Антиобщественные действия
Подборка наиболее важных документов по запросу Антиобщественные действия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
(ред. от 17.11.2025)Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
Обзор: "Основные изменения в УК РФ в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)С 8 января 2025 года усилена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
(КонсультантПлюс, 2025)С 8 января 2025 года усилена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с п. 2 названной ст. 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Федерального закона от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ <99>) должностные лица ООиП в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными п. 3 ст. 12 данного Закона.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с п. 2 названной ст. 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Федерального закона от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ <99>) должностные лица ООиП в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными п. 3 ст. 12 данного Закона.
Статья: Умысел и единый источник хищения
(Гарбатович Д.А.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Например, возраст потерпевшего является объективной характеристикой, если он является конститутивным или квалифицирующим признаком конкретного состава преступления, он вменяется только с обязательным учетом соответствующей субъективной стороны преступления. В частности, Верховный Суд разъясняет, что, "применяя закон об уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 131 - 135 УК РФ, в отношении несовершеннолетних, судам следует исходить из того, что квалификация преступлений по соответствующим признакам (к примеру, по пункту "а" части 3 статьи 131 УК РФ) возможна лишь в случаях, когда виновный знал или допускал, что потерпевшим является лицо, не достигшее восемнадцати лет или иного возраста, специально указанного в диспозиции статьи Особенной части УК РФ" <24>. По другой категории дел Верховный Суд также отмечает, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий могут быть привлечены лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и совершившие преступление умышленно. Судам необходимо устанавливать, осознавал ли взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий. Если взрослый не осознавал этого, то он не может привлекаться к ответственности по ст. 150 и 151 УК РФ <25>.
(Гарбатович Д.А.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Например, возраст потерпевшего является объективной характеристикой, если он является конститутивным или квалифицирующим признаком конкретного состава преступления, он вменяется только с обязательным учетом соответствующей субъективной стороны преступления. В частности, Верховный Суд разъясняет, что, "применяя закон об уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 131 - 135 УК РФ, в отношении несовершеннолетних, судам следует исходить из того, что квалификация преступлений по соответствующим признакам (к примеру, по пункту "а" части 3 статьи 131 УК РФ) возможна лишь в случаях, когда виновный знал или допускал, что потерпевшим является лицо, не достигшее восемнадцати лет или иного возраста, специально указанного в диспозиции статьи Особенной части УК РФ" <24>. По другой категории дел Верховный Суд также отмечает, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий могут быть привлечены лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и совершившие преступление умышленно. Судам необходимо устанавливать, осознавал ли взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий. Если взрослый не осознавал этого, то он не может привлекаться к ответственности по ст. 150 и 151 УК РФ <25>.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Проведенными проверками в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлено свыше 2 тыс. нарушений закона; в целях повышения эффективности их работы внесено 988 представлений. По каждому факту совершения преступлений несовершеннолетними или в отношении их прокурорами дана оценка полноте и своевременности принятых образовательными учреждениями мер по предупреждению противоправных и антиобщественных действий подростков.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Проведенными проверками в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлено свыше 2 тыс. нарушений закона; в целях повышения эффективности их работы внесено 988 представлений. По каждому факту совершения преступлений несовершеннолетними или в отношении их прокурорами дана оценка полноте и своевременности принятых образовательными учреждениями мер по предупреждению противоправных и антиобщественных действий подростков.
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
Статья: Наставник в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
Ситуация: Каковы права и обязанности родителей, а также ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом родители также могут привлекаться к административной и уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение антиобщественных действий, в частности употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. За вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение преступления родители привлекаются к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ; ч. 2 - 4 ст. 150, ч. 2, 3 ст. 151 УК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом родители также могут привлекаться к административной и уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение антиобщественных действий, в частности употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. За вовлечение несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в совершение преступления родители привлекаются к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ; ч. 2 - 4 ст. 150, ч. 2, 3 ст. 151 УК РФ).
Статья: Наличие малолетних детей у виновного как обстоятельство, смягчающее наказание
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Иной оценки суды придерживаются в случае вовлечения виновным ребенка в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ), например попрошайничества, распития алкогольной или спиртосодержащей продукции. Суды допускают признание наличия малолетних детей в качестве смягчающего наказание обстоятельства вне зависимости от того, вовлекались ли виновным в совершение непреступного деяния свои <62> или чужие <63> дети. Ни одного приговора, где бы суды не признавали наличие у осужденного малолетних детей в качестве смягчающего наказание обстоятельства, нами выявлено не было.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Иной оценки суды придерживаются в случае вовлечения виновным ребенка в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ), например попрошайничества, распития алкогольной или спиртосодержащей продукции. Суды допускают признание наличия малолетних детей в качестве смягчающего наказание обстоятельства вне зависимости от того, вовлекались ли виновным в совершение непреступного деяния свои <62> или чужие <63> дети. Ни одного приговора, где бы суды не признавали наличие у осужденного малолетних детей в качестве смягчающего наказание обстоятельства, нами выявлено не было.
Статья: К вопросу о прогнозировании социально-правовых последствий новеллизации уголовно-правовых запретов (на примере примечания к ст. 238 УК РФ)
(Идрисов Н.Т.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)Законодатель неожиданно выбрал другой путь. 12 июля 2024 г. в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ зарегистрирован проект Федерального закона "О внесении изменений в ст. 150 и 151 Уголовного кодекса РФ", которым предполагалось изменение норм, запрещающих вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий или преступлений <9>. Законопроект получил поддержку Правительства РФ и Верховного Суда РФ, который сделал замечания лишь технико-юридического характера. В сентябре 2024 г. проект Федерального закона N 670471-8 принят в первом чтении, рекомендован к рассмотрению во втором чтении.
(Идрисов Н.Т.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)Законодатель неожиданно выбрал другой путь. 12 июля 2024 г. в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ зарегистрирован проект Федерального закона "О внесении изменений в ст. 150 и 151 Уголовного кодекса РФ", которым предполагалось изменение норм, запрещающих вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий или преступлений <9>. Законопроект получил поддержку Правительства РФ и Верховного Суда РФ, который сделал замечания лишь технико-юридического характера. В сентябре 2024 г. проект Федерального закона N 670471-8 принят в первом чтении, рекомендован к рассмотрению во втором чтении.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Целями деятельности комиссий в рамках сферы действия Федерального закона N 120-ФЗ является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Целями деятельности комиссий в рамках сферы действия Федерального закона N 120-ФЗ является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.