Арендатор лесного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Арендатор лесного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 542
(ред. от 23.03.2023)
"Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61320)Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2020 г. N 61320
(ред. от 23.03.2023)
"Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61320)Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2020 г. N 61320
Статья: Земельный участок и лесной участок
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 2)Суд отказал в удовлетворении заявления. В силу ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. При этом действующее законодательство не предусматривает обязанности уполномоченного органа при образовании части лесного участка получать согласие арендаторов, использующих лесной участок.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 2)Суд отказал в удовлетворении заявления. В силу ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. При этом действующее законодательство не предусматривает обязанности уполномоченного органа при образовании части лесного участка получать согласие арендаторов, использующих лесной участок.
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приморский краевой суд оставил без изменения приговор Дальнегорского районного суда, указав, что наличие договора на оказание услуг по заготовке древесины между ООО не является достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. Без подачи арендатором лесного участка лесной декларации в установленном законом порядке действия исполнителя по такому договору не могут являться законными (Апелляционное определение Приморского краевого суда от 15.06.2015 по делу N 22-3338/2015).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приморский краевой суд оставил без изменения приговор Дальнегорского районного суда, указав, что наличие договора на оказание услуг по заготовке древесины между ООО не является достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. Без подачи арендатором лесного участка лесной декларации в установленном законом порядке действия исполнителя по такому договору не могут являться законными (Апелляционное определение Приморского краевого суда от 15.06.2015 по делу N 22-3338/2015).
Статья: Актуальные проблемы аренды лесных участков
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает комплексный подход, что требует от арендатора широкого применения инвестиций не только в освоении арендованных лесных участков, но и создание транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры, осуществления затратных лесовосстановительных мероприятий. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство лесных ресурсов находится в труднодоступных местах, весьма серьезную статью расходов лесозаготовителей составляет строительство лесных дорог, которое в России в отличие от зарубежных стран (например, Финляндии) осуществляется за счет частных арендаторов лесных участков. Из этого следует, что для эффективного освоения подобных проблемных лесных участков и тем более лесовосстановительных мероприятий арендатор должен располагать очень существенными денежными средствами, спецтехникой, штатом соответствующих специалистов. В связи с этим при проведении подобных аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков очень важной является реальность исполнения арендатором всего комплекса экономических и экологических мероприятий на долговременной основе. В условиях финансовой нестабильности экономические трудности сейчас испытывает в основном малый бизнес, для финансовой несостоятельности которого критическими могут оказаться самые незначительные изменения рыночной конъюнктуры. Учитывая, что минимальный срок договора аренды лесного участка для лесозаготовки составляет десять лет в соответствии с п. 3 ст. 72 ЛК РФ, логично предположить, что именно крупный бизнес может быть более надежным исполнителем договоров аренды лесных участков на долговременной основе, который в состоянии инвестировать существенные средства в строительство лесных дорог и осуществить необходимый достаточно затратный комплекс мероприятий по восстановлению леса. Это следует учитывать при проведении антимонопольной политики государства, которая не должна сводиться к учету поверхностных формальных и вульгарно экономических факторов. В частности, при оценке конкуренции и доминирования на рынке лесозаготовки антимонопольные органы должны адекватно оценивать факторы, влияющие на формирование лотов аукционов, на заключение договоров аренды лесных участков, в том числе экономические и экологические интересы государства на объединение нескольких лесных участков в один лот с точки зрения инвестиционной привлекательности и необходимости освоения лесных ресурсов на основе комплексного подхода.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает комплексный подход, что требует от арендатора широкого применения инвестиций не только в освоении арендованных лесных участков, но и создание транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры, осуществления затратных лесовосстановительных мероприятий. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство лесных ресурсов находится в труднодоступных местах, весьма серьезную статью расходов лесозаготовителей составляет строительство лесных дорог, которое в России в отличие от зарубежных стран (например, Финляндии) осуществляется за счет частных арендаторов лесных участков. Из этого следует, что для эффективного освоения подобных проблемных лесных участков и тем более лесовосстановительных мероприятий арендатор должен располагать очень существенными денежными средствами, спецтехникой, штатом соответствующих специалистов. В связи с этим при проведении подобных аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков очень важной является реальность исполнения арендатором всего комплекса экономических и экологических мероприятий на долговременной основе. В условиях финансовой нестабильности экономические трудности сейчас испытывает в основном малый бизнес, для финансовой несостоятельности которого критическими могут оказаться самые незначительные изменения рыночной конъюнктуры. Учитывая, что минимальный срок договора аренды лесного участка для лесозаготовки составляет десять лет в соответствии с п. 3 ст. 72 ЛК РФ, логично предположить, что именно крупный бизнес может быть более надежным исполнителем договоров аренды лесных участков на долговременной основе, который в состоянии инвестировать существенные средства в строительство лесных дорог и осуществить необходимый достаточно затратный комплекс мероприятий по восстановлению леса. Это следует учитывать при проведении антимонопольной политики государства, которая не должна сводиться к учету поверхностных формальных и вульгарно экономических факторов. В частности, при оценке конкуренции и доминирования на рынке лесозаготовки антимонопольные органы должны адекватно оценивать факторы, влияющие на формирование лотов аукционов, на заключение договоров аренды лесных участков, в том числе экономические и экологические интересы государства на объединение нескольких лесных участков в один лот с точки зрения инвестиционной привлекательности и необходимости освоения лесных ресурсов на основе комплексного подхода.
