Аренда движимого имущества унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда движимого имущества унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияОднако данное правило не распространяется на распоряжение движимым имуществом, принадлежащим унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Это правило не касается также распоряжения имуществом образовательных учреждений (п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Указанные законы утратили силу с 01.09.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который аналогичной нормы не содержит.
Готовое решение: Чем аренда государственного и муниципального имущества отличается от аренды частной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)автономное учреждение или унитарное предприятие сдает в аренду движимое имущество;
(КонсультантПлюс, 2025)автономное учреждение или унитарное предприятие сдает в аренду движимое имущество;
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Установив, что В.П. Балябина значится в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, суды рассмотрели вопрос применения в деле Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает для определенных субъектов условия возникновения и осуществления ими преимущественного права на приобретение имущества, находящегося в публичной собственности, в том числе закрепленного за унитарными предприятиями. Суды пришли к выводу, что у В.П. Балябиной нет упомянутого преимущественного права в отсутствие совокупности условий, необходимых для его возникновения.
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Установив, что В.П. Балябина значится в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, суды рассмотрели вопрос применения в деле Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает для определенных субъектов условия возникновения и осуществления ими преимущественного права на приобретение имущества, находящегося в публичной собственности, в том числе закрепленного за унитарными предприятиями. Суды пришли к выводу, что у В.П. Балябиной нет упомянутого преимущественного права в отсутствие совокупности условий, необходимых для его возникновения.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение движимого и недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение движимого и недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
Статья: Хозяйственное ведение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом предприятие не вправе без согласия собственника осуществлять следующие действия с переданным ему недвижимым имуществом: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом. Движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно в установленных законом и собственником пределах и лишь в целях осуществления деятельности, которая определена уставом предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом предприятие не вправе без согласия собственника осуществлять следующие действия с переданным ему недвижимым имуществом: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом. Движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно в установленных законом и собственником пределах и лишь в целях осуществления деятельности, которая определена уставом предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
Статья: Проблемы формирования доходов от использования государственного и муниципального имущества и пути их разрешения
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 1)- доходы государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации (в том числе казенных);
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 1)- доходы государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации (в том числе казенных);
Статья: Учет внесенного в уставный капитал ООО и уставный фонд УП имущества
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Сделки, заключенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Сделки, заключенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Статья: Доходы от объектов недвижимости в системе доходов публично-правовых образований
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества (т.е. речь идет именно об объектах недвижимости) федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере <3>, - по нормативу 100%;
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества (т.е. речь идет именно об объектах недвижимости) федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере <3>, - по нормативу 100%;
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Если казенное предприятие продает определенные объекты ЖКХ (например, теплосети, централизованные системы горячего водоснабжения), в договор нужно включить условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств, а также ряд других условий (п. п. 35, 36, 45 ст. 19.1 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Если казенное предприятие продает определенные объекты ЖКХ (например, теплосети, централизованные системы горячего водоснабжения), в договор нужно включить условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств, а также ряд других условий (п. п. 35, 36, 45 ст. 19.1 Закона об унитарных предприятиях).
Статья: Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- распоряжение недвижимостью только по разрешению собственника (включая право на продажу, залог, аренду, внесение в качестве вклада в уставный капитал других хозяйственных обществ и совершение иных сделок);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- распоряжение недвижимостью только по разрешению собственника (включая право на продажу, залог, аренду, внесение в качестве вклада в уставный капитал других хозяйственных обществ и совершение иных сделок);
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Помимо собственника правомочиями по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом в силу закона наделены государственные и муниципальные унитарные предприятия в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, полномочия по распоряжению недвижимым имуществом которых ограничены согласием собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). При этом следует отметить, что и собственник ограничен в правах в отношении имущества, закрепленного им за государственным или муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, и не вправе им распоряжаться.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Помимо собственника правомочиями по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом в силу закона наделены государственные и муниципальные унитарные предприятия в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, полномочия по распоряжению недвижимым имуществом которых ограничены согласием собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). При этом следует отметить, что и собственник ограничен в правах в отношении имущества, закрепленного им за государственным или муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, и не вправе им распоряжаться.
Статья: Право на проведение оценки (определение стоимости) объектов гражданских прав
(Березин Д.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Часть 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности ограничивает круг заказчиков договора на проведение оценки, если объектом оценки является имущество, принадлежащее публичным образованиям. Заказчик оценки - представитель собственника имущества. Вот такого заказчика определяет норма ч. 5 ст. 10, которым может быть представитель собственника имущества. В последнем случае это может быть движимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, отчуждение которого не требует согласия собственника унитарного предприятия - публичного образования (ч. 2 ст. 8 Федерального закона об оценочной деятельности, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Можно предположить следующую ситуацию. Арендатором (нанимателем) недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности публичному образованию, наделенному ответственностью за его сохранность, причинен вред. Оценщик в силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности данному лицу вынужден будет отказать в заключении с ним договора на проведение оценки. Иными словами, согласно обсуждаемой норме арендатор (наниматель) такого имущества не может самостоятельно обратиться к независимому оценщику, однако он (арендатор) является владельцем этого объекта <2>. Таким образом, при отнесении объекта вещных прав к объектам оценки действующее законодательство учитывает не только оборотоспособность вещи, но и ее классификацию с формой собственности. Например, если недвижимая вещь, находящаяся в публичной форме собственности, передана созданной собственником унитарной организации в право хозяйственного ведения, субъект хозяйственного ведения не вправе самостоятельно проводить оценку этой недвижимой вещи.
(Березин Д.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Часть 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности ограничивает круг заказчиков договора на проведение оценки, если объектом оценки является имущество, принадлежащее публичным образованиям. Заказчик оценки - представитель собственника имущества. Вот такого заказчика определяет норма ч. 5 ст. 10, которым может быть представитель собственника имущества. В последнем случае это может быть движимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, отчуждение которого не требует согласия собственника унитарного предприятия - публичного образования (ч. 2 ст. 8 Федерального закона об оценочной деятельности, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Можно предположить следующую ситуацию. Арендатором (нанимателем) недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности публичному образованию, наделенному ответственностью за его сохранность, причинен вред. Оценщик в силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности данному лицу вынужден будет отказать в заключении с ним договора на проведение оценки. Иными словами, согласно обсуждаемой норме арендатор (наниматель) такого имущества не может самостоятельно обратиться к независимому оценщику, однако он (арендатор) является владельцем этого объекта <2>. Таким образом, при отнесении объекта вещных прав к объектам оценки действующее законодательство учитывает не только оборотоспособность вещи, но и ее классификацию с формой собственности. Например, если недвижимая вещь, находящаяся в публичной форме собственности, передана созданной собственником унитарной организации в право хозяйственного ведения, субъект хозяйственного ведения не вправе самостоятельно проводить оценку этой недвижимой вещи.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 4 данной статьи доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества субъекта Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 4 данной статьи доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества субъекта Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
Готовое решение: Как сдать в аренду имущество (в том числе недвижимое), находящееся в государственной или муниципальной собственности и оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)казенные учреждения и предприятия сдают в аренду любое имущество (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, п. 4 ст. 298 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)казенные учреждения и предприятия сдают в аренду любое имущество (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, п. 4 ст. 298 ГК РФ);