экономию репрессивного потенциала, заложенного в нормах уголовного закона при индивидуализации уголовной ответственности. Схожее отношение со стороны правоприменительной практики сложилось и в части квалификации деяния по ст. 243 УК РФ.
Статья: Ордер на земляные работы: понятие, порядок получения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок получения вышеуказанной документации закреплен в Административном регламенте предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2017 N 723-ПП).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок получения вышеуказанной документации закреплен в Административном регламенте предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2017 N 723-ПП).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.02.2023 N 03-07-07/9150 указывается, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.02.2023 N 03-07-07/9150 указывается, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Статья: О необходимости усиления ответственности за незаконный сбыт археологических предметов
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Детализирующим положения ст. 175 УК РФ стало Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем" <13>. В нем приведены общие и частные правила квалификации преступления. В целях создания непротиворечивых условий уголовно-правовой оценки совершенного деяния Постановление Пленума следует дополнить п. 18.1, который необходимо изложить в следующей редакции: "18.1) для квалификации содеянного по п. "г" ч. 2 ст. 175 УК РФ преступным происхождение культурных ценностей может быть признано, если они: обнаружены в месте залегания, не сокрытыми, частично либо полностью сокрытыми в земле или под водой; обнаружены в ходе проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), когда исполнитель работ уклонился от их обязательной передачи государству; признаны особо значимыми культурными ценностями, культурными ценностями в крупном размере, полные сведения о которых, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", в срок до 1 сентября 2016 г. не переданы в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Для квалификации содеянного по указанной норме уголовного закона должно быть установлено особое значение культурной ценности либо стоимость культурной ценности (общности, коллекции ценностей) должна превышать сто тысяч рублей, то есть быть признана в крупном размере. Содержание нормы уголовного закона делает возможным признание в качестве предмета преступления археологических предметов, которые представляют культурную, историческую и (или) научную ценность". Подобные разъяснения позволят произвести непротиворечивое разграничение преступления и административно-правового деликта, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ.
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Детализирующим положения ст. 175 УК РФ стало Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем" <13>. В нем приведены общие и частные правила квалификации преступления. В целях создания непротиворечивых условий уголовно-правовой оценки совершенного деяния Постановление Пленума следует дополнить п. 18.1, который необходимо изложить в следующей редакции: "18.1) для квалификации содеянного по п. "г" ч. 2 ст. 175 УК РФ преступным происхождение культурных ценностей может быть признано, если они: обнаружены в месте залегания, не сокрытыми, частично либо полностью сокрытыми в земле или под водой; обнаружены в ходе проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), когда исполнитель работ уклонился от их обязательной передачи государству; признаны особо значимыми культурными ценностями, культурными ценностями в крупном размере, полные сведения о которых, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", в срок до 1 сентября 2016 г. не переданы в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Для квалификации содеянного по указанной норме уголовного закона должно быть установлено особое значение культурной ценности либо стоимость культурной ценности (общности, коллекции ценностей) должна превышать сто тысяч рублей, то есть быть признана в крупном размере. Содержание нормы уголовного закона делает возможным признание в качестве предмета преступления археологических предметов, которые представляют культурную, историческую и (или) научную ценность". Подобные разъяснения позволят произвести непротиворечивое разграничение преступления и административно-правового деликта, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ.
Статья: Состав способа приобретения права собственности
(Васянин Г.М., Иванисенко А.К., Кузнецов Д.А.)
("Российский судья", 2025, N 11)<17> Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утв. постановлением от 27.11.2013 N 85 Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук) // СПС "КонсультантПлюс".
(Васянин Г.М., Иванисенко А.К., Кузнецов Д.А.)
("Российский судья", 2025, N 11)<17> Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утв. постановлением от 27.11.2013 N 85 Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Судебная практика рассмотрения споров, связанных с самовольным строительством
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Строительные работы проведены собственником земельного участка - предпринимателем без соответствующего согласования, без разработки проекта/раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, без уведомления о проведении археологических полевых работ, земляные работы проведены без участия археолога.
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Строительные работы проведены собственником земельного участка - предпринимателем без соответствующего согласования, без разработки проекта/раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, без уведомления о проведении археологических полевых работ, земляные работы проведены без участия археолога.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Границы территории указанного объекта определяются на основании археологических полевых работ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Границы территории указанного объекта определяются на основании археологических полевых работ.
Статья: Земляные работы: понятие, порядок выполнения и требования к проведению
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При проведении земляных работ на территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, для получения ордера на проведение земляных работ необходимо наличие документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, порядок получения которой установлен в Административном регламенте предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия", утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2017 N 723-ПП.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При проведении земляных работ на территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, для получения ордера на проведение земляных работ необходимо наличие документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, порядок получения которой установлен в Административном регламенте предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия", утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2017 N 723-ПП.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования использования территорий, подлежащих археологическим разведкам
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Под археологической разведкой Закон N 73-ФЗ понимает проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности. Усвоение данного понятия с очевидностью свидетельствует о том, что разведка - весьма сложный, многосоставный вид археологических полевых работ.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Под археологической разведкой Закон N 73-ФЗ понимает проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности. Усвоение данного понятия с очевидностью свидетельствует о том, что разведка - весьма сложный, многосоставный вид археологических полевых работ.
Статья: Защита публичных интересов: возмещение вреда, причиненного объектам археологического наследия
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Если говорить о количестве отдельных археологических единиц (курганов, могильников, захоронений и т.п.), то их в составе упомянутых археологических памятников и ансамблей более 100 тысяч. И все они подлежат государственной охране с самого момента их выявления, т.е. с момента обнаружения специалистом-археологом, имеющим разрешение (открытый лист) на право проведения археологических полевых работ <2>.
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Если говорить о количестве отдельных археологических единиц (курганов, могильников, захоронений и т.п.), то их в составе упомянутых археологических памятников и ансамблей более 100 тысяч. И все они подлежат государственной охране с самого момента их выявления, т.е. с момента обнаружения специалистом-археологом, имеющим разрешение (открытый лист) на право проведения археологических полевых работ <2>.