Арендопригодная площадь
Подборка наиболее важных документов по запросу Арендопригодная площадь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 06.12.2024 по делу N 3а-3316/2024 (УИД 77OS0000-02-2024-019700-93)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником здания, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость этого объекта капитального строительства, что затрагивает права ООО, так как влияет на размер налоговых обязательств.
Решение: Удовлетворено.Также суд не находит оснований согласиться и с аргументами административного истца о целесообразности учета поправок на условие о предоставлении арендных каникул и (или) внутреннюю отделку; необходимость этих корректировок экспертом также не подтверждена с учетом имеющихся данных о Здании и технико-экономических характеристиках объектов-аналогов; поправка на уровень вакантности рассчитана экспертом верно, тогда как расчет административного истца основан на ошибочных данных о размере арендопригодной площади Здания (исключены МОПы и вспомогательные площади), ввиду чего правильным не является и о необоснованности определенной экспертом итоговой величины рыночной стоимости Здания (ее завышении) не свидетельствует. Замечания административного истца не могут повлиять на итоговую величину рыночной стоимости Здания каким-либо существенным образом.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником здания, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость этого объекта капитального строительства, что затрагивает права ООО, так как влияет на размер налоговых обязательств.
Решение: Удовлетворено.Также суд не находит оснований согласиться и с аргументами административного истца о целесообразности учета поправок на условие о предоставлении арендных каникул и (или) внутреннюю отделку; необходимость этих корректировок экспертом также не подтверждена с учетом имеющихся данных о Здании и технико-экономических характеристиках объектов-аналогов; поправка на уровень вакантности рассчитана экспертом верно, тогда как расчет административного истца основан на ошибочных данных о размере арендопригодной площади Здания (исключены МОПы и вспомогательные площади), ввиду чего правильным не является и о необоснованности определенной экспертом итоговой величины рыночной стоимости Здания (ее завышении) не свидетельствует. Замечания административного истца не могут повлиять на итоговую величину рыночной стоимости Здания каким-либо существенным образом.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.10.2023 по делу N 66а-2820/2023 (УИД 77OS0000-02-2022-013116-25)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объектов нежилой недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Обстоятельства: Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются права и обязанности истца как плательщика налога на имущество организаций и арендной платы, размер которых рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения и предмета договора аренды.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о несоответствии положенного в основу выводов суда заключения эксперта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности со ссылкой на: необоснованное отнесение объекта-аналога N 3, использованного в рамках сравнительного подхода, к объекту, расположенному на первой линии некрупной второстепенной улицы; отсутствие учета наличия мансарды у объекта-аналога N 1, использованного в рамках доходного подхода; некорректное определение арендопригодной площади в рамках доходного подхода, аналогичны доводам, которые проверялись судом первой инстанции и с учетом письменных пояснений экспертов, проводивших судебную экспертизу, не признаны в качестве оснований, позволяющих усомниться в выводах экспертов, поскольку не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения, что находит отражение в судебном акте.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объектов нежилой недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Обстоятельства: Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются права и обязанности истца как плательщика налога на имущество организаций и арендной платы, размер которых рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения и предмета договора аренды.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о несоответствии положенного в основу выводов суда заключения эксперта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности со ссылкой на: необоснованное отнесение объекта-аналога N 3, использованного в рамках сравнительного подхода, к объекту, расположенному на первой линии некрупной второстепенной улицы; отсутствие учета наличия мансарды у объекта-аналога N 1, использованного в рамках доходного подхода; некорректное определение арендопригодной площади в рамках доходного подхода, аналогичны доводам, которые проверялись судом первой инстанции и с учетом письменных пояснений экспертов, проводивших судебную экспертизу, не признаны в качестве оснований, позволяющих усомниться в выводах экспертов, поскольку не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения, что находит отражение в судебном акте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аренда помещений для ритейла
(Брильян В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)В строящихся ТЦ арендаторы нередко просят привязать оплату аренды к уровню заполняемости ТРЦ. Как пример: если на дату начала коммерческой деятельности наполняемость торгового центра составит менее X% от их арендопригодной площади оплате арендатором подлежит Y% от постоянной части арендной платы, процент от товарооборота и переменная арендная плата.
