Аренда муниципальной земли коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда муниципальной земли коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2025 N 2404-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭКО лайн" на нарушение его конституционных прав частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"Часть 6 статьи 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", предусматривающая право арендаторов земельных участков, относящихся к публичной собственности, на продление срочного договора аренды в случае принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении на своей территории режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, призвана обеспечить защиту и восстановление имущественных прав арендаторов, поскольку при заключении таких договоров они планировали использовать земельные участки в течение всего срока аренды, но были лишены такой возможности по обстоятельствам, связанным с мероприятиями по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2022 года N 2410-О). Те же цели преследует и правило, закрепленное в части 5 статьи 19 названного Федерального закона о возможности продления срока аренды государственного или муниципального недвижимого имущества (за исключением земельных участков, указанных в части 6 данной статьи) на срок до одного года на тех же условиях или иных согласованных сторонами условиях, не ухудшающих положение арендатора.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭКО лайн" на нарушение его конституционных прав частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"Часть 6 статьи 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", предусматривающая право арендаторов земельных участков, относящихся к публичной собственности, на продление срочного договора аренды в случае принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении на своей территории режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, призвана обеспечить защиту и восстановление имущественных прав арендаторов, поскольку при заключении таких договоров они планировали использовать земельные участки в течение всего срока аренды, но были лишены такой возможности по обстоятельствам, связанным с мероприятиями по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2022 года N 2410-О). Те же цели преследует и правило, закрепленное в части 5 статьи 19 названного Федерального закона о возможности продления срока аренды государственного или муниципального недвижимого имущества (за исключением земельных участков, указанных в части 6 данной статьи) на срок до одного года на тех же условиях или иных согласованных сторонами условиях, не ухудшающих положение арендатора.
Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2021 N 302-ЭС21-18830 по делу N А19-20517/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа во внесении изменений в договор аренды земельного участка, устранении нарушений.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку независимо от даты поступления уполномоченному органу заявление о продлении договора было подано до истечения срока его действия, при этом учтена обязательность применения ФЗ от 08.06.2020 N 166-ФЗ, устанавливающего право предпринимателя на продление арендных отношений на момент принятия оспариваемого решения.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В силу положений статьи 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 166-ФЗ) до 01.03.2021 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с названным дополнительным соглашением определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года, при этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются; арендодатель обязан без проведения торгов заключить указанное соглашение в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа во внесении изменений в договор аренды земельного участка, устранении нарушений.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку независимо от даты поступления уполномоченному органу заявление о продлении договора было подано до истечения срока его действия, при этом учтена обязательность применения ФЗ от 08.06.2020 N 166-ФЗ, устанавливающего право предпринимателя на продление арендных отношений на момент принятия оспариваемого решения.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В силу положений статьи 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 166-ФЗ) до 01.03.2021 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с названным дополнительным соглашением определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года, при этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются; арендодатель обязан без проведения торгов заключить указанное соглашение в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности принудительной реализации незавершенного строительства ввиду прекращения права аренды публичного земельного участка (ст. 239.1 ГК РФ)
(Андреева Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)3) в прекращенном договоре аренды земельного участка из государственных или муниципальных земель не было указано, что участок предоставлен для завершения строительства, либо были прописаны иные цели аренды;
(Андреева Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)3) в прекращенном договоре аренды земельного участка из государственных или муниципальных земель не было указано, что участок предоставлен для завершения строительства, либо были прописаны иные цели аренды;
Статья: Арендаторы публичных земельных участков: меры поддержки в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве / Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России - Goltsblat BLP, напоминает о предусмотренных на федеральном и региональном уровнях мерах поддержки арендаторов публичных земельных участков в условиях распространения коронавирусной инфекции.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве / Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России - Goltsblat BLP, напоминает о предусмотренных на федеральном и региональном уровнях мерах поддержки арендаторов публичных земельных участков в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Нормативные акты
Решение Башкортостанского УФАС России от 25.07.2022 по делу N 002/01/15-1714/2021
Обстоятельства: Заинтересованными лицами заключен договор аренды для использования в целях строительства реабилитационного центра без проведения обязательных процедур и в отсутствие документов, подтверждающих наличие у арендатора права на объект, не завершенный строительством.
Решение: Признать в действиях заинтересованных лиц наличие нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
Обстоятельства: Заинтересованными лицами заключен договор аренды для использования в целях строительства реабилитационного центра без проведения обязательных процедур и в отсутствие документов, подтверждающих наличие у арендатора права на объект, не завершенный строительством.
Решение: Признать в действиях заинтересованных лиц наличие нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
Статья: Аренда рубль бережет. Отсрочка по платежам за съемные помещения
(Фомина Л.)
("Финансовая газета", 2020, N 16)Об интересах арендодателей Правительство РФ также не забыло. Арендаторам, которые предоставили отсрочку уплаты арендных платежей, субъекты РФ и муниципалитеты должны предоставить меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество, земельного налога, арендной платы за землю, но только в отношении того объекта недвижимости и за тот период, когда такой арендодатель сам предоставил отсрочку своему арендатору.
(Фомина Л.)
("Финансовая газета", 2020, N 16)Об интересах арендодателей Правительство РФ также не забыло. Арендаторам, которые предоставили отсрочку уплаты арендных платежей, субъекты РФ и муниципалитеты должны предоставить меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество, земельного налога, арендной платы за землю, но только в отношении того объекта недвижимости и за тот период, когда такой арендодатель сам предоставил отсрочку своему арендатору.