Антиобщественные действия несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Антиобщественные действия несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
(ред. от 17.11.2025)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
Обзор: "Основные изменения в УК РФ в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)С 8 января 2025 года усилена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
(КонсультантПлюс, 2025)С 8 января 2025 года усилена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с п. 2 названной ст. 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Федерального закона от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ <99>) должностные лица ООиП в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными п. 3 ст. 12 данного Закона.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с п. 2 названной ст. 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Федерального закона от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ <99>) должностные лица ООиП в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными п. 3 ст. 12 данного Закона.
Статья: Правовые нюансы применения института официального предостережения в отношении несовершеннолетних
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В ст. 6 Федерального закона N 182-ФЗ законодатель делает особый акцент на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. При этом следует отметить, что на федеральном уровне правовые нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с профилактикой правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, закреплены в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ <2> (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ). Обозначенный Федеральный закон неоднократно подвергался коррективам, но, к сожалению, остались пробелы законодательной регламентации, препятствующие эффективной реализации скоординированных действий субъектов профилактики.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В ст. 6 Федерального закона N 182-ФЗ законодатель делает особый акцент на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. При этом следует отметить, что на федеральном уровне правовые нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с профилактикой правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, закреплены в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ <2> (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ). Обозначенный Федеральный закон неоднократно подвергался коррективам, но, к сожалению, остались пробелы законодательной регламентации, препятствующие эффективной реализации скоординированных действий субъектов профилактики.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Целями деятельности комиссий в рамках сферы действия Федерального закона N 120-ФЗ является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Целями деятельности комиссий в рамках сферы действия Федерального закона N 120-ФЗ является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Статья: Проблемы предупреждения преступлений, совершенных несовершеннолетними
(Волосова Н.Ю., Филиппова Е.О., Журкина О.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Полагаем, что выявленные тенденции позволят разработать более эффективную систему мер профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. На сегодняшний день такие меры достаточно многообразны (правовые, социальные, психологические и др.). Их цель - выявить как можно раньше и эффективно устранить причины и условия, способствующие правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; вовремя скорректировать их поведение; подойти к профилактике индивидуально, с самим несовершеннолетним, а также индивидуализировать работу с родителями, семьями, в том числе и теми, которые находятся в социально опасном положении.
(Волосова Н.Ю., Филиппова Е.О., Журкина О.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Полагаем, что выявленные тенденции позволят разработать более эффективную систему мер профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. На сегодняшний день такие меры достаточно многообразны (правовые, социальные, психологические и др.). Их цель - выявить как можно раньше и эффективно устранить причины и условия, способствующие правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; вовремя скорректировать их поведение; подойти к профилактике индивидуально, с самим несовершеннолетним, а также индивидуализировать работу с родителями, семьями, в том числе и теми, которые находятся в социально опасном положении.
Ситуация: Каковы права и обязанности родителей, а также ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом родители также могут привлекаться к административной и уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение антиобщественных действий, в частности употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. За вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение преступления родители привлекаются к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ; ч. 2 - 4 ст. 150, ч. 2, 3 ст. 151 УК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом родители также могут привлекаться к административной и уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение антиобщественных действий, в частности употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. За вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение преступления родители привлекаются к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ; ч. 2 - 4 ст. 150, ч. 2, 3 ст. 151 УК РФ).
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
Ситуация: Каковы права и обязанности участкового?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
Статья: Организационно-правовые аспекты деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
(Павлова Л.В., Кочкина О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Анализ нормативных правовых актов демонстрирует, что в ст. 2 Федерального закона N 120-ФЗ закреплены основные задачи деятельности по ПБПН. Первой задачей закреплено предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. В свою очередь, постановка цели в любой деятельности - это первый и самый главный шаг к планированию будущей деятельности. Мы согласны с С.А. Акбаровой, которая утверждает: "Цель - это фиксация результата, который должен быть достигнут за определенный период времени. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации" <6>. Если обратиться к ст. 6 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", то увидим, что во вступительной части нормативных правовых актов должна найти отражение информация, которая закрепляет основания и цели принятия данного документа. В Федеральном законе N 120-ФЗ такой информации не содержится. Думается, что четкая постановка целей позволила бы реализацию каждой задачи сделать измеримой и контролируемой и, соответственно, оценить эффективность осуществляемой деятельности по ПБПН.
(Павлова Л.В., Кочкина О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Анализ нормативных правовых актов демонстрирует, что в ст. 2 Федерального закона N 120-ФЗ закреплены основные задачи деятельности по ПБПН. Первой задачей закреплено предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. В свою очередь, постановка цели в любой деятельности - это первый и самый главный шаг к планированию будущей деятельности. Мы согласны с С.А. Акбаровой, которая утверждает: "Цель - это фиксация результата, который должен быть достигнут за определенный период времени. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации" <6>. Если обратиться к ст. 6 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", то увидим, что во вступительной части нормативных правовых актов должна найти отражение информация, которая закрепляет основания и цели принятия данного документа. В Федеральном законе N 120-ФЗ такой информации не содержится. Думается, что четкая постановка целей позволила бы реализацию каждой задачи сделать измеримой и контролируемой и, соответственно, оценить эффективность осуществляемой деятельности по ПБПН.
Статья: Наставник в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.