(Брильян В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)В строящихся ТЦ арендаторы нередко просят привязать оплату аренды к уровню заполняемости ТРЦ. Как пример: если на дату начала коммерческой деятельности наполняемость торгового центра составит менее X% от их арендопригодной площади оплате арендатором подлежит Y% от постоянной части арендной платы, процент от товарооборота и переменная арендная плата.
Статья: Реализация доходного подхода при оценке земельных участков для целей оспаривания кадастровой стоимости: теория и практика
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Ключевые слова: доходный поход при оценке земельных участков, арендопригодная площадь участка, замощение земельного участка, отнесение объектов к улучшениям земельного участка, метод капитализации земельной ренты, модифицированный метод распределения.
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Ключевые слова: доходный поход при оценке земельных участков, арендопригодная площадь участка, замощение земельного участка, отнесение объектов к улучшениям земельного участка, метод капитализации земельной ренты, модифицированный метод распределения.
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2021 N 142
(ред. от 20.05.2024)
"Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2021 N 63543)Не менее 70% арендопригодных площадей технопарка, промышленного технопарка должны быть предназначены для резидентов, осуществляющих деятельность, относящуюся к обрабатывающему производству, или научным исследованиям и разработкам, или техническим испытаниям, исследованиям, анализу и сертификации, или деятельности в области информации и связи, разработки компьютерного программного обеспечения, или профессиональной, научной и технической деятельности.
(ред. от 20.05.2024)
"Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2021 N 63543)Не менее 70% арендопригодных площадей технопарка, промышленного технопарка должны быть предназначены для резидентов, осуществляющих деятельность, относящуюся к обрабатывающему производству, или научным исследованиям и разработкам, или техническим испытаниям, исследованиям, анализу и сертификации, или деятельности в области информации и связи, разработки компьютерного программного обеспечения, или профессиональной, научной и технической деятельности.
Приказ Минэкономразвития России от 19.04.2024 N 239
"Об утверждении примерной формы перспективного плана развития особой экономической зоны и формы плана обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к особой экономической зоне территории"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2024 N 78269)схематическое изображение ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации с указанием общей площади, полезной (арендопригодной) площади, фактически используемой резидентами ОЭЗ площади и свободной площади ОЭЗ, а также прилегающей территории ОЭЗ и территорий, которые в перспективе могут быть включены в границы ОЭЗ (при наличии);
"Об утверждении примерной формы перспективного плана развития особой экономической зоны и формы плана обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к особой экономической зоне территории"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2024 N 78269)схематическое изображение ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации с указанием общей площади, полезной (арендопригодной) площади, фактически используемой резидентами ОЭЗ площади и свободной площади ОЭЗ, а также прилегающей территории ОЭЗ и территорий, которые в перспективе могут быть включены в границы ОЭЗ (при наличии);
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Косвенно вертикальное строительство явилось причиной серьезных проблем, связанных с сохранением объектов культурного наследия. Так, Джон Костонис в своей статье "Чикагский план: стимулирующее зонирование и сохранение городских достопримечательностей" 1972 года отмечал, что гибель большого количества заветных зданий - явление исключительно американское. Отчасти это отражает национальную склонность отождествлять перемены с прогрессом, даже ценой разрушения связей нации с ее прошлым. Однако в фундаментальном плане это явление есть продукт системы, которая возлагает ответственность за принятие большинства решений в области городского развития на частных собственников, чей выбор, как и следовало ожидать, определяется потребностями рынка недвижимости. Упрямая реальность, лежащая в основе дилеммы достопримечательностей, заключается в том, что владение достопримечательностями в центральных районах с высокой стоимостью земли заметно менее прибыльно, чем их реконструкция. Таким образом, существует непрекращающийся обмен - вредный для городской среды - зданий, имеющих уникальную архитектурную особенность, на стеклянные и стальные башни, которые переполнены таким количеством арендопригодной площади, которое позволяет местное зонирование и которое может поглотить рынок [4, p. 575].
