Аренда лесного участка без торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда лесного участка без торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74 "Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов" ЛК РФ"Нормы главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 71 - 74.4), регулирующие порядок предоставления лесных участков с учетом отраслевой специфики, не предусматривают возможность продления сроков действия договоров аренды лесных участков. Частью 1 статьи 74 ЛК РФ установлено право арендатора на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов при соблюдении определенных условий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые последствия неправомерного предоставления государственных и муниципальных преференций
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Так, например, Постановлением Приморского УФАС России от 10.06.2022 по делу N 025/04/14.9-207/2022 <11> к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ привлечен гражданин К., занимавший ранее должность министра лесного хозяйства и охраны животного мира Приморского края. Как было установлено территориальным антимонопольным органом, министерство, возглавляемое в период нарушения антимонопольного законодательства (административного правонарушения) гражданином К., незаконно заключило соглашение о продлении срока действия договора аренды лесных участков без торгов, тем самым предоставив отдельным хозяйствующим субъектам необоснованную преференцию, создав для них конкурентные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами для осуществления деятельности на товарном рынке заготовки древесины, что нарушает п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Так, например, Постановлением Приморского УФАС России от 10.06.2022 по делу N 025/04/14.9-207/2022 <11> к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ привлечен гражданин К., занимавший ранее должность министра лесного хозяйства и охраны животного мира Приморского края. Как было установлено территориальным антимонопольным органом, министерство, возглавляемое в период нарушения антимонопольного законодательства (административного правонарушения) гражданином К., незаконно заключило соглашение о продлении срока действия договора аренды лесных участков без торгов, тем самым предоставив отдельным хозяйствующим субъектам необоснованную преференцию, создав для них конкурентные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами для осуществления деятельности на товарном рынке заготовки древесины, что нарушает п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7) обязательство исполнительного органа субъекта Российской Федерации предоставлять в течение срока действия охотхозяйственного соглашения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду без проведения торгов земельные участки и лесные участки в границах охотничьего угодья для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7) обязательство исполнительного органа субъекта Российской Федерации предоставлять в течение срока действия охотхозяйственного соглашения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду без проведения торгов земельные участки и лесные участки в границах охотничьего угодья для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Арбитражный суд Хабаровского края <15> поддержал недропользователя, когда общество, получившее лицензию на добычу угля, оспорило решение об отказе в предоставлении земельного участка (лесного участка) в аренду без торгов под внешний отвал. Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду явилось то, что он "расположен за границами лицензии", следовательно, данная лицензия не является основанием для предоставления заявленного лесного участка без проведения торгов. Суд не согласился с позицией органа, уполномоченного на распоряжение лесными участками, однако в обоснование сослался на положения ст. 25.1 Закона о недрах, предусматривающей, что земельные участки, находящиеся в публичной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в аренду без проведения торгов после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Из этого положения суд сделал следующий вывод: лицензия может служить основанием для выделения земельного участка как в пределах границ, указанных в лицензии, так и за их пределами, при наличии обоснования "для ведения работ, связанных с пользованием недрами", законодательство не запрещает и не исключает такой подход. Но недостатком ст. 25.1 Закона о недрах как раз и является то, что она вообще не указывает на какие-либо пространственные пределы, в которых недропользователь может получить права на земельный участок. Тем не менее суд прав в том, что пользователь недр может обосновать необходимость получения земельного участка за пределами проекции границ горного отвода, предусмотрев это в проектной документации. Как указал суд в данном случае, техническая документация, подготовленная обществом, согласованная государственными органами в установленном порядке, соответствующая требованиям ст. 23.2 Закона о недрах, подтверждает необходимость выделения дополнительных земельных участков за границами горного отвода для выполнения работ, связанных с пользованием недрами. Именно такой подход отвечает требованию рационального использования недр и наиболее полного извлечения полезного ископаемого (ч. 2, 5 ст. 23.2 Закона о недрах).
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Арбитражный суд Хабаровского края <15> поддержал недропользователя, когда общество, получившее лицензию на добычу угля, оспорило решение об отказе в предоставлении земельного участка (лесного участка) в аренду без торгов под внешний отвал. Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду явилось то, что он "расположен за границами лицензии", следовательно, данная лицензия не является основанием для предоставления заявленного лесного участка без проведения торгов. Суд не согласился с позицией органа, уполномоченного на распоряжение лесными участками, однако в обоснование сослался на положения ст. 25.1 Закона о недрах, предусматривающей, что земельные участки, находящиеся в публичной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в аренду без проведения торгов после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Из этого положения суд сделал следующий вывод: лицензия может служить основанием для выделения земельного участка как в пределах границ, указанных в лицензии, так и за их пределами, при наличии обоснования "для ведения работ, связанных с пользованием недрами", законодательство не запрещает и не исключает такой подход. Но недостатком ст. 25.1 Закона о недрах как раз и является то, что она вообще не указывает на какие-либо пространственные пределы, в которых недропользователь может получить права на земельный участок. Тем не менее суд прав в том, что пользователь недр может обосновать необходимость получения земельного участка за пределами проекции границ горного отвода, предусмотрев это в проектной документации. Как указал суд в данном случае, техническая документация, подготовленная обществом, согласованная государственными органами в установленном порядке, соответствующая требованиям ст. 23.2 Закона о недрах, подтверждает необходимость выделения дополнительных земельных участков за границами горного отвода для выполнения работ, связанных с пользованием недрами. Именно такой подход отвечает требованию рационального использования недр и наиболее полного извлечения полезного ископаемого (ч. 2, 5 ст. 23.2 Закона о недрах).
Статья: Основы правового режима лесов как объекта недвижимости
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ указанное министерство передало лесные участки, прилегающие к с. Шелтозеро, д. Залесье, в аренду для заготовки древесины ООО ДОК "Калевала" в рамках приоритетного инвестиционного проекта освоения лесов. Министерство в данном случае было вынуждено заключить договор аренды лесного участка без проведения торгов (на основании п. 2 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ) с ООО ДОК "Калевала", поскольку последнее было включено в Перечень соответствующих проектов, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг РФ) от 22 апреля 2011 г. N 554.
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ указанное министерство передало лесные участки, прилегающие к с. Шелтозеро, д. Залесье, в аренду для заготовки древесины ООО ДОК "Калевала" в рамках приоритетного инвестиционного проекта освоения лесов. Министерство в данном случае было вынуждено заключить договор аренды лесного участка без проведения торгов (на основании п. 2 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ) с ООО ДОК "Калевала", поскольку последнее было включено в Перечень соответствующих проектов, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг РФ) от 22 апреля 2011 г. N 554.