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В контексте данного вопроса с учетом результатов анализа материалов судебной практики можно говорить об отсутствии однозначного толкования правовых норм о начале срока для разработки и представления проекта освоения лесов для государственной экспертизы арендатором лесного участка. Это связано с тем, что особенности оборота земель лесного фонда дополнительно к гражданскому и земельному устанавливаются лесным законодательством, что не всегда учитывалось судами.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В контексте данного вопроса с учетом результатов анализа материалов судебной практики можно говорить об отсутствии однозначного толкования правовых норм о начале срока для разработки и представления проекта освоения лесов для государственной экспертизы арендатором лесного участка. Это связано с тем, что особенности оборота земель лесного фонда дополнительно к гражданскому и земельному устанавливаются лесным законодательством, что не всегда учитывалось судами.
Статья: Правовое значение достоверности реестра проблемных застройщиков
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)В сфере капитального строительства можно выделить отдельные виды реестров, которые в совокупности осуществляют функцию единого реестра проблемных застройщиков: единый реестр застройщиков и единый реестр проблемных объектов (ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <2>), реестр недобросовестных поставщиков (для сферы публичных закупок) (ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3>), реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (ст. 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации <4>) и др.
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)В сфере капитального строительства можно выделить отдельные виды реестров, которые в совокупности осуществляют функцию единого реестра проблемных застройщиков: единый реестр застройщиков и единый реестр проблемных объектов (ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <2>), реестр недобросовестных поставщиков (для сферы публичных закупок) (ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3>), реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (ст. 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации <4>) и др.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения1.5. Должен ли арендатор вернуть лесной участок при расторжении договора аренды, если у него есть лицензия на право пользования недрами на данном участке
Статья: Некоторые вопросы правоприменения статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Необходимо заметить, что в предыдущей редакции норма ст. 62 ЛК РФ предусматривала, что лесовосстановление осуществляется арендаторами лесных участков, предоставленных в аренду для заготовки древесины (только для заготовки древесины, которая является самостоятельным видом использования лесов, представляющий собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса (ст. 25, 29 ЛК РФ)).
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Необходимо заметить, что в предыдущей редакции норма ст. 62 ЛК РФ предусматривала, что лесовосстановление осуществляется арендаторами лесных участков, предоставленных в аренду для заготовки древесины (только для заготовки древесины, которая является самостоятельным видом использования лесов, представляющий собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса (ст. 25, 29 ЛК РФ)).
Вопрос: Арендатор лесного участка не выполняет свои обязательства по лесовосстановлению. В случае привлечения его к ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ и своевременной уплаты арендатором штрафа может ли арендатор повторно быть привлечен к ответственности в будущем?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Арендатор лесного участка не выполняет свои обязательства по лесовосстановлению. В случае привлечения его к ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ и своевременной уплаты арендатором штрафа есть ли вероятность повторного привлечения арендатора к ответственности в будущем, если само лесовосстановление на данном участке арендатором так и не выполняется?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Арендатор лесного участка не выполняет свои обязательства по лесовосстановлению. В случае привлечения его к ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ и своевременной уплаты арендатором штрафа есть ли вероятность повторного привлечения арендатора к ответственности в будущем, если само лесовосстановление на данном участке арендатором так и не выполняется?
Статья: Роль Совета Федерации в реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология"
(Синчук Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Кроме того, Совет Федерации наделен полномочиями по проведению парламентского контроля в целях выявления ключевых проблем, а также в целях привлечения внимания уполномоченных государственных органов и должностных лиц к выявленным проблемам. В интересах рассматриваемой темы стоит отметить и такую цель парламентского контроля Совета Федерации, как изучение практики применения законодательства. В результате проводимых мероприятий Совет Федерации вправе поручить Комитету разработку законопроекта, содержащего необходимые изменения законодательства в области сохранения лесов, а также предложить государственным органам и должностным лицам меры по устранению выявленных нарушений. Так, например, 3 ноября 2020 г. Советом Федерации было издано Постановление N 475-СФ "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства" <7>. В нем указана необходимость реформирования системы управления лесным хозяйством и установления ответственности юридических и физических лиц за нелегальную обработку и продажу древесины, а также целесообразность наделения арендаторов лесных участков отдельными полномочиями "по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного выруба леса" <8>.
(Синчук Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Кроме того, Совет Федерации наделен полномочиями по проведению парламентского контроля в целях выявления ключевых проблем, а также в целях привлечения внимания уполномоченных государственных органов и должностных лиц к выявленным проблемам. В интересах рассматриваемой темы стоит отметить и такую цель парламентского контроля Совета Федерации, как изучение практики применения законодательства. В результате проводимых мероприятий Совет Федерации вправе поручить Комитету разработку законопроекта, содержащего необходимые изменения законодательства в области сохранения лесов, а также предложить государственным органам и должностным лицам меры по устранению выявленных нарушений. Так, например, 3 ноября 2020 г. Советом Федерации было издано Постановление N 475-СФ "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства" <7>. В нем указана необходимость реформирования системы управления лесным хозяйством и установления ответственности юридических и физических лиц за нелегальную обработку и продажу древесины, а также целесообразность наделения арендаторов лесных участков отдельными полномочиями "по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного выруба леса" <8>.