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Косвенно вертикальное строительство явилось причиной серьезных проблем, связанных с сохранением объектов культурного наследия. Так, Джон Костонис в своей статье "Чикагский план: стимулирующее зонирование и сохранение городских достопримечательностей" 1972 года отмечал, что гибель большого количества заветных зданий - явление исключительно американское. Отчасти это отражает национальную склонность отождествлять перемены с прогрессом, даже ценой разрушения связей нации с ее прошлым. Однако в фундаментальном плане это явление есть продукт системы, которая возлагает ответственность за принятие большинства решений в области городского развития на частных собственников, чей выбор, как и следовало ожидать, определяется потребностями рынка недвижимости. Упрямая реальность, лежащая в основе дилеммы достопримечательностей, заключается в том, что владение достопримечательностями в центральных районах с высокой стоимостью земли заметно менее прибыльно, чем их реконструкция. Таким образом, существует непрекращающийся обмен - вредный для городской среды - зданий, имеющих уникальную архитектурную особенность, на стеклянные и стальные башни, которые переполнены таким количеством арендопригодной площади, которое позволяет местное зонирование и которое может поглотить рынок [4, p. 575].
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществеРешением суда от 02.08.2024 ООО "Петромар, СПб" обязано в пятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу предоставить компании следующие документы за последние три года до даты обращения с требованием (22.09.2023): справку об открытых/закрытых счетах в кредитных организациях со сведениями об остатках денежных средств на счетах по состоянию на 22.09.2023; расширенные выписки о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Петромар, СПБ" по всем банковским счетам, содержащие в себе сведения о дате и номере банковской операции, наименование и ИНН контрагента, сумма платежа, назначение платежа, а также иную информацию об операции, за период с 01.01.2023 по 22.09.2023; копии приказов и решений генерального директора общества за период с 01.01.2023 по 22.09.2023, в том числе документацию о смене юридического адреса общества на: 194100, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Сампсониевское, Новолитовская ул., д. 15, литера А, пом./корп. 1-н/д, эт./офис 6/д-617; сведения об объеме нераспределенной прибыли ООО "Петромар, СПБ", полученной по результатам 3 и 4 кварталов 2020, 2021, 2022, по состоянию на дату исполнения требования; сведения о месте нахождения исполнительного органа общества, а также места хранения документации, места нахождения рабочих мест сотрудников общества, а также режима работы сотрудников; сведения обо всех заключенных (исполненных и неисполненных) договорах в период с 01.01.2023; общую оборотно-сальдовую ведомость по счетам общества за период с 01.01.2023 по 22.09.2023; все налоговые декларации общества за период с 01.01.2023 по 22.09.2023; сведения о бенефициарных владельцах ООО "Петромар, СПб" на 31.12.2020, 31.12.2021, 31.12.2022, 22.09.2023; договор об учреждении ООО "Петромар, СПб"; протоколы собрания участников ООО "Петромар, СПб", содержащие решения о создании общества) и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал, а также иные решения, связанные с созданием ООО "Петромар, СПб"; свидетельство о государственной регистрации ООО "Петромар, СПб"; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ООО "Петромар, СПб"; приказы и распоряжения, изданные единоличным исполнительным органом (генеральным директором) ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; сведения об удостоверяющих центрах, в которых ООО "Петромар, СПб", получало электронные подписи (в том числе, усиленные квалифицированные электронные подписи) за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; протоколы общих (годовых и внеочередных) собраний ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; регистры бухгалтерского учета ООО "Петромар, СПб" по счетам 50, 51, 60, 76, 01 за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; учетную политику ООО "Петромар, СПб" на 3 и 4 кварталы 2020, 2021, 2022 и 2023; расшифровку бухгалтерского баланса ООО "Петромар, СПб" по состоянию на 3 и 4 кварталы 2020, 2021, 2022 и 2023 по всем "ненулевым" строкам баланса со следующим раскрытием информации: перечень нематериальных активов с указанием: первоначальной стоимости, начисленной амортизации, остаточной стоимости на дату последней отчетности, даты постановки на баланс, даты создания, нормативного срока службы (срок окончания защитного документа); перечень основных средств с указанием: инвентарного номера, первоначальной стоимости, начисленной амортизации, срока амортизации в месяцах, амортизационной группы, остаточной стоимости на дату ответа, даты постановки на баланс, даты выпуска, нормативного срока службы, кода ОКОФ; для земельных участков - свидетельства о праве собственности, договоры аренды, кадастровые планы; для зданий, сооружений - свидетельства о праве собственности, паспорта БТИ, экспликации; сведения по договорам аренды (в табличной форме) - арендопригодные площади, сданные в аренду площади, ставки аренды по каждому контрагенту; генплан территории с расположением зданий и сооружений; для машин и оборудования: перечень объектов, находящихся в лизинге, действующие договоры лизинга по всем соответствующим объектам с приложением графика лизинговых платежей по каждому договору; для транспортных средств - наименование, марка (модель), изготовитель (страна и фирма), состояние (рабочее/нерабочее), пробег на дату ответа (по автомобилям), наработка моточасах (по спецтехнике), технические характеристики (производительность, грузоподъемность и др.); документы, подтверждающие права ООО "Петромар, СПб" на имущество, которое числится на балансе общества, включая договоры, на основании которых приобретено такое имущество, акты приема-передачи за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; налоговые декларации ООО "Петромар, СПб" по УСН за 2020, налоговые декларации по УСН, НДС и налогу на прибыль за 2021, налоговые декларации по УСН и налогу на прибыль за 2022, 2023, по дату исполнения требования; штатные расписания ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; положения о внутреннем распорядке дня ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; действующий трудовой договор с единоличным исполнительным органом (генеральным директором) ООО "Петромар, СПб", а также трудовые договоры с единоличным исполнительным органом (генеральным директором) ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения настоящего требования; должностные инструкции единоличного исполнительного органа (генерального директора) ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения настоящего требования, включая действующую; документы и сведения о вознаграждении, компенсациях и премиях, выплаченных единоличному исполнительному органу (генеральному директору) ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения настоящего требования; документы и сведения о вознаграждении, компенсациях и премиях, выплаченных ООО "Петромар, СПб" сотрудникам из руководящего состава общества за период с 22.09.2020 по дату исполнения настоящего требования; справку по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц в отношении единоличного исполнительного органа (генерального директора); сведения о среднесписочной численности работников ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; действующие трудовые договоры с работниками ООО "Петромар, СПб", включая приложения и дополнения к таким договорам, а также иные документы, предусматривающие выплаты работникам ООО "Петромар, СПб", а также аналогичные договоры; должностные инструкции, действующие в ООО "Петромар, СПб" в отношении всех предусмотренных штатным расписанием должностей; расторгнутые за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования (вне зависимости от основания расторжения) трудовые договоры с работниками ООО "Петромар, СПБ", включая приложения и дополнения к таким договорам, а также иные документы, предусматривающие выплаты работникам ООО "Петромар, СПб", а также аналогичные договоры; протокол о назначении действующего единоличного исполнительного органа (генерального директора) ООО "Петромар, СПб" со всеми приложениями; список судебных споров, в которых участвует или участвовало ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; реестра договоров (иных сделок) ООО "Петромар, СПб" по состоянию на дату исполнения требования с обязательным указанием следующей информации: предмет, цена, срок каждого договора; существенные условия каждого договора; дата заключения договора, присвоенный договору номер, место заключения договора, лица, подписавшие договор; контрагент (наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес); договоры купли-продажи, оказания услуг, лизинга, подряда, заключенные ООО "Петромар, СПб" для осуществления основных и дополнительных видов хозяйственной деятельности за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; договоры с ООО "Петромар, СПб", расторгнутые (вне зависимости от оснований расторжения) за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования с приложением каждого расторгнутого договора, уведомлений (сообщений, иных документов-оснований) о расторжении каждого договора; договоры аренды движимого и недвижимого имущества, заключенный ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования в качестве арендатора; действующие договоры (соглашения, протоколы, решения и т.п.), на основании которых производилось или производится отчуждение, или покупка имущества ООО "Петромар, СПб", включая, но не ограничиваясь: оборудование, автотранспорт, за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; действующие договоры, размер платы или стоимость встречного предоставления по которым превышает сумму 500 000 руб.; действующие и расторгнутые/прекратившие действие договоры, заключенные между ООО "Петромар, СПб" и АО "Петербургский нефтяной терминал" со всеми приложениями и дополнениями; договоры, заключенные и/или действовавшие за период с 22.09.2020 по 22.09.2023 между ООО "Петромар, СПб" и АО "Петербургский нефтяной терминал" со всеми приложениями и дополнениями; списки аффилированных лиц ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; сведения о бенефициарных владельцах ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования; сведения о действующих доверенностях и электронных подписях (включая усиленные квалифицированные электронные подписи), выданных от имени ООО "Петромар, СПб" (вместе с соответствующими копиями таких документов) по состоянию на дату исполнения настоящего требования; сведения о действовавших и отозванных доверенностях и электронных подписях (включая усиленные квалифицированные электронные подписи) от ООО "Петромар, СПб" за период с 22.09.2020 по дату исполнения требования.